Montagpena.ru

Строительство и Монтаж
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ АККУМУЛЯТОРА обычным зарядным устройством

ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ АККУМУЛЯТОРА обычным зарядным устройством

Вокруг темы десульфатации аккумулятора за последние годы «наросло» много мифов, дискуссий и прямо противоположных мнений. Одни рассказывают, что таким способом восстановили емкость практически «мертвой» АКБ. Другие уверяют (тоже на основании личного опыта), что это абсолютно бесполезная трата времени. Что же это за беда такая – десульфатация? Почему она не у всех получается, и как ее можно выполнить без покупки «специальных умных» зарядных устройств – простыми словами описано в данном материале.

ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ АККУМУЛЯТОРА обычным зарядным устройством

Что такое десульфатация АКБ простыми словами?

Десульфатация аккумулятора – это электрохимическая реакция, в результате которой разрушается сульфат свинца (PbSO4). Это вещество накапливается на пластинах АКБ в процессе разряда в виде белого налета. Пока батарея правильно эксплуатируется, сульфат свинца успешно и без остатка растворяется в процессе заряда.

Если аккумулятор часто находится в незаряженном состоянии, этого вещества на пластинах накапливается все больше и больше. Когда его становится слишком много, то при обычном цикле заряда батареи он не успевает весь растворится, так и оставаясь «висеть» на пластинах. Потом АКБ опять разряжается, и к старому налету добавляется новый слой. И так далее.

Чем же плох сульфат свинца? Вся проблема заключается в том, что его остатки закрывают собой активную поверхность пластин, в результате чего электрохимические реакции на этих участках прекращаются. В свою очередь это означает, что эти участки не работают, то есть, не накапливают и не отдают заряд.

На практике же наблюдается деградация АКБ.

  1. Во-первых, из-за уменьшения площади активного свинца снижается реальная емкость батареи. В результате она заряжается быстрее, чем обычно, и ровно так же быстро разряжается.
  2. Во-вторых, уменьшается сила пусковых токов, которые батарея способна отдавать на работу стартера. Последний крутится все хуже и неохотнее. А в сильно запущенных случаях, даже если АКБ полностью заряжена, не может сдвинуться и вовсе.

Задача десульфатации – попытаться разрушить сульфат свинца, который попросту не успевает раствориться при обычных циклах заряда батареи. Чтобы решить эту задачу, необходимо сначала разобраться, почему белый налет не успевает растворяться естественным путем, когда АКБ получает заряд от генератора или стационарного зарядного устройства.

Происходит это по совокупности сразу нескольких факторов. Самый первый из них является злейшим врагом любой свинцово-кислотной аккумуляторной батареи. Это глубокий разряд. Когда АКБ сажается в ноль и находится в таком состоянии некоторое время, отложившийся сульфат свинца на пластинах потихоньку твердеет и утолщается.

Глубоко разряженную батарею, как правило, быстренько заряжают большими токами при помощи пуско-зарядных устройств. В результате по всем показателям (плотность, напряжение, потребляемый ток заряда) АКБ приводится в заряженное состояние за сравнительно короткий промежуток времени. Однако при таком заряде не весь сульфат свинца успевает раствориться.

Еще хуже обстоят дела, когда автомобиль с полностью севшим аккумулятором пытаются завести при помощи прикуривания. Двигатель запускается, начинает работать генератор, и батарея заряжается максимально большими токами, какие только она может принять. Цикл заряда проходит еще быстрее, чем в случае использования стационарного зарядного устройства. Результат – еще больше не растворившегося сульфата свинца на пластинах.

Следующий «враг» АКБ – выкипание электролита, в результате чего снижается его уровень в отсеках. Часть пластин остается вовсе без электролита, соответственно, при очередном цикле заряда в процессе не участвует. Вполне понятно, что накопившийся на этих участках сульфат так и остается на своих местах в полном объеме. Даже если в АКБ долить воды, то налет уже не успеет раствориться при очередном цикле заряда.

И последний важный момент – это постоянный недозаряд АКБ. По умолчанию система заряда аккумулятора в автомобилях отлажена таким образом, чтобы батарея не заряжалась до 100% никогда. Делается это для того, чтобы во время длительных поездок не начинался процесс «кипения». Для этого достаточно, чтобы напряжение бортовой сети поддерживалось на уровне 14,2 В. При таком напряжении АКБ будет поддерживаться в заряженном на 85-90% состоянии.

Соответственно, при такой эксплуатации на пластинах всегда остается сульфат, раствориться полностью которому не дает недостаток напряжения. Именно поэтому так настоятельно рекомендуется регулярно заряжать аккумулятор при помощи стационарного зарядного устройства, даже если он и так нормально работает, и никогда не подводит.

Также следует отметить, что далеко не на всех автомобилях напряжение бортовой сети поддерживается на уровне 14,2 В. Особенно, когда включены мощные потребители – освещение, печка, кондиционер и так далее. Многие просто не обращают на это внимания. А тем временем на АКБ не идет больше 13-13,5 В, которых критически не хватает для зарядки до более или менее нормального уровня.

Почему десульфатация АКБ не у всех заканчивается успехом?

На этот вопрос можно дать три адекватных ответа, каждый из которых претендует на правильный:

  1. Сульфата свинца на пластинах слишком много.
  2. Десульфатация выполняется неправильно.
  3. Причиной потери емкости АКБ не является сульфат свинца.

Если случай сильно запущенный, то налет сульфата не удастся растворить полностью ничем – ни самым умным в мире зарядным устройством, ни препаратом «Трилон Б». О таких АКБ говорят, что они «отслужили свое», и кроме отправки в утиль им уже ничего не поможет. Десульфатация возможна только тогда, когда она выполняется своевременно, а также в качестве профилактики.

Неправильно десульфатация выполняется тогда, когда нет четкого понимания того, что именно надо делать. Некоторые по несколько раз полностью заряжают батарею, предварительно разряжая ее в ноль, чем безвозвратно уменьшают емкость и сокращают ресурс. Другие пытаются растворить сульфат якобы чудодейственными препаратами. Есть и такие, кто варварскими методами раскурочивает АКБ, и пытается удалить сульфатный налет механически.

Читайте так же:
Осциллограф для смартфона андроид

И последнее – если причиной «смерти» АКБ не является сульфат свинца, то десульфатация не поможет. Именно поэтому никогда не заканчиваются успехом подобные «издевательства» над закороченными АКБ, в которых явно помутневший электролит, разрушенные регулярными кипячениями пластины и другие дефекты. Отслужившие более 5 лет аккумуляторы пытаться восстановить при помощи десульфатации – тоже бесполезно в 95% случаев.

Однако десульфатация, все же, вполне может помочь, если ваш АКБ не подпадает под один из трех пунктов из списка выше. Более того, выполнить ее можно несколькими способами. Самый дорогостоящий – это покупка зарядного устройства, в котором есть соответствующий режим. Стоимость таких зарядок сопоставима с покупкой двух-трех новых АКБ, потому о целесообразности их приобретения можно только задуматься.

Различные промывки, суперсредства и любимый многими «Трилон Б» здесь рассматриваться вообще не будут. Если вам не жалко денег и времени – попробуйте. К сожалению, другого способа убедиться в бесполезности подобных процедур нет.

Что же касается профилактики или десульфатации аккумулятора обычным зарядным с несущественным налетом на пластинах и без особых затрат, то этот метод действительно стоит внимания. О нем и поговорим.

Десульфатация аккумулятора простым зарядным устройством

В первую очередь, необходимо как следует подготовить сам аккумулятор. Сделать нужно следующее:

  • Снимите АКБ с автомобиля и разместите в хорошо проветриваемом помещении с положительной температурой воздуха.
  • Тщательно очистите корпус аккумулятора от грязи, налета, пыли. Для этих целей самое дешевое, эффективное и безопасное средство – водяной раствор кухонной соды.
  • Проверьте и откорректируйте уровень электролита во всех отсеках аккумулятора. Доливать электролит или концентрированную кислоту – нельзя. Уровень выравнивается при помощи дистиллированной воды.
  • Очистите клеммы АКБ от налетов и оксидной пленки.

Далее понадобится зарядное устройство, у которого предусмотрены регулировки зарядного тока, или хотя бы напряжения. Также нужна лампочка накаливания на 12 В мощностью 20-50 Вт. Для проведения правильной десульфатации не обойтись без мультиметра. Лучше, если их два – один для изменения напряжения, другой для силы тока.

Далее вся процедура десульфатации заключается в следующем. АКБ необходимо заряжать током, не превышающим 1-2 А. В процессе зарядное устройство периодически отключается, а к аккумулятору подсоединяется лампочка. Задача – «вытянуть» из батареи половину энергии, накопленной за последний период заряда. Ориентироваться можно по напряжению на клеммах АКБ, по плотности, либо по токам заряда и разряда.

Таким способом батарея заряжается до того момента, когда при напряжении зарядного устройства 14,4 В ток заряда не превышает 0,1 А. При достижении этого момента можно считать, что был проведен один цикл десульфатации. По его завершению измеряется плотность электролита. Если она не достигла нормального уровня (1,26-1,27), но, все же, увеличилась, то есть смысл выполнить еще один цикл. Для этого батарея разряжается наполовину (до напряжения 12 В), и заряжается до 100% малым током с периодическим разрядом.

Если после каждого такого цикла итоговая плотность электролита будет увеличиваться, то это является признаком успешной десульфатации. Как правило, если случай не сильно запущенный, то уже через один-два цикла белый налет на пластинах полностью исчезнет, что можно будет увидеть через вывернутые пробки.

Если после очередного цикла десульфатации описанным способом плотность не повысилась по сравнению с предыдущим разом и не достигла нормы, то повторять процедуру смысла нет. Это означает, что скопившийся налет настолько плотный и твердый, что адекватно удалить его не получится. Такой аккумулятор остается только заменить на новый.

Десульфатация АКБ своими руками

Независимо от того, насколько правильно эксплуатируется автомобильный аккумулятор, накопление на пластинах сульфата свинца носит необратимый характер. Просто в одних случаях процесс протекает активнее, в других – медленнее, но рано или поздно ёмкость АКБ падает настолько, что автовладелец начинает задумываться, что можно сделать, чтобы продлить срок эксплуатации батареи. И самый правильный и радикальный вариант – чистка электродов аккумулятора от налёта солей свинца. Эта процедура называется десульфатацией пластин аккумулятора.

Десульфатация аккумулятора своими руками

Немного теории

Известен и противоположный термин, сульфатация. Под ним понимают образование на поверхностях положительных электродов АКБ налёта из сернокислого свинца. Это вещество является компонентой штатного процесса разрядки батареи, и в идеале во время зарядки все соли должны обратно разложиться на свинец и серную кислоту. Но на практике некоторая часть сульфата свинца в кристаллическом виде в обратную реакцию не вступает, оставаясь на свинцовых пластинах и тем самым уменьшая их полезную площадь. Именно это и приводит к уменьшению ёмкости батареи, и чем больше солей свинца накапливается на пластинах, тем хуже аккумулятор держит заряд.

Сульфатация пластин

Сульфатация пластин аккумулятора развивается по следующим причинам:

  • при глубоком разряде батареи. Слой сульфата свинца становится настолько толстым, что шансы полной обратной реакции снижаются до нуля, и при последующей зарядке 10-15% солей остаётся на пластинах. Нетрудно понять, что 3-5 таких глубоких разрядов будет достаточно, чтобы аккумулятор уже не мог крутить стартер даже в заряженном состоянии;
  • при эксплуатации в условиях отрицательных температур. Здесь всё очевидно: в морозы аккумулятор садится в разы быстрее, а севший аккумулятор – это плохо;
  • высокие температуры тоже вредны для АКБ, особенно если она разряжена – в этом случае образуются кристаллы сернокислого свинцы увеличенного размера, и именно они хуже всего вступают в обратную химическую реакцию;
  • длительное хранение батареи в разряженном состоянии также негативно сказывается на состоянии пластин – в этом случае они сульфатируются медленно, но активнее «въедаясь» в металлическую поверхность.
Читайте так же:
Ручная лебедка своими руками из подручных материалов

Существует мнение, что доливая концентрированный электролит при уменьшении его плотности, вы тем самым способствуете более активному растворению солей свинца. Это не так – увеличение содержания серной кислоты не способно разрушить застарелый слой сульфата свинца. Но это можно сделать используя специальные химсредства или производя зарядку батареи с использованием специфического алгоритма.

Плотность электролита

Главным признаком сульфатации электродов аккумулятора считается существенное падение плотности электролита. Заряженный аккумулятор имеет плотность электролитической жидкости номинальным значением 1,27 г/см³ (параметр может незначительно отличаться в зависимости от региона). При падении показателя до 1,08 г/см³ можно говорить о том, что батарея сильно сульфатирована и нуждается в проведении десульфатации.

Какие автомобильные аккумуляторы подлежат десульфатации

Существенное падение ёмкости батареи не всегда означает, что её можно восстановить, удалив с пластин налёт солей. Дело в том, что такой же результат будет наблюдаться при разрушении пластин (процесс, который активируется при недостаточном уровне электролитической жидкости), когда в банках возникло короткое замыкание. Здесь помочь уже ничем нельзя, такой аккумулятор подлежит утилизации.

Как определить, что ваша батарея всего лишь сильно сульфатирована?

Сочетание хотя бы двух нижеперечисленных признаков будет говорить о том, что пытаться восстановить ёмкость, произведя десульфатацию автомобильного аккумулятора, уже бесполезно:

Сульфатация аккумуляторных батарей

  • если АКБ садится быстро, но при этом столь же быстро заряжается;
  • электролит начинает закипать после начала зарядки слишком быстро;
  • если на пластинах заметен белый налёт, это явное свидетельство наличия сульфата свинца;
  • падение ёмкости на 30 и более процентов (для измерения этого показателя требуется дополнительное оборудование).

Во всех остальных случаях восстановление АКБ возможно.

Физические и химические методы десульфатации

Вообще-то все популярные способы десульфатации подразделяют на две группы: электрохимические, то есть с использованием специальных ЗУ, и все остальные. Начнём с рассмотрения последней группы, поскольку считается, что такие способы более эффективны, но применимы далеко не всегда.

Физическая чистка

Аккумуляторы с разборной конструкцией встречаются чрезвычайно редко, и с их десульфатацией возникает меньше всего проблем: разобрал, почистил пластины, собрал.

Но что делать, если АКБ неразборный? В интернете можно найти подробные инструкции, как разрезать батарею вверху, чтобы изъять крышку вместе с пластинами.

разрезка неразборного акб

Но нужно понимать, какие сложности возникнут во время его сборки, ведь корпус аккумулятора должен быть идеально герметичным, и обеспечить такую герметичность будет очень непростой задачей. Так что схема десульфатации аккумулятора своими руками посредством нарушения целостности его конструкции применима только при наличии «прямых» рук и всегда связана с определённым риском.

Использование специальных средств

Методы десульфатации свинцовых аккумуляторов с использованием химических присадок имеют немало поклонников, но и здесь имеется ряд ограничений.

Чаще всего говорят о средстве «Трилон Б», продаваемом в виде порошка белого цвета, который нужно использовать в виде водного раствора согласно инструкции (на 1 л. воды 100 г. вещества).

Трилон Б

В состав «Трилона» входят вещества, инертные к металлам, в том числе свинцу, но активно реагирующие с солями металлов, разрушая их. Средство активно используется в промышленности для разрушения нерастворимых солей.

Но относительно использования средства для восстановления аккумуляторов отзывы весьма противоречивы – вы можете действительно избавиться от сульфатации пластин, но велик шанс того, что после такой обработки батарею придётся выбрасывать. Рекомендуется использовать «Трилон Б» только при невысокой степени десульфатации АКБ.

Рассмотрим пошагово, как провести десульфатацию батареи в домашних условиях:

  • готовим водный раствор «Трилона Б»;
  • удаляем электролит;
  • сразу же заливаем в банки химсредство и закрываем их пробками;
  • по прошествии 40-60 минут сливаем раствор «Трилона» и несколько раз промываем пластины водой;
  • заливаем свежий электролит номинальной плотности.

Вероятность того, что в результате ёмкость АКБ повысится, достаточно высока, но в случае сильно изношенных батарей с осыпавшимися пластинами при промывке может возникнуть ситуация их замыкания. Да и сами пластины в результате воздействия «Трилона» могут посыпаться окончательно.

Десульфатация с помощью соды

Использование раствора пищевой соды также способно избавить пластины от налёта сульфата свинца, но эффективность этого метода заведомо ниже, чем у «Трилона». Перед тем, как сделать десульфатацию, убедитесь в том, что при приготовлении раствора использовалась «мягкая» вода, содержащая минимальное количество примесей в виде солей, это важно. Сам алгоритм ничем не отличается от описанного выше.

Десульфатация

Расхожее мнение о возможности проведения десульфатации дистиллированной водой не соответствует действительно – она химически нейтральна и может использоваться разве что для промывки аккумулятора.

Электрохимические методы

Все вышеперечисленные способы достаточно сложны в реализации и при этом имеют спорную эффективность. Более распространена очистка электродов от солей свинца с использованием специального ЗУ, умеющего функционировать в режиме «заряд/разряд». Правда, их стоимость достаточно высока, так что многие пользуются обычными зарядками, но тогда процесс растягивается во времени на недели и даже месяцы.

Десульфатация специальным зарядным устройством

Отличительной особенностью такого ЗУ является наличие отдельного режима десульфатации, в котором зарядное устройство будет работать достаточно долго, вплоть до нескольких дней, в зависимости от степени обрастания пластин кристаллами соли свинца.

Десульфатация

При использовании такого ЗУ возможна автоматическая десульфатация аккумулятора, нужно только правильно его подключить и активировать указанный режим.

Сам процесс достаточно прост: ЗУ работает циклически, сначала заряжая АКБ, а затем разряжая его, при этом ток заряда примерно на порядок выше тока разряда, что и делает процедуру длительной. Навороченные зарядники могут даже определять, на сколько процентов удалось восстановить батарею, и высвечивают эту информацию на дисплее после завершения работы.

Десульфатация АКБ обычной зарядкой

Покупать дорогой прибор, стоящий как новый аккумулятор, не самый оптимальный вариант. Но оказывается, что десульфатацию можно выполнить и обычной зарядкой, но только если оно позволяет регулировать параметры тока и напряжения на выходе.

Читайте так же:
Чем отполировать нержавеющую сталь

Что касается алгоритмов избавления пластин от сульфата свинца, то их существует немалое количество. При использовании любого метода необходимо убедиться, что помещение, в котором проводятся работы, хорошо вентилируемое – при длительной работе ЗУ даже из необслуживаемых аккумуляторов будет выделяться немалое количество паров электролита, отрицательно влияющего на дыхательную систему.

Десульфатация АКБ

Пример алгоритма десульфатации АКБ простым зарядником:

  1. перед началом работ батарею нужно разрядить до плотности 1,08 г/см 3 ;
  2. устанавливаем на ЗУ значения тока заряда 1 ампер при U, равном 14,1 плюс-минус 0,2 В;
  3. подключаем аккумулятор и оставляем заряжаться около восьми часов;
  4. в результате плотность должна остаться на том же уровне, а вольтаж немного подняться (на несколько В);
  5. отключаем АКБ и даём ему разрядиться на протяжении суток без дополнительной нагрузки;
  6. снова ставим батарею на зарядку на шесть-восемь часов при том же напряжении, увеличив силу тока вдвое, вплоть до 2,5 А;
  7. выходное напряжение аккумулятора снова немного вырастёт, но начнёт увеличиваться и плотность;
  8. снова разряжаем АКБ, но на этот раз с использованием нагрузки (например, лампу дальнего света). Время разряда – примерно 8 часов. Главное — нужно следить, чтобы напряжение держалось выше 9,0 В;
  9. повторяем пункты 2-8, следя за плотностью электролита. Он должен увеличиться. Нужно выполнить столько циклов, сколько нужно, чтобы плотность поднялась до номинала (1,27 г/см 3 ).

Чтобы избавиться от серьёзной сульфатации аккумулятора, может понадобиться 1-2 недели, зато результат окажется неплохим. В среднем такая процедура позволяет восстановить ёмкость АКБ до 80-90% от номинального значения, что является отличным показателем.

Метод обратной зарядки

Этот способ относится к рискованным, поэтому рекомендовать его мы не будем, но если все вышеперечисленные методы оказались безрезультатными, то многие автовладельцы решаются на его использование как на последний шанс реанимировать свой аккумулятор.

Вам понадобится наличие мощного источника тока (например, подойдёт сварочный аппарат, но только не инвертированный), способный выдавать при относительно небольшом напряжении до 80 А.

Подключаем АКБ

Итак, рассмотрим, как правильно сделать десульфатацию указанным неспецифичным методом. Подключаем АКБ к сварке, предварительно выкрутив пробки, соблюдая инвертированный порядок – плюс к минусу и наоборот. Включаем источник тока на полчаса, кипение электролита начнётся достаточно быстро, но это не страшно – он всё равно подлежит замене на новый.

Замена электролита

Замена электролита в аккумуляторе

Помните, что после выполнения процедуры методом ОЗ аккумулятор поменяет полярность, и при подключении к автомобилю и последующих зарядках это нужно учитывать!

Профилактика сульфатации

Продлить срок службы АКБ можно, придерживаясь следующих простых рекомендаций:

следите за уровнем электролита

  • не допускайте сильного разряда батареи. Летом для этого достаточно с периодичностью раз в 7-10 дней выполнять поездки длительностью не менее 40-45 минут, зимой периодически подзаряжать батарею зарядным устройством;
  • если АКБ обслуживаемая – следите за уровнем электролита;
  • приобретайте аккумулятор немного большей ёмкости, чем указано в паспорте, особенно это актуально для авто с дизельным мотором и при использовании большого количества дополнительного электрооборудования;
  • избегайте езды на разряженных аккумуляторах – это чревато глубокими разрядами и ускоренной сульфатацией пластин.

Помните, что любая батарея имеет свой ресурс, по исчерпании которого никакая десульфатация вам не поможет.

Итак, вы познакомились с несколькими распространёнными способами десульфатации автомобильных аккумуляторов. Если не считать физическую очистку электродов, все остальные методы вполне можно выполнить самостоятельно, даже без наличия соответствующего опыта. Если вы смогли реанимировать батарею, используя собственный способ, будем рады, если вы его опишите в комментариях.

Как восстановить автомобильный аккумулятор, методы десульфатации

Срок службы любого автомобильного аккумулятора зависит от разных факторов: качество исполнения, условия эксплуатации и правильная и своевременная зарядка. Но иногда даже при соблюдении всех необходимых для длительной работы устройства требований, батарея внезапно резко теряет емкость и не может обеспечить стабильную работу. Причиной этого может быть сульфатация, давайте рассмотрим, что это за явление и как с ним бороться.

Как восстановить автомобильный аккумулятор, методы десульфатации

Что такое сульфатация и ее основные признаки

Сульфатация пластин – один из внутренних процессов, способных вывести аккумулятор из строя. Он заключается в том, что химические реакции в процессе работы АКБ приводят к образованию сульфата свинца — белый налет на поверхности свинцовых пластин. Активный рост кристаллов происходит в условиях глубокого разряда, поэтому не рекомендуется длительное время хранить разряженные батареи, это может привести к их полной поломке.

Если батарея обслуживаемая, то наличие сульфата на пластинах легко определить визуально. Открутите крышечки и посмотрите на то, что внутри. Если на электродах есть белый налет, значит, этому источнику питания необходимо провести десульфатацию.

Ещё одним признаком сульфатации является быстрый заряд и быстрый разряд аккумулятора. Например, вы только что подключили к батарее зарядное устройство, и электролит начал кипеть уже через несколько минут.

Как восстановить автомобильный аккумулятор, методы десульфатации

Кроме того, сделать вывод о том, что внутри аккумулятора идет активный процесс сульфатации, можно на основе еще двух признаков:

  • Рост внутреннего сопротивления. Этот показатель увеличивается по мере роста кристаллов сульфата на поверхности свинцовых пластин.
  • Резкое падение ёмкости, которая будет уменьшаться пропорционально тому, сколько сульфата будет образовано внутри батареи, так как он не проводит ток и препятствует его отдаче.

Способы десульфатации автомобильного аккумулятора

Процесс десульфатации предполагает проведение мероприятий, позволяющих растворить частицы сульфаты свинца, для этого проводится несколько повторяющихся циклов заряд-разряд. Только надо учесть, что возможность восстановления заводского значения ёмкости не всегда возможно, многое зависит от степени запущенности и состояния конкретного источника питания. Сложнее всего вернуть в рабочее состояние АКБ, что долго хранились полностью разряженными. Как правило, такие батареи имеют очень крупные наросты, отличающиеся высоким сопротивлением, они трудно поддаются растворению.

Читайте так же:
Производство стали в электропечах преимущества и недостатки

Для этого рекомендуется использовать специальные зарядные устройства для автомобильного аккумулятора с режимом десульфатации, у них имеется встроенная функция контрольно-тренировочных циклов «заряд-разряд». Если такого под рукой нет, то можно попробовать использовать обычное устройство с возможностью ручной регулировки силы зарядного тока и напряжения. Только в этом случае придется постоянно самостоятельно контролировать процесс и изменять показатель тока зарядки. Давайте рассмотрим особенности обоих способов.

Как восстановить автомобильный аккумулятор, методы десульфатации

Способ №1. Использование ЗУ с режимом десульфатации

Стартовое значение тока зарядки и напряжения в этом случае пользователю задавать, как правило, не требуется. Все настройки прибор производит самостоятельно, так как чаще всего такие устройства способны проводить диагностику и регулировать рабочие параметры автоматически для каждого отдельного автомобильного аккумулятора.

Алгоритм работы подобных устройств предполагает некоторую раскачку, то есть сначала ведется подзарядка импульсным током с минимальным уровнем (до 0, А) с последующим его ростом до 2-3 А. Затем батарею разряжают до 10,8 В и этот цикл повторяется опять. Учтите, что кальциевые источники питания нельзя разряжать до уровня ниже 12 В, это может привести к их поломке.

Некоторые современные устройства имеют несколько иной алгоритм работы, без этапа разрядки. Они имеют адаптивный алгоритм настройки силы тока и длительности подаваемых на АКБ импульсов тока и пауз между ними. Изменяя эти 3 величины, устройство способно растворить крупные кристаллы налета даже без принудительной разрядки аккумуляторной батареи.

Как восстановить автомобильный аккумулятор, методы десульфатации

Способ №2. Использование простого ЗУ с регулятором тока и напряжения

В сети сейчас можно найти огромное количество вариантов самых разных самодельных схем десульфатирующих устройств. Мы остановимся на варианте, когда используется обычное зарядное устройство с возможностью регулировки тока и напряжения с небольшими дополнениями в виде обычной автомобильной лампы, мощность которой подбирается из расчета 10 часовой разрядки АКБ определенной емкости, что позволяет проводить эффективную десульфатацию.

Принцип реализации этого метода похож на работу автоматических устройств со встроенным режимом десульфатации. Порядок действий должен быть следующим:

  • Если в батарее не хватает электролита, то его уровень с помощью дистиллированной воды доведите до оптимального значения.
  • Поставить аккумулятор на зарядку на 8 часов. При этом на ЗУ выставите максимальный ток зарядки величиной – 1 А. Рабочее напряжение должно находиться на уровне 13,9-14,4 В.
  • Выдержите паузу в сутки.
  • Подключите к батарее лампу через реле поворотов, чтобы разрядить ее, пока напряжение не опустится до 10,8В.
  • Вновь проведите цикл зарядки. При этом силу тока установите на уровне 2А. Как только напряжение на АКБ опустится до 12,7 В зарядное следует отключить.
  • Еще раз выдержите паузу в сутки.
  • С помощью лампы опять разрядите аккумулятор до 10,8 В.
  • Зарядите автомобильную батарею током 2 А.
  • При необходимости подобные циклы надо повторить еще несколько раз до полного восстановления источника питания.

Как восстановить автомобильный аккумулятор, методы десульфатации

Количество повторений зависит от реального состояния конкретной АКБ и степени засульфатирования. В среднем обычно восстановление требует 2-3 подхода. Правда, в особо запущенных случаях даже 10 циклов будет мало, в этом случае, скорее всего, батарея уже не подлежит восстановлению. Тогда вам придется заменить эту стартерную батарею на новую.

В интернет-магазине 130.com.ua вы можете купить автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора с режимом десульфатации или новую батарею.

Лучшие зарядные устройства для аккумуляторов

Ищете качественное и самое лучшее зарядное устройство для аккумулятора? Данный рейтинг зарядных устройств для аккумулятора составляется на основании таких параметров как: высокий спрос с положительными отзывами от наших клиентов, качественное изготовление — отсутствие заводского брака и сервисных обращений, а также официальная гарантийная и пост гарантийная поддержка в Украине.

Автомобильное зарядное устройство Bosch C7 (018999907M)

Автомобильное зарядное устройство Bosch C7 (018999907M)

  • ★ с режимом десульфатации
  • ★ для 12 или 24 В свинцово-кислотных аккумуляторов
  • ★ Максимальный ток 7 А

Автомобильное зарядное устройство Ring RESC605

Автомобильное зарядное устройство Ring RESC605

  • ★ Номинальное напряжение: 12 В
  • ★ подходит для авто с системой Start/Stop
  • ★ для аккумуляторов ёмкостью 2 — 160 А/ч

Зарядное устройство для аккумуляторов Master Watt РОБОТ-12 12 В, 12.5 А

Зарядное устройство для аккумуляторов Master Watt РОБОТ-12 12 В, 12.5 А

  • ★ Имеет встроенный режим десульфатации
  • ★ Подходит для заряда гелевых и AGM, стартерных с жидким электролитом аккумуляторных батарей
  • ★ Рабочее напряжение сети от 160 В до 245 В

Материалы по теме

Выбираем зарядное устройство для аккумулятора

Зарядка аккумуляторной батареи в буквальном смысле увеличивает ее срок эксплуатации, а пуско-зарядное устройство придет на помощь при полном ее разряде

Зарядные устройства — мастер подбора

Мастер подбора зарядных устройств поможет выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора по основным критериям, таким как тип зарядного устройства и напряжение заряжаемого аккумулятора.

Сейчас на многие современные автомобили устанавливают кальциевые аккумуляторы (CA или Ca/Ca). Они умеют улучшенные характеристики и отличаются от других АКБ. Поэтому нужно использовать специальное зарядное устройство для кальциевого аккумулятора. Рассмотрим подробнее.

Как правильно выбрать пуско-зарядное устройство для автомобиля?

Часто возникает ситуация, когда в машине садится аккумулятор. Это может быть не только на морозе, но также из-за невыключенных фар, магнитолы и многого другого. В такой ситуации отлично поможет пуско-зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.

Как восстановить разряженный аккумулятор? Десульфатация АКБ

Что делать с мертвым аккумулятором? Возможности ли восстановить полностью разряженный автомобильный аккумулятор? Как бороться с сульфатацией АКБ? Ответы в статье

Отличия пусковых и пуско-зарядных устройств

Разбор основных отличий между пусковыми и пуско-зарядными устройствами. Зачем нужны автомобильные пусковые устройства?

Что такое десульфатация аккумулятора?

Аккумуляторная батарея полностью заряжена, а автомобиль не заводится? Налицо признаки сульфатации. Некоторые просто покупают новый аккумулятор, но ведь можно и старому продлить жизнь.

Читайте так же:
Простой минитрактор своими руками

Десульфатация — процесс возвращения к жизни «зараженной» АКБ.

Что такое десульфатация аккумулятора автомобиля?

Сульфатация — это когда пластины автомобильного аккумулятора покрываются свинцовым налетом. Сульфатация приводит к снижению емкости батареи и к невозможности извлечения достаточного для зажигания количества тока. Процесс восстановления включает в себя дезинтеграцию образовавшегося на решетках наслоения и возврат атомов свинца. Происходит чистка пластин от образовавшегося на них сульфата свинца.

Отложение солей — обычный процесс. Образование налета на пластинах возникает из-за химической реакции. Из одного электрода вырываются атомы, а на другом происходит концентрация солей. Десульфатирование разбивает атомы соли и возвращает состав электролита в начальное состояние. Утраченные атомы возвращаются обратно на электрод. Полностью вернуть все утраченные элементы не получится: со временем электроды начинают рыхлеть, на них образуются кристаллики соли, которые уже не могут быть разбиты в ходе восстановления. Но все же при качественном уходе такие батареи смогут прослужить еще несколько лет.

Солевые отложения препятствуют проникновению электролита к пластинам, что приводит к снижению качества заряда. Когда снижение емкости достигнет критического уровня, мотор перестанет заводиться.

  1. Аккумулятор заряжен на 100%, но двигатель не заводится.
  2. Наметилось снижение емкости.
  3. Плотность электролита стала ниже номинальной.
  4. Во время зарядки банки закипают почти сразу.
  5. Зарядка и разрядка происходят слишком быстро.

Но основной признак сульфатирования — появление налета. Серое наслоение покрывает всю площадь пластин. Его можно увидеть далеко не на всех АКБ, а только на тех, что оборудованы съемной крышкой. Полностью запаянные АКБ можно только распилить, но делать это не рекомендуется.

Какие аккумуляторы поддаются десульфатации?

Десульфатацию кальциевого аккумулятора можно проводить с аппаратами, соответствующими определенным критериям. Если аккумулятор перестал нормально работать, это не всегда говорит о том, что ее нужно десульфатировать. Поломка бывает связана с распадом пластин или замыканием банок.

Прежде чем десульфатировать АКБ, нужно убедиться, что на корпусе нет сколов или других механических повреждений, которые могли быть получены после удара или другого воздействия. Если стоит батарея с пробками, их нужно отвернуть, чтобы убедиться в наличии налета. У сульфатированных батарей емкость не превышает 30%. Они быстро заряжаются, но разряжаются еще быстрее.

Способы десульфатации пластин

Если при диагностике установлено, что причина поломки — в сульфатации, можно начинать восстановление. Способов несколько.

Механическая очистка

Это наименее эффективный способ, к плюсам которого относят безопасность. К этому методу прибегают, если не останется иного выхода. Способ непростой, требует определенных навыков. Аккумуляторную батарею разрезаем, извлекаем из неё пластины. Затем пакетники пластин разбираем, чтобы счистить образовавшийся на них налет.

После этого к батарее возвращается работоспособность. АКБ собираем вновь, заливаем в нее электролит и заряжаем. Эти работы лучше проводить в резиновых перчатках и защитных очках.

Для EFB АКБ этот способ применить не получится, так как электродные группы в них запаяны в сепаратор, предотвращающий осыпание пластин. Конструкция подразумевает наличие разницы плотности электролита в сепараторе и банке — это делает механическую десульфатацию аккумулятора невозможной. Кстати, неаккуратность может привести к полной поломке батареи.

Химические присадки

В электролит вводятся химические присадки. Они разрушают сульфат кальция. Присадки должны замедлять процесс образования налета на электродах. Есть много присадок, но самым большим спросом у водителей пользуется «Трилон-Б». Этот раствор по-разному действует на различные виды АКБ и не всегда даёт результат.

Производители некоторых АКБ наносят на пластины специальную пасту, которая должна увеличить срок службы агрегата. В такие батареи присадки лучше не добавлять, так как их химический состав постепенно разрушит защитный слой.

Электрохимический способ

Применяют устройство, проводящее через электролит ток с завышенными показателями. Это приводит к постепенной нейтрализации кальциевых солей. Растворяясь, они повышают плотность электролита, доводя показатели АКБ до нормы.

Зарядным устройством

Десульфатация АКБ может быть выполнена зарядником, который продается в любом специализированном магазине. Зарядное устройство очищает пластины от кальция. Это современный и самый эффективный способ. Десульфатор дорогой, поэтому использовать его не всегда целесообразно, однако процедура проверки пластин с ним серьезно упрощается. Все просто: берем АКБ, к ней подключаем зарядную станцию и запускаем процесс десульфатации, который продлится несколько дней.

Схема работы станции проста: батарея получает необходимое напряжение для заряда, потом разряжается. По завершении работ зарядная станция показывает, на сколько емкость АКБ была восстановлена.
Такой процесс десульфатации требует постоянного контроля. Важно обеспечить такие условия:

  1. Процедуру производить в проветриваемом помещении.
  2. При подключении батареи к заряднику сила выставляемого тока — 0,8-1 А, напряжение — 13,9-14,3 В.
  3. АКБ отключается от зарядника и выдерживается в течение 24 часов. Затем процедура повторяется.
  4. После повторения процедуры параметры батареи меняются. Электролит получает плотность 1,12 г/куб. см, напряжение доходит до 12,8 В. Это говорит о запуске процесса десульфатации.
  5. Батарея разряжается до 9 вольт. Процесс разрядки нужно контролировать, так как остаточное напряжение не должно упасть ниже отметки 9 В.

Потом эти действия повторяют вновь, что в результате приводит к повышению плотности электролита до 1,16 г/куб. см. Длиться работы могут до 14 дней. Аккумулятор при этом восстанавливает свою работоспособность на 80%.

Десульфатизация — обратный сульфатации процесс, при котором повышаются плотность электролита и напряжение на клеммах батареи. Эту процедуру можно проводить и самостоятельно, но все же привлечь специалиста рекомендуется. Автолюбителю важно помнить и о том, что необслуживаемый аккумулятор долго работать не будет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector