Корабль-музей «Михаил Кутузов» в Новороссийске
Корабль-музей «Михаил Кутузов» в Новороссийске
Увлекательная прогулка по палубе Двенадцатый корабль «68-бис», который входил в состав Черноморского флота. Крейсер, который нес службу в водах Черного и Средиземного морей, в центральной Атлантике. Сегодня мы с вами прогуляемся по палубе судна «Михаил Кутузов», посетим другие интересные места в Новороссийске.
«Михаил Кутузов» – символ величия и отваги
За свою долгую «карьеру» корабль совершил свыше десяти походов на дальнее расстояние, участвовал в 2 вооруженных конфликтах (1967, 1973). На палубу корабля поднимались такие почетные гости, как правители Индонезии, Египта, Эфиопии, других стран мира. В 2021 году «Михаил Кутузов» стоял и будет стоять в порту Новороссийска.
У него весьма внушительные габариты. Например, на фоне гор он кажется гигантом. Судите сами:
- Расстояние между килем и клотиком – 59 метров.
- Якорные цепи весят 30 тонн.
- Вес одного якоря достигает семи тонн.
- Таких якорей у крейсера два.
- Оснащен 152-мм орудиями и четырьмя башнями МК-5-бис. Дальность прицельного огня – до 32 км.
- Противовоздушная оборона тоже организована «на отлично». На крейсер установлены 16 зенитных В-11 со скоростью стрельбы 180 выстрелов/мин.
Кстати, за время боевой службы крейсер прошел более 210 тысяч миль.
Почему вам обязательно стоит увидеть «Михаил Кутузов» в Новороссийске?
Не имеет значения, с какой целью вы приехали в Новороссийск: в гости, на отдых или на экскурсию. Красавец корабль у причала точно попадет в поле вашего зрения. Практически все морские судна со временем подлежат утилизации. Но крейсеру повезло стать музеем и главным символом Новороссийска. Посещение «Михаила Кутузова» производит неизгладимое впечатление. Ни один учебник по истории, ни одна морская энциклопедия не смогут заменить прогулку по палубе, возможность войти в кают-компанию и заглянуть в кубрики.
Найти легендарное морское судно несложно – оно пришвартовано на центральной набережной города-героя. Поток экскурсий не иссякает даже в низкий сезон. Забронировав экскурсию в турагентстве «Командор» с выездом из Геленджика, вы побываете на борту легендарного военного корабля. Экскурсовод расскажет о богатой истории крейсера и всего Черноморского флота. Габариты и вооружение корабля станут настоящим сюрпризом как для детей, так и для взрослых. Особенно если они редко бывают на море и видели подобные суда только по телевизору или в интернете.
Палубы корабля «Михаил Кутузов» – настоящий лабиринт, в котором легко заблудиться. Поэтому лучше всего гулять по палубе в составе экскурсионной группы.
Что еще посмотреть в Новороссийске? Город-герой был основан более 100 лет назад – и ему есть что рассказать и показать вам. Чаще всего туристы заказывают в «Командоре» обзорную экскурсию по Новороссийску. Помимо посещения крейсера-музея «Михаил Кутузов», вас ждет знакомство с:
- Великим памятником «Линия обороны» и пульмановским вагоном, попавшим под обстрел в годы ВОВ.
- Выставкой военной техники.
- Мемориалом «Малая земля».
- Красивой набережной им. адмирала Серебрякова. Вас ждут живописные виды и множество красивых скульптур. Фото рядом с ними всегда получаются «живыми» и красочными. Рука на затворе фотоаппарата работает практически без остановки!
Возможны как групповые, так и индивидуальные экскурсии в Новороссийск. Уточнить стоимость поездки и программу можно у менеджера турагентства «Командор» любым удобным способом. Звоните или приходите к нам в офис, чтобы забронировать экскурсию и посетить музейный комплекс «Михаил Кутузов». Приключения начинаются!
Крейсер Михаил Кутузов
На причале возле Морского вокзала города Новороссийска находится крейсер «Михаил Кутузов». С 2001 года, когда корабль прибыл в порт Новороссийска, он является филиалом Центрального музея военно-морского флота. Время работы крейсера-музея: с 11:00 до 18:00, выходные — понедельник, вторник. Экскурсия проводится для группы не менее 10 человек. Причем ждать совсем недолго. В течение 5-10 минут возле крейсера собирается экскурсионная группа, потом люди поднимаются на корабль, покупают билеты в кассе и начинается экскурсия.
Крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис заложен 22 февраля 1951 года на судостроительном заводе в городе Николаеве. Всего в советской судостроительной промышленности было произведено 14 легких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис. Большая часть крейсеров была названа в честь выдающихся военных деятелей России. В 1954 году на корабле был поднят военно-морской флаг и в 1955 году крейсер был зачислен в состав морского флота. Корабль нес службу в Средиземном и Черном море, а также в Центральной Атлантике до 1998 года. К этому времени крейсер прошел более 211 тысяч миль. «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооруженных конфликтах в ходе Арабо-израильской войны в 1967 и в 1973 годах. Оба раза он находился в порту в Александрии и служил в качестве главного командного пункта.
Длина крейсера — 210 метров, ширина — 23 метра, высота — 52,5 метров. По запасам воды и продовольствия корабль мог плавать автономно до 30 суток. Полное водоизмещение — 18 640 тонн, максимальная скорость — 35 узлов, дальность плавания — 7400 миль. Крейсер имеет броневой пояс толщиной 100 миллиметров.
Главная энергетическая установка на корабле — паросиловая, мощность которой 120 000 лошадиных сил. В дальнейшем планируется проводить экскурсию в нижних отсеках крейсера, где находится турбогенераторы.
Осмотр начинается с корабельного колокола (рынды), который предназначен для отбития склянок (времени), подачи сигналов аварийной и пожарной тревоги. Экскурсовод один раз ударяет в колокол, при этом просит закрыть уши, так как звук действительно очень сильный.
Когда идешь по верхней палубе крейсера, то видишь что она имеет деревянный настил. На корабле три палубы: палуба бака, 1-я непрерывная и 2-я непрерывная.
В кормовой части крейсера поверх палубы установлены минные дорожки. Протяженность этих дорожек позволяет разместить на борту крейсера до 68 морских мин разных модификаций.
Также здесь располагается двухорудийная стабилизированная палубно-башенная установка СМ-5-1С универсального калибра. На крейсере таких установок было шесть. Прицельная дальность стрельбы: горизонтальная — 28 километров, вертикальная — 23,3 километра, скорострельность — 189 выстрелов в минуту. Девятнадцать человек обслуживало установку, вес которой 45 800 кг. СМ-5-1С предназначалась для стрельбы по морским, береговым и воздушным целям.
Посетители музея могут заглянуть внутрь палубно-башенной установки СМ-5-1С.
Унитарный патрон калибра 100 миллиметров, вес которого 32 кг представлен для обозрения.
В носовой части корабля (на баке) были установлены два шпилевых якорных устройства: два основных якоря Холла, вес каждого 7 тонн и две якорной цепи. Якорные цепи, длиной более трехсот метров каждая, внушительные по своим размерам. Вес одного звена якорь-цепи довольно ощутим — тридцать килограмм.
Дальше посетителям музея предлагают спуститься по крутым лестницам вниз (советую для экскурсии одевать удобную обувь). Трудно поверить, но на крейсере 2500 помещений различного назначения: вентиляторные и агрегатные посты, кубрики, каюты, кладовые, боевые посты.
На корабле была своя типография, банно-прачечный комбинат, хлебопекарня, библиотека, мастерские, медицинский блок и другие помещения.
Для приготовления пищи было предусмотрено два камбуза (кухни). Питались офицеры, мичманы, матросы четыре раза в день: завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Меню для всего личного состава было одинаковым.
Для проживания личного состава на корабле было предусмотрено 38 кубриков разной вместимости от 20 до 80 человек. Размещение в кубрике было в три яруса. Кубрики располагались на первой и второй непрерывных палубах.
Медицинский блок раньше состоял из операционной, лазарета, аптеки и кабинетов различных врачей. Сейчас можно увидеть только одно помещение.
Для проведения собраний, совещаний, торжественных мероприятий использовалась кают-компания. На крейсере их было две: офицерская и для мичманов. Все члены кают-компании обращались друг к другу по имени отчеству, без воинский званий. Можно было курить без разрешения командира корабля. Но запрещалось обсуждать политические и религиозные темы. Также на корабле были офицерский салон для отдыха, каюта Флагмана и салон Флагмана.
Во время экскурсии в кают-компании посетители рассаживаются по местам и экскурсовод рассказывают им про крейсер «Михаил Кутузов», в частности про эту кают-компанию.
Крейсер пронизан насквозь кабель-трассами, трубопроводами со множеством электрических щитов, соединительных коробок.
Грот-мачта — вторая мачта крейсера. На вершине находится антенный пост РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Киль», дальность обнаружения до 180 километров. Ниже расположены антенные посты станции космической связи «Кристалл-М», с помощью которой осуществлялась оперативная связь СКП флота в дальнем плавании крейсера.
Ходовой мостик (капитанский мостик — на пассажирском флоте) служил для управления с него крейсером. На мостике находились командир, вахтенный офицер, вахтенный штурман, рулевой, вахтенный радиометрист, сигнально-наблюдательная вахта.
Под ходовым мостиком находился боевой информационный пост, куда стекалась информация о воздушной, надводной обстановке, навигационной безопасности, а также информация о запасах топлива, продовольствия, о работе механизмов и агрегатов. В носовой надстройке располагались штурманская рубка и командный пост связи, а также боевые посты артиллерийской и радио-технических частей. В случае начала боевых действий, управление кораблем с ходового мостика переходило в «боевую рубку», которая находилась в носовой цитадели за ходовым мостиком. Рубка была бронированной.
В заключительной части экскурсии можно увидеть две башни главного калибра МК-5бис, которые находятся в носовой части корабля Всего на крейсере «Михаил Кутузов» было четыре трехствольные башни главного калибра МК- 5бис, они служили ударной силой крейсера «Михаил Кутузов». Основной способ стрельбы башнями был смешанный, когда одновременно применялись данные по дистанции от антенного поста АРЛС «Залп» и данные по направлению от Командно-дальномерного поста. При резервном способе стрельбы использовались данные от дальномеров, установленных на самой башне. Дальность стрельбы башнями ГК составляла более тридцати километров, скорострельность — 7,5 выстрелов в минуту на ствол. В боевой комплект МК-5бис входили 550 снарядов и 1000 зарядов. 63 человека обслуживали башню главного калибра МК-5бис.
Кроме того сбоку от информационного поста можно увидеть установку АК-230, таких установок на корабле было 8, их обслуживало по одному человеку. Дальность стрельбы составляла 4,5 километра, с скорострельность — 1080 выстрелов в минуту. Также в вооружении крейсера участвовало 16 установок В-11. Правда посмотреть их не удалось.
После экскурсии можно сфотографироваться на крейсере и приобрести сувенирную продукцию: альбом о крейсере, фотографии кораблей, медаль, флаг, магниты с изображением крейсера «Михаил Кутузов».
Интересная деталь: на крейсере расположена одна из базовых станций МТС, что позволяет обеспечить высокое качество радиосигнала в центре Новороссийска и, что важно, во время проведения городских праздничные мероприятий, парады и концерты на Форумной площади.
Крейсер «Михаил Кутузов» снова хотят переместить — в сухой док в Новороссийске
Крейсер «Михаил Кутузов» снова предложили переместить в сухой док, который еще построят. Но за пределы города судно не выйдет.
Об этом журналистам «Новороссийского рабочего» рассказал заведующий филиалом музея истории ВМФ «Корабль боевой славы «Михаил Кутузов» капитан 2-го ранга запаса Сергей Назаров.
В середине июня в Новороссийске прошло заседание Морского совета Краснодарского края, работой которого руководил вице-губернатор края. Первый вопрос был «О стоянке крейсера «Михаил Кутузов», и его обсуждение прошло в кают-компании корабля.
Администрация края однозначно считает, что какое-либо перемещение крейсера из Новороссийска нецелесообразно. Корабль за эти годы стал символом города, его брендом.
От имени руководства Центрального военно-морского музея были предложены два варианта постоянной стоянки корабля в Новороссийске. Первый – в районе бывшего рыбозавода, где раньше находились действующие причалы, второй – с внешней стороны Западного мола, где построят для этого сухой док.
Первый вариант сразу отпал, так как по генплану это место имеет уже иное назначение. А вот второй имеет немало плюсов для дальнейшего содержания крейсера как мемориального объекта.
В сухом доке корабль установят на кильблоках, а сам док будет заполнен водой, так что у зрителей создастся впечатление, что «Михаил Кутузов» стоит на воде. В такой специально сделанной ванне периодически, один раз в два-три года, вода будет откачиваться, и можно будет проводить обследование подводной части корпуса корабля.
— Если немного помечтать, то очистку подводной части от обрастания можно будет проводить с привлечением жителей города, устроив праздник черноморской мидии. Я помню, как 40 членов экипажа за 16 часов очистили 4 тысячи квадратных метров подводной части корабля от обрастания. А если придут 500 человек, то они всю работу выполнят за час. Для любителей морских деликатесов это будет настоящий праздник. Каждый уйдет с мешком мидий, — сказал Сергей Назаров.
– Сухой док – это ведь достаточно сложная конструкция?
– Да, сложная. Согласно техническим требованиям, ширина такого дока должна быть в три раза больше ширины корабля, так что его размеры позволят проводить докование кораблей Новороссийской военно-морской базы длиной до 100 метров. Сам крейсер, имеющий длину 210 метров, будет забалансирован, иметь специальные ворота и находиться в проточной воде, чтобы она не застаивалась и не вызывала дополнительного обрастания. Еще один проект, который можно реализовать с использованием сухого дока, – применение панорамного стекла для осмотра днища корабля.
– Наверняка такая работа, имеющая немало плюсов, начнется не завтра?
– Нынешнее состояние корабля позволяет уверенно гарантировать еще три года эксплуатации. Для подтверждения данного факта и сохранения статуса морского музея создана комиссия Министерства обороны и Министерства транспорта РФ.
Михаил Кутузов (крейсер)
Крейсер «Михаил Кутузов», серия 68-бис, модификация 68-А. Назван в честь Михаила Илларионовича Кутузова.
Содержание
История строительства
Служба
Нанёс визиты в Румынию в 1955 году, Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 годах, Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 годах и в Варну (Болгария) в 1964 году, в Алжир в 1968 году. В июне 1967 года, находился в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта, а в период с 1 августа по 31 декабря 1968 года — вооружённым силам Сирии.
Во время взрыва линкора «Новороссийск», «Михаил Кутузов» оказался ближайшим судном к линкору. Из 35 человек аварийно-спасательной команды, посланной с крейсера для оказания помощи экипажу «Новороссийска», погибло 27 матросов.
В 1961 году на крейсере проходили съёмки фильма «Увольнение на берег». По воспоминаниям Владимира Высоцкого, игравшего в фильме эпизодическую роль и проведшего месяц на крейсере, в том же году на «Кутузове» побывал с визитом Юрий Гагарин. [1]
В 1987 году переведён в резерв ВМФ. Исключен из состава ВМФ 03.07.1992 г.,находился на отстое в Севастополе, рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. 23-25 августа 2001 г. передислоцирован в г. Новороссийск и вошёл в состав Новороссийской военно-морской базы, войсковая часть 99005.
28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.
С начала плавания прошел 211900 миль.
На крейсере находится филиал музея Военно-Морского флота, до 2011 года ежедневно по палубе корабля (и совсем немного — в надстройках) проводились экскурсии.
Современное использование
На крейсере расположена базовая станция компании МТС, которая обеспечивает высокое качество радиосигнала в центре города и на территории морвокзала, где проходят общегородские праздничные мероприятия, парады и концерты. [2]
Фотогалерея
Примечания
- ↑ Высоцкий В. Выступление в строительно-дорожном институте. Усть-Каменогорск, октябрь 1970 года.
- ↑МТС обеспечивает безопасность мореплавания в Азовском и Чёрном море — Москва и Подмосковье
Литература
- Заблоцкий В. Крейсера «холодной войны». — М .: Коллекция, Яуза, 2008. — 224 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-26175-8
Ссылки
- Суда по алфавиту
- Крейсера проекта 68-бис
- Музейные суда и корабли
- Новороссийск
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Михаил Кутузов (крейсер)» в других словарях:
Михаил Кутузов (значения) — Михаил Кутузов: Кутузов, Михаил Илларионович (1745 1813) русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года. «Михаил Кутузов» артиллерийский крейсер проекта 68 бис … Википедия
Крейсер — У этого термина существуют и другие значения, см. Крейсер (клипер). Крейсер «Аврора» … Википедия
Кутузов — Кутузов русская фамилия. Известные носители Кутузов, Александр Викторович (р. 1985) российский хоккеист. Кутузов, Александр Михайлович (? 1790) русский мистик XVIII века, масон. Кутузов, Александр Петрович (1777 1817) … … Википедия
Михаил Михайлович Садовский — Михаил Садовский Имя при рождении: Михаил Михайлович Садовский Дата рождения: 1909 Место рождения: Москва, СССР … Википедия
Жданов (крейсер) — «Жданов» … Википедия
Лёгкий крейсер — боевой надводный корабль, подкласс крейсеров, появившийся в начале XX века, продукт эволюции бронепалубных крейсеров под влиянием опыта русско японской войны. Лёгкие крейсера являлись относительно крупными (в сравнении с эсминцами, минными … Википедия
Мурманск (крейсер, 1953) — «Мурманск» Служба … Википедия
Легкий крейсер Тип «Свердлов» (проект 68-бис) — Легкий крейсер Тип «Свердлов» (проект 68 бис) 14 + 7 единиц Усовершенствованный вариант крейсеров проекта 68 К. Всего планировалось построить 25 единиц, но была заложена 21, вступили в строй 14. 7 недостроенных кораблей проекта 68 бис… … Военная энциклопедия
Александр Невский (крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Александр Невский (значения). «Александр Невский» Бортовые номера: 2, 8, 30, 057,066, 077, 120, 150, 805, 812, 813 … Википедия
Мурманск (крейсер — Мурманск (крейсер, 1953) Мурманск Основная информация Тип лёгкий крейсер проекта 68 бис … Википедия