Montagpena.ru

Строительство и Монтаж
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рассказываем, как выправить погнутое колесо

Рассказываем, как выправить погнутое колесо

Возможно, одной из самых частых причин обращения в велосервис считается исправление «восьмерок» колеса. При этом степень повреждения может быть разной – от небольшого биения до заметного искривления геометрии колеса, когда обод идёт «волной». Для многих исправление восьмерок по сложности схоже с запуском космического спутника, но на самом деле всё проще, чем кажется на первый взгляд.

Как устроено велосипедное колесо

Прежде чем мы приступим к ремонту колеса, неплохо сначала разобраться как оно устроено и из чего собрано. Обод, алюминиевый или карбоновый, обычно имеет от 24 до 62 отверстий для монтажа спиц в зависимости от типа колеса. Спицы могут быть как полностью прямыми, так и с загнутыми концами (фланцами) под 90 градусов в месте крепления к втулке. Вне зависимости от способа крепления спиц к втулке, все спицы делятся пополам – одна половина с левой стороны и вторая половина с правой стороны. Спицы в ободе чередуются – одна идет на правую сторону, следующая – на левую и так далее. В ободе спицы крепятся с помощью специальных ниппелей, которые имеют несколько разных форм в зависимости от фирмы производителя, соответственно, для их монтажа могут понадобиться разные спицевые ключи.

Как найти искривление в колесе

Начать следует прежде всего с демонтажа покрышки и камеры с колеса, чтобы верно задефектовать искривление колеса.

Когда колесо полностью собрано, то визуально может показаться, что на колесе присутствует восьмерка, тогда как на самом деле это может быть криво установленная покрышка.

Станок для сборки и правки колес

Для дефектовки колеса можно воспользоваться двумя способами – закрепить колесо в раме велосипеда или в специальном центровочном станке. Второй вариант наиболее предпочтителен, так как этот профессиональный инструмент во многом упрощает работу по исправлению восьмерки и имеет все необходимые приспособления для правильной настройки натяжения спиц.

Дефектовка колеса

Самый простой способ найти восьмерку на колесе в первом случае – раскрутить колесо и приставить какой-нибудь инструмент у верхнего пера напротив обода. Неподвижный инструмент покажет изменяющееся расстояние до обода в случае наличия восьмерки, в данном случае это называется «осевое биение». Кроме того, следует также обратить внимание не только на боковое смещение обода, но и на вертикальное. Это называется «эффект яйца» или «радиальное биение», когда колесо не имеет идеальную форму окружности.

ВАЖНО: НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПОПАДАНИЯ ПАЛЬЦЕВ В СПИЦЫ!

Как выправить колесо

Исправление восьмерки на станке

Прежде чем заняться исправлением восьмерки и брать в руки инструмент, необходимо найти дефект и выделить его на колесе. Последовательность действий в данном случае будет такой: сначала убираем радиальное биение, а затем – осевое биение.

Радиальное искривление колеса убирается в первую очередь, так как оно напрямую влияет на геометрию колеса, его биение на высокой скорости и, следовательно, на получаемый накат. На деле происходит так, что велосипедное колесо с «яйцом» напоминает колесо автомобиля без правильной балансировки, когда на высокой скорости по кузову идет вибрация, что влечет за собой повышенный износ подшипников и прочих деталей.

Для устранения радиального биения в первую очередь следует пометить зону искривления на самом ободе. Если вы исправляете обод в раме, то достаточно закрепить перпендикулярно ободу на нижних перьях линейку. Место, где обод начинает прижиматься к маяку, максимально к нему прижимается и начинает отходить, следует пометить маркером или мелом. В точке максимального приближения обода спицу, которая ближе всего к месту «яйца», следует натянуть.

Читайте так же:
Металлическая труба круглого сечения

При этом следует иметь в виду, что при выправлении яйца добавляется осевое биение из-за изменения натяжения левых или правых спиц. Рекомендуется сразу подтянуть спицы, которые находятся с противоположной стороны искривления. Например, если восьмерка ушла вправо, то подтянуть следует левую спицу.

Проверка бокового зазора на станке

Также встречаются случаи, когда радиальная деформация приводит к тому, что обод «западает» к втулке. В этой ситуации применима та же схема, что и в случае с выпуклой деформацией, только спицы следует не натягивать, а наоборот — ослаблять. Ниппель спицы идет по резьбе и увеличивает длину спицы, тем самым выправляя обод.

Обратите внимание, что при подтягивании спиц не следует делать много оборотов и сильно натягивать спицы. Это может привести к сильной деформации обода и риску разрыва спицы. Регулировать натяжение или ослабление следует по пол-оборота с дальнейшей проверкой искривления обода.

После исправления радиального искривления, следует переходить к осевому биению.

Принцип действий таков: если восьмерка ушла влево, то тянуть следует спицы, уходящие к втулке справа. Если восьмерка ушла вправо, тянуть спицы следует те, которые уходят к втулке слева. При этом следует иметь в виду, что перед выправлением восьмерки следует точно так же, как и в предыдущем случае с «яйцом», пометить поврежденную область и тянуть не одну, а сразу несколько соседних спиц.

Закручивать спицу следует на пол-оборота, после чего аккуратно провернуть колесо и посмотреть на изменения в биении. Продолжайте выправлять до тех пор, пока сильное биение не устранится.

Дефектовка восьмерки

Вместо заключения

Решив заняться устранением восьмерок на колесе следует учитывать, что зловредное биение бывает двух видов – радиальное и осевое, причем исправлять их необходимо именно в такой последовательности. Бывают случаи, когда в результате удара о препятствие обод получает значительные повреждения и выправить его только за счет натяга спиц не получится. В таком случае выправить обод довольно проблематично – требуется специальный инструмент для восстановления геометрии обода, но чаще всего требуется его замена, особенно, если пострадали стенки обода. Тем не менее, небольшие колебания колеса можно устранить самостоятельно, для этого потребуется лишь спицевой ключ, понимание процесса спицовки колеса и механизма его работы.

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине

Исправление восьмерок

Восьмёрка на колесах опасна тем, что колесо становится мягче, т.е. приобретает повышенную чувствительность к стрессовым нагрузкам, что может привести к разрушению или сильной деформации обода во время движения и как следствие к падению велосипедиста, ДТП, травме, и разумеется к поломке установленного на велосипед оборудования. Не исправленные восьмерки на ободах (и прочие дефекты) приводят к увеличению сопротивления качению (попросту велосипед труднее едет) из-за постоянного смещения пятна контакта покрышки. Не протянутые колеса обладают меньшей жесткостью и соответственно уменьшают КПД велосипеда в целом и это заметно не только на разгоне но и при прохождении поворотов.

Читайте так же:
Ремонт лобзика фиолент своими руками

В первом случае (при возникновении искривлении ободов при недостаточной натяжке спиц) достаточно выполнить протяжку колеса. Как правило эту операцию нужно выполнять на новых велосипедах после пробега 200-300 км и проверять натяжку спиц в велосервисе каждые 1000-2000 км пробега.

Стоимость протяжки и исправления небольших восьмерок 600 р

Во втором случае, при деформации обода после удара, в зависимости от степени его повреждения мы можем исправить восьмерку, путем натяжения и ослабления некоторых спиц, а также применяя специальные приспособления — пресса и вытяжки. Для правки стенок ободов (при сильных ударах в колеса, стенки деформируются, при этом становится не возможным забортировать покрышки правильно) применяются специальные зажимы и приспособления. Также используя специальный деревянный зажим и резиновую киянку возможно выровнять стенки недорогих ободов, тормозная плоскость которых была повреждена. Помните, что в некоторых случаях обод разумно сменить на новый.

Стоимость исправления восьмерок после сильной деформации — от 600 до 1000 (при деформации зонта) р

В нашей веломастерской выполняются все виды работ по исправлению всех видов восьмёрок.

так выглядит восьмерка на ободе

Исправление восьмёрки на колесе велосипеда

Исправление восьмерки на колесах 29er. Спицы плоские, обода Ryde, весом чуть больше 300 гр с усилием натяжки не более 120 кгс

Сложность работ заключается в том, что при усилии менее 100 кгс колеса не будут достаточно жесткими и обладать хорошей отдачей, а при усилии 120 кгс существует риск поломки обода. Более того несмотря на то, что колеса с пробегом и не обладают ровным ободом, нужно сделать так, чтобы разбег между натяжением спиц не превышал 10 кгс, чтобы при дальнейшей эксплуатации не возникло биение вследствие просаживания перетянутых спиц. Более того, нужно обладать высоким опытом работы при кручении ниппелей на плоских спицах, которые во первых нужно удерживать от скручивания и чувствовать вращения нипеля

Примеры работ:

Исправление восьмерки на карбоновом колесеИсправление восьмерки на карбоновом колесе
Протяжка спиц на унициклеПротяжка спиц на уницикле

Станок для центровки велосипедных колес своими руками

Очень часто активное катание на горном или дорожном велосипеде за пределами города по бездорожью и экстремальная езда приводят к появлению неприятных дефектов «восьмерки», «яйца», «зонта» и другим искривления обода велосипедного колеса. Если вы катаетесь только по гладкому асфальту, то про исправление дефектов велосипедных колес можно не беспокоиться годами. Хотя в большинстве городов нормального асфальта почти нет и поэтому, каждому рукастому и усидчивому велосипедисту хоть раз в жизни приходилось исправлять восьмерку, менять обод или центровать втулку на велосипедном колесе своего любимого велобайка.

В нормальных вело мастерских исправление дефектов вело колес одна из наиболее востребованных услуг, её стоимость колеблется в пределах от 200 до 600 рублей и может занять неопределенное время от 5 минут до нескольких часов или даже дней, все зависит от загруженности и профессионализма персонала вело сервиса. Что же делать если в вашем городе почти нет асфальта и отсутствуют вело мастерские, а на вашем любимом велобайке после экстремальных покатушек по «идеально ровному асфальту» в три вилюшки изогнулось колесо?

Из любой ситуации всегда есть выход! Предлагаю вам собрать простой станок для правки и центровки велосипедных колес своими руками в домашних условиях. Поскольку процедура правки велосипедных колес требует от вас огромного внимания, терпения и усидчивости, а о самой технологии правки написано немало статей на огромных просторах интернета, то я всего лишь расскажу, как сделать станок. А править колесо вы будете самостоятельно своими умелыми руками.

Читайте так же:
Профилегиб из швеллера своими руками

Для изготовления станка вам понадобится:

  • Оцинкованный «П» образный профиль для гипсокартона сечением 28х27 мм ровно 2 метра
  • Винты М5 с гайками 12 шт.
  • Магниты неодимовые 10х1.5 мм 10 шт.
  • Линейка пластиковая 30 см 1 шт.

На этом рисунке изображен чертеж станка для правки и центровки велосипедных колес.

Чертеж станка для центровки и правки велосипедных колес своими руками

Чертеж станка для центровки и правки велосипедных колес своими руками

Станок рассчитан для правки велосипедных колес диаметром от 10 до 28 дюймов. Длина оси колеса значения не имеет потому, что расстояние L — между стойками подбирается по длине оси устанавливаемого колеса и может регулироваться перемещением правой стойки относительно левой. Для крепления правой стойки под ось другого размера надо просверлить дополнительные отверстия в нижней перекладине. Все детали станка я сделал из оцинкованного «П» образного профиля для гипсокартона сечением 28х27 мм. В верхней части стоек имеются прорези для быстрой установки велосипедного колеса.

Станок для правки и центровки велосипедных колес своими руками в домашних условиях

Для соединения деталей решил использовать 12 винтов М5 с гайками. Таким образом станок в любой момент можно быстро разобрать и легко хранить в квартире.

Станок для правки и центровки велосипедных колес своими руками в домашних условиях

К каждой линейке приклеил супер клеем по пять неодимовых магнитов.

Две линейки с приклеенными супер клеем неодимовыми магнитами

Правка колеса осуществляется с помощью двух линеек прикрепленных к стойкам на неодимовых магнитах. Такая конструкция позволяет легко перемещать линейки относительно обода велосипедного колеса и отслеживать биения в двух плоскостях.

Станок для правки и центровки велосипедных колес своими руками в домашних условиях (5)

Первые испытания решил провести на 20 дюймовом колесе от детского велосипеда. На нем имелась большая «восьмерка» и «яйцо». На правку колеса я потратил 20 минут, после чего велосипедное колесо приняло идеальную во всех плоскостях форму. Результатом очень доволен! И вам рекомендую собрать простой станок для правки и центровки велосипедный колес своими руками в домашних условиях.

Друзья, желаю вам удачи и хорошего настроения! До встречи в новых статьях!

Рекомендую посмотреть видео о том, как сделать станок для правки и центровки велосипедных колес своими руками.

Восьмерка на колесе

Восьмерка на колесе

Строго говоря, «восьмеркой» называется любое отклонение обода колеса велосипеда в сторону относительно центральной оси от идеально ровного состояния. Возникает оно из-за периодических нагрузок, которые принимает на себя колесо, поэтому даже если вы ездите аккуратно и по абсолютно ровным дорогам, восьмерки на колесах будут возникать – не говоря уже о случае активного ежедневного использования велосипеда в условиях бездорожья или плохих дорог. Что же делать, если ваше колесо погнулось?

Устройство колеса

В общих чертах, колесо велосипеда представляет собой металлический обод, на котором закреплены камера и покрышка. Обод крепится к вилке велосипеда через втулку, которая соединяется с ободом спицами. Обод должен быть идеально круглый, но при деформации колеса именно он изгибается и образует «восьмерку», которую нужно исправлять.

Инструменты

Для починки обода вам понадобятся следующие инструменты:

  • Небольшой мелок или яркий маркер;
  • Подходящий по размеру ключ для спиц колеса;
  • Инструмент для демонтажа покрышек (если вы будете их снимать);
  • Станок для исправления колес (в сложных случаях).
Читайте так же:
Схемы антенн для приема телевидения

Если у вас только одна или две «восьмерки» и вы еще новичок в починке вашего «железного друга», вы можете обойтись только мелком и ключом для спиц.

Технология

Расположите велосипед колесами вверх и зафиксируйте его, чтобы он не качался и случайно не упал во время ремонта. Возьмите мелок или маркер и начните вращать проблемное колесо. Затем, пока колесо вращается,медленно поднесите мелок к нему с боку – место изгиба обода заденет его при вращении, и оставит на покрышке след – таким образом, вы сможете отметить место изгиба и в дальнейшем хорошо его видеть.

После этого нужно отрегулировать спицы. Если изгиб расположен между двумя спицами – нужно одну из них ослабить, а другую – подтянуть – и после этого проверить результат. Если обод не выправился с первого раза – повторяйте действия до результата, каждый раз внимательно проверяя форму обода.

Если «восьмерка» появилась между тремя спицами – то центральную из них нужно подтянуть на ¼ оборота, а расположенные по бокам от нее – ослабить на 1/8.

Если неисправность включает зону нескольких спиц – то центральная подтягивается на пол оборота, боковые две от нее – чуть меньше ослабляются, следующие две за ними – еще меньше подтягиваются и т.д. Каждый раз вам нужно будет заново проверять, исчезла ли неисправность. Процесс может оказаться долгим и хлопотным, но, в конце концов, у вас все обязательно получится.

После окончания ремонта проверьте, что все спицы подтянуты и ослаблены равномерно, не должно быть ни одной перетянутой или болтающейся. Если вы обнаружили такие – отрегулируйте и, прилагая необходимое усилие, обязательно на столько же подтягивайте соседний. Это важно для сохранности покрышки и предотвращения дальнейших проблем с велосипедом. Колесо после починки должно вращаться идеально ровно и свободно, без отклонений и непроизвольных остановок.

Если вы будете периодически проводить ремонт своего велосипеда, исправление «восьмерки» станет для вас обычным делом, и вы сможете устранять ее за считанные минуты. И уже ничто не будет мешать вам наслаждаться длительными поездками.

Обод велосипедного колеса

Обод велосипедного колеса — наружная часть колеса в виде окружности, которая крепится к ступице колеса (втулке) на натянутых спицах. У трековых велосипедов встречаются дисковые колеса для уменьшения сопротивления воздуха, в таком случае обод опирается на диск. На обод монтируется велосипедная шина.

Конструкция [ править | править код ]

От конструкции обода зависит жёсткость колеса, лёгкость возникновения его деформаций и возможность применения ободных тормозов.

На большинстве велосипедов сейчас устанавливаются коробчатые ободья. На шоссейных велосипедах могут устанавливаться ободья с более низкими стенками чем у дорожных велосипедов [1] .

Во многих ободьях, предназначенных для езды по пересечённой местности, для придания колесу большей жёсткости внутри обода коробчатого сечения добавляется дополнительное ребро жесткости. Такие ободья называются двойными. [ источник не указан 3053 дня ]

Материал [ править | править код ]

Для изготовления колёсных ободьев велосипеда используют алюминиевые сплавы, сталь, углепластик. Ободья из алюминиевого сплава, в сравнении с ободом из нелегированной незакалённой стали, имеют, как правило, большую удельную прочность (на единицу массы), менее подвержены коррозии и к тому же обеспечивают лучшее торможение [ источник не указан 3053 дня ] в случае использования ободных тормозов.

Читайте так же:
Что такое цветные металлы определение

Обод крепится к ступице колеса (втулке) на натянутых спицах, число которых может быть от 12 до 48 (для колёс диаметром 26″ типично — 36 или 32).

Деформации [ править | править код ]

Трудно переоценить роль колес в велосипеде, ведь именно через них передаётся усилие качения и торможения, статические нагрузки, вызванные массой самого велосипеда и велосипедиста, а также динамические нагрузки от неровностей дороги, прыжков, преодоления препятствий и т. п. Однако вне зависимости от характера нагрузок, большая их часть, так или иначе, воспринимается спицами. В то же время при нагрузках натяжение некоторых спиц падает, что может вызвать их расстройку, а это в свою очередь вызовет деформации обода, которые со временем могут стать весьма заметными, а иногда и опасными, привести к повышенному износу узлов велосипеда и повысить опасность его использования.

«Восьмёрка» [ править | править код ]

«Восьмёрка» — это искривление обода, при котором его часть, или части выходят из одной плоскости. Визуально проявляется в «вилянии» колеса при вращении. Может сопровождаться трением обода об тормозные колодки ободных тормозов, что вызывает повышенный износ тормозных колодок и несильное, но постоянное торможение при каждом соприкосновении колодки и обода.

Появление «восьмёрки» свидетельствует о снижении натяжения некоторых спиц. Восьмёрку желательно исправить как можно быстрее, иначе возможен её рост, что может привести к поломке спиц, обода, втулки (фланцев). Восьмёрка может приводить к повышенному износу тормозных колодок, и снижению безопасности использования велосипеда.

«Яма» [ править | править код ]

Нагрузка на колесо принимается всеми спицами, несколько отстоящими от места приложения нагрузки. При сильных точечных нагрузках и ослабленных спицах (о чем может свидетельствовать «восьмерка») обод колеса может приобрести необратимые деформации — несколько прогнуться к центральной части.

«Яйцо» (овал, эллипс) [ править | править код ]

Деформация, при которой колесо теряет круглую форму и становится овальным, или яйцеобразным, носит название «овал» или, в просторечии, «яйцо». является следствием неравномерности натяжения спиц (спицы с одной стороны колеса сильнее натянуты чем с другой).

«Зонтик» [ править | править код ]

Нижесказанное относится только к колесам со спицами. Каждое колесо имеет два «зонтика» из спиц — с правой и с левой сторон. Каждый зонт показывает и позволяет регулировать смещение обода (без деформаций оного) вдоль оси колеса. Неправильное соотношение зонтов может привести к тому, что на высокой скорости и ровной дороге велосипед будет постепенно поворачивать в какую-то сторону. [ источник не указан 3053 дня ] Слишком сильный зонт может привести даже к тому, что покрышка будет тереть раму, или вилку. На переднем колесе зонты справа и слева должны быть равными [ источник не указан 3053 дня ] , а на заднем колесе зонт с левой стороны должен быть значительно больше. [2]

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector