Montagpena.ru

Строительство и Монтаж
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Материалы используемые при шрифтовых работах

Материалы используемые при шрифтовых работах

Основа. Материал, на котором выполняется шрифтовая работа, является основой. Основой может быть бумага, картон, фанера, стекло и металл.

Наиболее широкое применение имеет бумага – дешевый, легкий и удобный для переноски материал, позволяющий работать на нем водяными красками и легко допускающий исправления.

Бумага. Есть несколько сортов бумаги. Лучшим сортом является ватман с водяными знаками «Гознак» — бумага, выпускаемая нашей промышленностью для художественных, в том числе и шрифтовых работ. Она изготовляется из высококачественного сырья и представляет собой очень плотные, твердые белые листы с сильно шероховатой поверхностью и неровной кромкой. Написанный на такой бумаге шрифт можно в случае необходимости смыть водой, стереть резинкой, соскоблить бритвой. Вполне удовлетворительными для выполнения шрифта являются и другие сорта бумаги.

Чертежная бумага, или, как ее обычно называют, полуватман,- достаточно плотный, хорошо проклеенный, доброкачественный материал, вполне пригодный для любых шрифтовых работ. У чертежной бумаги одна сторона листа шероховатая, другая — гладкая, кромка обрезная. Она может быть листовая и рулонная. Рулонная бумага очень удобна для выполнения шрифтов большого размера. Для работы пригодны обе стороны бумаги, но шрифты лучше писать на гладкой стороне.

Рисовальная бумага уступает по качеству чертежной. Она тоньше, меньше проклеена, хуже переносит резинку и поэтому требует более осторожного обращения. Эта бумага также имеет шероховатую и гладкую стороны, причем шероховатость значительно большая, чем у чертежной бумаги, что не является преимуществом.

Ватман, а также чертежная и рисовальная бумага являются основным видом бумаги, употребляемой для надписей, плакатов, стенгазет, рассчитанных на службу в течение более или менее длительного времени и требующих качественного, хорошего внешнего вида.

Обои — незаменимый материал для выполнения лозунгов, размещаемых внутри помещений. Используется, как правило, обратная сторона обоев, но наиболее пригодны для шрифтовой работы, однотонно окрашенные обои, на которых лозунг пишется не на оборотной, а на лицевой, окрашенной стороне.

Кроме упомянутых сортов бумаги, используются также сорта бумаги, изготовленные из древесной массы: настольная, оберточная, газетная. Все они недостаточно плотны и плохо проклеены, поэтому краска на них расплывается или слишком быстро впитывается. Такую бумагу можно покрывать только гуашью или темперой. Акварель на ней ложится неровно и плохо смывается. Поверхность бумаги не выдерживает подчисток.

Плохо проклеенную бумагу можно загрунтовать — покрыть один или несколько раз слабым раствором желатина, крахмала или столярного клея (примерно 1 часть клея на 20 частей воды). Чтобы бумага при проклеивании не коробилась, ее предварительно следует натянуть на подрамник. Если на бумаге предполагается работать масляными красками, тогда бумага грунтуется вне зависимости от того, к какому сорту (хорошо или плохо проклеенному) она относится.

Приступая к работе, надо выбрать соответствующий сорт бумаги: если требуется выполнить надпись, рассчитанную на длительную службу, следует взять хорошую бумагу, а если надпись рассчитана на небольшое время, ее можно сделать на бумаге похуже. Перед выполнением надписи бумагу надо внимательно проверить и посмотреть на просвет. Имеющиеся на ней механические повреждения — царапины, изломы — всегда обнаружатся при работе акварелью или даже гуашью. Бумага с такими дефектами для более или менее ответственной работы неприемлема.

Картон. В шрифтовых работах в качестве основания используется серый и бурый древесный картон. Такой картон плохо проклеен, поэтому перед работой красками он грунтуется. На лучшем, хорошо проклеенном картоне гуашью и клеевыми красками можно работать без грунтовки. При окраске картона гуашью его поверхность можно сделать шероховатой, зернистой, если работать не флейцем, а торговой кистью или щеткой, нанося краску перпендикулярными к поверхности ударами. Характер получаемой зернистости зависит от густоты и количества наносимой краски.

Ткань. Ткань — кумач, холст, мешковина, предназначенная для шрифтовых работ, должна быть прочная и плотная, чтобы краска лучше ложилась на ее поверхность и меньше впитывалась. Для удобства в работе ткань, как правило, натягивается на подрамник. На кумаче пишут гуашью и клеевой краской, а на загрунтованном холсте и мешковине работают масляными или клеевыми красками. Может быть использован и порошок мела.

Фанера и доски. Фанера и доски используются для изготовления различных стендов и витрин. Фанера перед употреблением проклеивается и затем покрывается гуашью, темперой или маслом! Если надпись будет находиться на открытом воздухе, то фанеру надо покрыть два или три раза с обеих сторон горячей олифой, хорошо просушивая после каждого покрытия, и потом грунтовать. Когда требуется сохранить красивую фактуру фанеры, тогда фанера только проклеивается слабым раствором желатина или столярного клея.

Так же обрабатываются доски. Для шрифтовых работ лучше всего подходят хорошо выдержанные липовые, ольховые или березовые доски. Доски хвойных пород деревьев не годятся, особенно тогда, когда в них содержится смола.

Стекло. Для шрифтовых работ употребляется стекло. На нем можно работать масляными красками или темперой. Перед работой стекло тщательно промывается мыльной водой и просушивается, а затем на него наносятся надписи или рисунки.

Металл. На железе, жести, алюминии и других металлах пишут масляными красками после грунтовки. Поверхность металла предварительно очищается керосином; ржавчина счищается наждаком или наждачной бумагой, затем отмывается мыльной водой, и поверхность грунтуется. Выполненные на металле шрифтовые работы сохраняются под открытым небом довольно продолжительное время.

Тезисы лекции 6

Цель: знакомство с видами бумаги и картона.

Литература:«Советы мастеров. Живопись и графика», А.С.Зайцев, Лен., Художник РСФСР, 1979

«Материалы и техники рисунка», учебное пособие, В.А.Королев,М., Изобразительное искусство, 1987

«Техника живописи», Г.Б.Никодеми, инструменты, материалы, методы, М., ЭКСМО, 2002

Вид занятия: лекция.

Метод:объяснение.

Проверка присутствия студентов на занятиях.

Классификация бумаги и картона.

3. Мотивация учебной деятельности:

Студенты должны знать: классификацию бумаги и картона.

4. План занятия:

  • классификация бумаги для графики;
  • особенности акварельной бумаги;
  • особенности бумаги для пастели;
  • коллекционные бумаги;
  • картон.

Бумага представляет собой тонкий листовой материал, основа которого — переплетенные и скрепленные растительные волокна.

Впервые бумагу стали производить в Китае в 1-2 вв. Выделенные из шелковицы, ивы, пеньковых очесов растительные волокна подвергались механическому измельчению в водной среде, после чего водно-волокнистая взвесь процеживалась при потряхивании через тонкие шелковые или волосяные сита. При удалении воды волокна сближались и, равномерно переплетаясь, образовывали лист. Дальнейшая обработка заключалась в прессовании, высушивании и разглаживании полученных листов.

Читайте так же:
Отверстия под коническую дюймовую резьбу гост

В настоящее время бумажное производство превратилось в высокомеханизированное и в значительной степени автоматизированное производство, обеспечивающее выпуск разнообразных сортов бумаги. Это в первую очередь объясняется разнообразием используемого для ее производства сырья и совершенствованием техники, перечень же выполняемых при этом операций практически не изменился. Бумага имеет ряд преимуществ перед материалами, применяемыми в качестве основания для художественно-оформительских работ:

тонкая, легкая, очень гибкая, она вместе с тем обладает достаточной прочностью;

имеет ровную и гладкую белую, цветную или фактурную поверхность, хорошо воспринимающую краску и удерживающую ее;

легко поддается различным видам обработки; хорошо сочетается в работе с другими видами материалов.

На качество выполняемых работ влияют характер и структура поверхности бумаги, прочностные механические свойства, отношение ее к влаге, восприятие краски, оптические свойства. Структура бумаги зависит от ее толщины: чем толще бумага, тем больше ее прочность и меньше прозрачность. Характерной особенностью структуры бумаги является ее пористость (60 % объема бумаги приходится на поры). Высокая пористость бумаги облегчает проникновение жидкости и газов в толщину бумажного листа, придает бумаге воздухопроницаемость, способность впитывать краски и т.п. Во многом характер и структура бумаги зависят от наполнителя, который придает ей определенные свойства, а также частично заменяет волокна более дешевым минеральным порошком. Наполнителями могут служить силикаты (каолин, тальк, асбестин); сульфаты (гипс, барит, бланфикс); карбонаты (мел, магнезия); оксиды (двуокись титана); сульфиды (цинковые белила). Мелкие частицы наполнителя, внедряясь в структуру бумаги, заполняют промежутки между волокнами, что ведет к уменьшению пористости.

Механические свойства бумаги. Бумага как при выполнении работ по художественному оформлению, так и в процессе их дальнейшей эксплуатации испытывает различные механические воздействия. При выполнении различных декоративно-художественных элементов из бумаги большое значение имеет ее прочность, обеспечивающая долговечность выполняемых работ. Прочность также необходима для того, чтобы бумага могла без разрушения пройти все подготовительные операции (увлажнение, обтягивание планшетов, проклейку, грунтовку, шлифовку и т.п.).

Кроме того, при работе с бумагой большую роль играют ее деформационные свойства, так как важнейшие технологические процессы художественно-оформительских работ сопровождаются деформированием бумаги (обтягивание планшетов, художественное конструирование и т.п.). Деформационные свойства характеризуются упругостью, эластичностью, пластичностью. Восприятие краски бумагой. Закрепление краски на бумаге зависит от того, насколько хорошо жидкая фаза красочного состава — связующее — смачивает ее поверхность. Смачивание и прилипание жидкости к поверхности твердого тела объясняется силами молекулярного взаимодействия — притяжения между частицами жидкости и поверхностью твердого тела. Однако закрепление краски зависит не только от смачивания, но и от проникновения ее в поры бумаги в результате впитывания, что отрицательно влияет на прочность красочного слоя. Поэтому поверхность бумаги подвергают предварительной обработке (проклейке, грунтовке).

Отношение бумаги к влаге. Будучи капиллярно-пористым телом, бумага механически удерживает в порах влагу при ее непосредственном контакте с водой. При увлажнении изменяются размеры листа: он увеличивается в результате набухания волокна. Практически деформация бумажного листа при увлажнении может дойти до 0,5%. После высыхания бумаги размеры ее восстанавливаются — это свойство бумаги используется в оформительской работе при обтягивании планшетов или для ровной оклейки поверхностей (бумагу увлажняют, выполняют необходимые операции и дают ей высохнуть, после чего она натягивается и приобретает ровную поверхность).

Оптические свойства бумаги. К оптическим свойствам бумаги относятся белизна, блеск, прозрачность, светопроницаемость, цвет.

Имея шероховатую поверхность, бумага отражает лучи рассеянно, равномерно во всех направлениях, хотя некоторая их часть отражается и по зеркальному типу (появление бликов при рассматривании бумаги под определенным углом). Белизна — это свойство бумаги рассеянно отражать свет равномерно по всей видимой части спектра.

Так как в действительности тела никогда полностью не отражают падающий свел (абсолютно белых тел в природе нет), то степень белизны определяется величиной коэффициента отражения, т.е. отношением количества отраженного от бумаги света к количеству падающего света. Практически для сравнения белизны пользуются эталонами сравнения, приготовленными из материалов, обладающих высокой, а главное постоянной белизной (например, окись магния).

Белизна бумаги зависит от белизны исходного сырья, его отбелки, от вводимых наполнителей. Блеск появляется в результате частично зеркального отражения света от поверхности бумаги. Возникающие при этом блики создают известный оптический эффект, что используется в художественном оформлении для декоративных целей.

Необходимая для блестящего отражения поверхность придается бумаге при обработке ее в суперкаландрах (лощение). Особенно эффективно лощение бумаги с поверхностным пигментным покрытием, в состав которого вводят парафин, воск, синтетические полимеры. В качестве эталона блеска применяют образец черного полированного стекла, цвет которого исключает рассеянное отражение, а полированная поверхность обеспечивает зеркальное отражение.

Прозрачность и светопроницаемость. При прохождении света через любую среду различают прозрачность, когда лучи света проходят, не изменяя направления (гладкое стекло), и светопроницаемость, когда свет при прохождении рассеивается (матовое стекло). Для большинства сортов бумаг с капиллярно-пористой структурой характерно рассеянное проникание света. Напротив, бумаги типа кальки должны бьп ь по возможности прозрачными, так как они предназначены для копирования. Светорассеивание и прозрачность — свойства, которые определили широкое применение бумаги в практике художественно-оформительских работ.

По назначению бумага бывает чертежная, рисовальная, декоративная, оберточная, специальная, писчая, впитывающая.

Чертежная бумага должна иметь ровную, чистую, но не лощеную, шероховатую поверхность. Проклейка обеспечивает высокую прочность поверхности и предотвращает распыливание туши и акварельных красок даже после подчистки резинкой.

Чертежная бумага высшего сорта изготовляется из тряпичной массы или хлопка способом ручного отлива, что обеспечивает однородность свойств в разных направлениях. Лучшим сортом чертежной бумаги ручного отлива является так называемый ватман. Листы ватмана имеют шероховатую поверхность, характерную неровную кромку, так как каждый лист этой бумаги отливается отдельно. Применяется ватман для выполнения высококачественных оформительских работ.

Наибольшее распространение в практике художественного оформления получила чертежная бумага машинного отлива — полуватман, изготавливаемая из смеси тряпичной массы и целлюлозы, хорошо проклеенная, плотная, имеющая с одной стороны шероховатую, а с другой — более гладкую поверхность. На шероховатой стороне выполняют художественные работы красочными составами (шероховатая структура лучше удерживает краски), а на гладкой — шрифтовые и графические работы.

Читайте так же:
Металл мастер станки токарные настольные

Рисовальная бумага изготовляется в основном из 100% целлюлозы (обыкновенная), а также из смеси тряпичной массы и целлюлозы (высшая). Она как и чертежная должна быть сильно проклеена, чтобы при стирании резинкой не повреждалась поверхность. Рисовальная бумага выпускается промышленностью машинной гладкости, зернистой, тисненой, бархатистой.

Рисовальная бумага несколько тоньше чертежной, однако вполне пригодна для художественно-оформительских работ. На ней выполняются различные демонстрационные схемы разового пользования, стенгазеты, кроме того из нее изготавливают буквы для выполнения шрифтовых плакатов в технике аппликации и т.д.

На основе чертежной и рисовальной бумаги выпускается цветная и декоративная бумага, имитирующая текстуру разнообразных пород древесины или фактуру различных материалов. Применяют эти виды бумаги для декоративных целей, а также при выполнении имитаций. Выпускают их в основном машинного отлива, рулонную или в листах (форматную).

АКВАРЕЛЬНАЯ БУМАГА — характеризуется минимальной впитываемостью, прочностью при работе во влажном состоянии, которая достигается желатиновой проклейкой, незначительным короблением листа и достаточной толщиной, позволяющей писать акварелью без наклейки листа на планшет. Вес акварельного метра бумаги от 170 до 850 граммов. Некоторые сорта выпускаются с двумя или тремя вариантами поверхности: естественное грубое зерно, оставшееся от сукна при формировании листа, легкий рельеф зерна, сглаженного холодным прессованием или с ровной поверхностью при гладком горячем прессовании. Свойства бумаги после прессования остаются прежними, и художник, привыкший работать на определенной марке бумаги, может выбирать необходимый вариант шероховатости в зависимости от творческих замыслов. Кроме акварели, такая бумага рекомендуется для гуаши, темперы и рисунка. Проклеенная поверхность не ворсится при исправлениях карандаша резинкой.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К БУМАГЕ.

К бумаге для акварельной живописи предъявляются следующие основные требования:

1. Бумага, смоченная водой, не должна деформироваться после

2. При покрытии бумаги акварелью на ее поверхности после высыхания не должны выступать пятна.

3. Бумага после неоднократных промывок губкой, смоченной водой, не должна размягчаться и ворситься и должна сохранять свою первоначальную плотность.

4. Красочным слой должен легко удаляться — соскабливаться специальным ножом без нарушения поверхности бумаги.

5. Цвет бумаги должен быть белый и он не должен изменяться неограниченно долго.

6. Бумага должна слегка, только поверхностным слоем, впитывать акварельную краску.

7. Поверхность бумаги должна быть матовой четырех видов: мелкозернистой, среднезернистой, крупнозернистой или гладкой.

8. Бумага для рисования карандашом не должна лосниться, скатываться при стирании резинкой.

ПАСТЕЛЬНЫЕ БУМАГИ — это цветная разновидность рисовальных бумаг. Необходимость окрашивания бумаги вызвана тем, что пастельные карандаши содержат мел, который часто менее белый, чем поверхность основы. На белом листе такая пастель теряет свою прелесть, и только на тонизированных бумагах выявляется вся гамма пастельных оттенков. Разнообразие оттенков бумаги позволяет подобрать для конкретной работы подходящий оттенок, который будет близок колориту будущего произведения. Например, некоторым оттенкам даже присвоили имена знаменитых художников: зеленоватый — «Веронезе», светло-охристый — «Рафаэль», белый — «Микеланджело» и другие. Красивая фактура поверхности и благородные этой категории бумаг часто используются не только художниками, но и полиграфистами для изготовления роскошных печатных изданий. При этом неровно отлитые края не обрезаются, что придает особый «шарм», а водяной знак, например, «Капитолийская волчица» без всяких слов обогащает впечатление от такой книги. Для повышения абразивных свойств пастельной бумаги на некоторые сорта напыляют легкий порошок пемзы. Во время расцвета пастельной живописи как основу использовали замшу, хорошо удерживающую пастель без фиксатива. В настоящее время выпускают бумагу со специальным слоем, имитирующим натуральную замшу.

Бумага для акварели.

Акварель (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Выбор бумаги и порядок работы над акварелью

Основой для акварели является, как правило, бумага, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Для этого могут служить особые рамки — стираторы — на которые натягивается лист. Таким образом, во время письма бумагу можно смачивать снизу, или бумагу кладут на мокрую фланель. Возможен и более простой способ: предварительно увлажненный лист акварельной бумаги, достаточно хорошо впитывающей влагу, кладут на стекло, при этом, в зависимости от того, как долго отрабатывается конкретный участок рисунка, выбирают угол наклона стекла, но чаще всего стекло лежит горизонтально. Сообразуясь с собственными манерными возможностями, можно допускать, чтобы вода на листе бумаги выступала в виде лужи или глубоко впитывалась и создавала лишь отдельный влажный участок. Краска в таких случаях играет по-разному, чем создает желаемый эффект. Собственно говоря, именно в этом заключается современное понимание акварельной техники. Кроме того, в акварели могут использоваться работа заливками и точечно-штриховая техника. Именно для таких приёмов используется натягивание листа бумаги на планшет, а также так называемые акварельные блоки.

Бумага лучше 30 х 20 см и не более 40 х 30. Это нужно для того, чтобы краски, набранной кистью, хватало на всё наносимое пятно. В определенном смысле это важно.

До начала рисунка бумагу следует загрунтовать слабым раствором акварели какого-либо цвета, чаще всего голубого.

Темные тона наносятся в последнюю очередь.

В условиях студии можно рисовать в два этапа: по мокрой (более, чем влажной) бумаге наносятся основные цветовые пятна без опасения их расползания по бумаге; по высохшему рисунку, слегка увлажненному вновь, наносят изображение, добиваясь желаемого эффекта.

Сушить выполненный рисунок удобнее на слое газет, придавив сверху чистым стеклом.

Определенный эффект дает работа промытой и отжатой на сухой тряпице кистью по чуть ранее нанесенному пятну краски. Такая кисть смывает лишнюю краску, как это, например, делает ластик при карандашном рисунке. На убранном пятне вновь появляется краска (ибо пятно мокрое, краска затекает) и приходиться вновь промывать кисть, «сушить», убирать затеки. И так до тех пор, пока не получится желаемое. Этот прием хорош в пейзаже, дает эффектные результаты и, практически, необходим.

Читайте так же:
Осциллограф для чего применяется

Качество акварельной бумаги

Существуют различные сорта бумаги для работы акварелью. Результат во многом зависит от правильного выбора бумаги.

Сохранение свойства красочного пигмента в рисунке

В отличии от обыкновенной бумаги, акварельная предназначена для намокания. Акварель является водорастворимой краской, и красящий пигмент на девяносто девять процентов состоит из воды.

Важным качеством акварельной бумаги является ее способность сохранять свойства красочного пигмента в рисунке. Со временем краска не должна тускнеть.

Хорошая акварельная бумага должна хорошо впитывать влагу и пигменты, но при этом не препятствовать сохранению интенсивности красочного слоя. Для этого бумагу проклеивают (добавляют в бумажную массу гидрофобные вещества, так называемая проклейка в массе). Бывает и поверхностная проклейка (в этом случае клей наносится не в бумажную массу, а на поверхность уже готового листа).

В состав хорошей акварельной бумаги в определенной пропорции входит натуральный хлопок. Добавление хлопка придает бумаге свойства ткани — она хорошо впитывает воду, хорошо подсыхает, хорошо подсыхает, хорошо держит цвет, не коробится. Профессиональная акварельная бумага делается только из 100% хлопка, пропитывается желатином, не содержит кислот и имеет натуральную белизну без оптических отбеливателей. Бумага высокого качества, как правило, изготавл ивается и отбраковывается вручную.

Плотность акварельной бумаги

Еще одним важным качеством бумаги является ее плотность. Чем больше плотность акварельной бумаги, тем больше её стойкость к деформации при намокании и после высыхания. Наиболее распространенная акварельная плотность акварельной бумаги: от 200 до 250 г/м2.

Различают виды акварельной бумаги по текстуре, то есть по особенностям поверхности. Она может быть гладкой или фактурной. Кроме этого, текстурная, фактурная поверхность создает художественный оптический эффект, ведь акварельная техника дает прозрачные, воздушные изображения. А фактурная бумага придает им дополнительный эффект объемности.

Фактура акварельной бумаги

Акварельная бумага различается по текстуре (фактура, зерно, grain), то есть по особенностям рельефа поверхности. Она может быть гладкой или или рельефной (фактурной). Фактурная поверхность бумаги создает художественный оптический эффект, ведь акварельная техника дает прозрачные, воздушные изображения. А фактурная бумага придает им дополнительный эффект объемности.

Английская классификация бумаги с зернистой поверхностью основывается на способе производства (разница заключается в методе прессования): НР (hot pressed — горячее прессование), СР (cold pressed — холодное прессование).

По степени зернистости акварельную бумагу принято условно разделять на три группы: гладкую (grain satin, smoоth, НР); среднюю, или мелкую зернистость (grain fin, medium, CP); крупную зернистость или торшон (grain torchon, CP rough).

Крупнозернистая бумага производится методом холодного прессования. При холодном прессовании еще влажный лист бумаги прессуется между двумя войлочными валами. При этом характер рельефа поверхности бумаги (зерна) зависит от рельефа поверхности валов («лен», «кожа», «яичная скорлупа», «снег» и т.д.). При горячем прессовании бумага проходит между гладкими горячими валами, в результате чего сама приобретает гладкую и плотную поверхность.

Гладкая бумага используется для детализации, а среднезернистая и торшон для акварельных техник, требующих рельефной поверхности.

Ватманская бумага

Ватман (произошло от английского слова Whatman paper) — это белая и высокосортная бумага, плотная, с поверхностной проклейкой, без ярко выраженной фактуры. У ватмана большая сопротивляемость к истиранию. Относится к типу бумаг для рисования (употребляется для рисования итальянским карандашом или для акварели). Высота листа составляет 17 дюймов, а длина — 44 дюйма. Впервые была изготовлена в середине 1750-х гг. в Англии бумажным фабрикантом Джеймсом Ватманом старшим, который ввел новую бумажную форму, позволявшую получать листы бумаги без следов сетки.

Чтобы на бумаге не было видно следов сетки, он придумал использовать для просушки не обычную конструкцию из продольных и поперечных металлических прутьев, а новое подобие сетки, сделанное из тонкой ткани. Теперь после стекания воды и остывания бумага становилась плотной и отличалась большой сопротивляемостью к истиранию, а также приятной шероховатой поверхностью.

Эту бумагу по достоинству оценили художники, и она стала широко использоваться для создания акварелей и печатания литографий. Сам Ватман назвал свое изобретение wove paper (то есть веленевой, или буквально, «тканной бумагой»). Вскоре эта «шероховатая» бумага в честь ее изобретателя стала называться Ватманом.

В России ватманская бумага получила распространение во второй половине XIX века и применялась для печатания литографий и гравюр, а также для рисования и разнообразных чертежных работ, исполненных карандашом, тушью или акварельными красками.

Бумага для творчества художников

Уникальное качество бумаги Ханемуль

Художники всегда предъявляли особые требования к качеству и чистоте своих бумаги и картона, ведь эти материалы составляют основу их работы. Компания «Ханемуль Файн Арт» удовлетворяет требования художников уже более 400 лет. Глубокое понимание творческих нужд и требований позволило компании развить множество различных линий бумаги, как для профессионалов, так и для любителей изобразительного искусства.

Начиналось все в 1584 году, но только в 1886 бумажному заводу в Нижней Саксонии было дано название Ханемуль. С тех пор это имя отождествляется с бумагой отменного качества. На протяжении столетий предприятие доказывало всему миру мастерское владение своим ремеслом, создавая уникальную и великолепную бумагу, произведенную на родниковой воде и первоклассной целлюлозе. Раньше лучшей из бумаг считалась круглосеточная бумага ручной работы. Сегодня традиционные рецепты используются для производства бумаги, способной вдохновить художников, иллюстраторов и фотографов.

Бумага для любой техники письма

В традиционной коллекции Файн Арт Ханемуль найдется подходящая бумага для любой техники письма: акварели или акриловой краски, эскизов и рисунков пастелью, сангиной и сепией, а также масляной краской. Бумага изготовляется по старинным рецептам, передаваемыми из поколения в поколение, но при этом соответствует высоким требованиям современных стандартов. Бумага Ханемуль идеально подходит для различных печатных техник, включая художественную реставрацию, цифровую художественную работу. В дополнение к широкому выбору бумаги различной плотности и фактуры компания «Ханемуль Файн Арт» производит бумагу с классическими водяными знаками и настоящими необрезанными краями. Бумага Ханемуль светопрочна, долговечна и не содержит кислот.

На бумаге Ханемуль краска ложится очень хорошо

На акварельной бумаге Ханемуль краска ложится очень хорошо, держит яркость цвета, при высыхании не обесцвечивается, но, к сожалению, эта бумага не выдерживает многослойной живописи.

Приближающаяся к идеалу бумага для акварели, которая держит яркий цвет, выдерживает наслоения 30-40 слоев и не замывает предыдущие слои, и плюс к этому удобна для работы над большими вещами — это бумага от Saunders Waterford.

Читайте так же:
Ручной гайковерт для газели

Лучшая бумага для акварели

Есть и другая бумага — Arches. У этой бумаги есть одно свойство: она выдерживает бесконечное количество слоев, на ней почти нельзя ничего смыть, но она, к сожалению, обесцвечивает яркие краски. Писать по ней, например, яркий букет цветов проблематично: яркий красный превратится при высыхании в коричневато-серый цвет.

Многие считают Arches лучшей бумагой для акварели; известные художники выбирают эту бумагу за её уникальные характеристики.

Бумага Arches известна своей натуральной белизной, высокой прочностью и светостойкостью. Краски на ней остаются яркими и насыщенными в течении многих лет.

Отлитая во Франции, бумага pH-нейтральна, не содержит кислот. Два края имеют необработанную кромку, на каждом листе выдавленный штамп мануфактуры.

Arches Aquarelle Rag – акварельная бумага, изготовлена из 100% хлопка, имеет уникальную структуру, текстуру и тональность, как и традиционная бумага для изобразительного искусства. Она отвечает самым высоким требованиям художников, музейных работников и коллекционеров. Бумага устойчива к старению, цветовые оттенки стабильны в течении многих лет. Arches Aquarelle Rag — это уникальная бумага, не имеющая аналогов, идеально подходит для репродукций и фотографий.

Процесс дефибрирования заключается в расщеплении древесной ткани зернистой поверхностью вращающегося камня в волокнистую массу в присутствии воды.

В состав Красноярского целлюлозно-бумажного комбината входят следующие цеха: Древесно-подготовительный цех, древесно-массный цех, кислотный цех, варочный цех, отбельный цех, картонно-сушильный цех, бумажная фабрика, ФТК.

Мощность древесно-массного цеха по техническому проекту Красноярского целлюлозно-бумажного комбината, разработанному Ленинградским Гипробумом в 1935 году, составляла 62,3 тыс. тон/год.

По проектному заданию 1957 года, учитывающему рост потребления древесной массы в связи с модернизацией буммашины, мощность ДМЦ по перерабатывающему оборудованию составляет 64 тыс. тон.

В древесно-массном цехе вырабатывается древесная масса по СТП 0237 – 186 – 94.


1. Технологическая часть

Характеристика готовой продукции, производимой в цехе

Белая древесная масса представляет собой смесь разнообразных волокнистых фракций:

– пучки из нескольких неразделённых волокон;

– длинные волокна с разделёнными или отрезанными концами;

– короткие неразрезанные части;

– отщеплённые вдоль волокон разделённые частицы;

После отделения от дефибрёрной массы мелких щепочек, спичек, пучков волокон, минеральных примесей получается полуфабрикат – древесная масса, годная для производства бумаги и картона.

Древесная масса разделяется на два сорта. Первый сорт – масса пригодная без дополнительного размола для выработки бумаги и картона, второй сорт – рафинёрная масса используется для выработки продукции требуемого качества только после дополнительного размола на рафинёрах, мельницах.

По характеру размола различают жирную и тощую (садкую) древесную массу.

Жирная масса содержит большое количество фибрилл, разделённых волокон с разработанными концами, с содержанием длинных, средних и коротких волокон. Такая масса обладает хорошими механическими свойствами, плохо отдаёт воду, имеет высокий градус помола.

Тощая (садкая) масса состоит из неразработанных волокон, как длинных, так и коротких, содержит неразработанную мелочь, отрезки волокон неспособных к взаимному сцеплению. Грубая масса имеет низкую механическую прочность.

Бумага из такой древесной массы получается рыхлая, непрочная низким объёмным весом.

Древесная масса используется в композиции при выработке офсетной, газетной, типографской, обложечной бумаги.

Рафинёрная масса применяется в композиции бумаги для гофрирования. Древесная масса марки А и Б вырабатывается по СТП 00279456.001 – 96.

Показатели качества древесной массы должны соответствовать нормам СТП 0237 – 186 – 94.

Таблица 1Характеристика готовой продукции производимой в цехе

Наименование показателяНормы для газетной, офсетной и типографской бумагиМетод испытаний
1 Концентрация массы в ванне дефибрёра, %1,5 – 2,5по методике отраслевой
2 Температура дефибрирования, О С4 – 82по методике отраслевой
3 Концентрация перед щеполовками, %1,3 – 2,4по методике отраслевой
4 Концентрация перед 1 ступенью сортирования, %1,2 – 2,4по методике отраслевой
5 Концентрация перед ц/к батареей, %0,8 – 1по методике отраслевой
6 Концентрация с шабера сгустителя, %, н/м5по методике отраслевой
7 Разрывная длина, м, н/м2700по ГОСТ 16296
8 Степень помола, О ШР70 – 72по ГОСТ 14363.4
9 Сорность – число соринок на 1м 2 : площадью св. 0,1 до 0,5 мм 2 , не более площадью свыше 0,5 мм 2812 не допускаютсяпо ГОСТ 14363.3
10 Фракционный состав, % 1 фракция, не более 4 фракция, не более32±2 48±2по ГОСТ 13425 по ГОСТ 13425
11 Концентрация древесной массы с регулятора бассейна №9,102,8 – 3,2по методике
12 Подгарне допускается
13 Костране допускается

Характеристика исходных полуфабрикатов и химикатов

Таблица 2 Характеристика исходного сырья

Наименование сырья, материалов, номер ГОСТ (ОСТ) или ТУПоказатели по ГОСТ (ОСТ) или ТУПоказатели, обязательные для проверки перед использованием в производстве
1 Балансовая древесина ель, пихтаГОСТ 9463Длина баланса допускается 1230±3 см. Диаметр баланса от 100 до 180 мм. Ядровая и заболонная гнили и табачные сучки не допускаются.

Описание технологической схемы производства

Получение древесной массы ведётся по горячему жидкому способу дефибрирования. Окорённый баланс по ленточному транспортёру подаётся в ДМЦ на цепные транспортёры, расположенные вдоль дефибрёров 1 и 11 очереди.

Процесс дефибрирования заключается в расщеплении древесной ткани зернистой поверхностью вращающегося камня в волокнистую массу в присутствии воды.

Орошение камня осуществляется двумя спрысками оборотной воды (главный спрыск и дополнительный).

На процесс дефибрирования влияет ряд переменных факторов:

– влажность, качество и порода древесины;

– температура в ванне дефибрёра, оборотной воды;

– глубина погружения камня в массу;

– скорость подачи баланса к камню (нагрузка на двигатель кольца дефибрёра);

– состав камня по зернистости;

– применение номера шарошки для насечки камней.

Для получения древесной массы на комбинате используются керамические камни.

Характерная особенность керамических камней – высокая пористость, повышенная прочность, термостойкость, керамические камни обеспечивают получение однородной древесной массы при меньшем количестве насечки камня, равномерный съём.

Насечка камней производится шарошками №8, 10 спиральными. Керамические камни насекаются 1 раз в неделю.

При зернистости камней 0,35 – 0,40 можно получить массу хорошо разработанную с высокой механической прочностью, но небольшим съёмом с камней зернистостью более 0,40.

Читайте так же:
Сварка от аккумулятора 12 вольт видео

Качество древесной массы ухудшается, снижается механическая прочность волокон при садком помоле и высоком съёме волокна с дефибрёра.

Туплением камня, как крупнозернистого, так мелкозернистого можно повысить жирность массы, увеличить в ней содержание мелкого волокна.

Частые насечки и тупление камней приводят к преждевременному износу камня, выработке древесной массы неравномерной по качеству.

Необходимо соблюдать постоянство нагрузки, температурного режима, режима обработки камня, не допускать резких колебаний съёма волокна между отдельными дефибрёрами при этих условиях представляется возможность выработки древесной массы, постоянного качества, что является необходимыми для нормальной работы быстроходных машин.

Дефибрирование ведётся по горячему жидкому способу.

Температура массы в ванне дефибрирования – 74 – 82 О С.

Концентрация массы в ванне дефибрёров 1,5 – 2,5% в зависимости от качества и количества снимаемой массы с дефибрёра и температуры оборотной воды.

Глубина погружения камня в зависимости от концентрации массы ванне дефибрёра.

Оптимальная глубина погружения – 80 мм.

Температура оборотной воды, подаваемой на спрыск, не ниже 58 О С с давлением спрысковой воды не ниже 2 атм.

Концентрация волокна в спрысковой воде не более 0,2 г/л.

Необходимо строго соблюдать постоянство нагрузки, температуры.

Не допускать резких колебаний в выработке между отдельными дефибрёрами, что обеспечивает выработку древесной массы постоянного качества.

Основное требование к качеству древесной массы заключается в том, чтобы она обеспечивала выработку бумаги требуемого качества и нормальную работу бумагоделательных машин. Необходимо наличие в древесной массе длинных тонких волокон с разработанными концами и хорошо разработанной мелочью.

Контроль качества древесной массы осуществляется старшим дефибрёрщиком путём просмотра её на синем стекле не менее двух раз в час. Проба берётся с общего потока и с каждого дефибрёра.

Режим сортирования древесной массы

Древесная масса, полученная на дефибрёрах, содержит в себе волокна различных размеров, некоторое количество щепы 0,5 – 0,7% и песка.

Процесс сортирования делится:

— Грубое сортирование – щепоулавливание

— Очистка массы от песка

Масса, полученная на дефибрёрах, разбавляется оборотной водой из спрысков установленных после каждого кармана дефибрёров и с концентрацией 1,3 – 2,4% направляется на щеполовки.

Напуск массы на щеполовки осуществляется с помощью напускной шандоры, перед которой установлен порог для улавливания осколков камней.

Отсортированная на щеполовках масса с концентрацией 1,3 – 2,4% поступает в бассейн под щеполовками, после бассейна насосами перекачивается в распределительный жёлоб перед первичными сортировками. На выходе щепа отмывается от волокон с помощью установленного спрыска, далее транспортируется на улицу с дальнейшим вывозом на рубительную машину.

Тонкое сортирование древесной массы производится в две ступени с выделением после 2 ступени рафинёрной массы.

Масса в жёлобе перед 1 ступенью сортирования разбавляется оборотной водой до концентрации 1,2 – 1,5% и поступает на сортировки СЦ – 1,6; СЦ – 2,6. Отсортированная масса с концентрацией 0,8 – 1,2% поступает в бассейн под сортировками, откуда качается на очистку от песка и коры. Отходы разбавляются с помощью спрысков вмонтированных в ванну сортировок, и поступает в мешальный бассейн №1,2 с концентрацией 1,5 – 2,0%. Из бассейна отходы, разбавленные оборотной водой, насосами подаются в жёлоб перед 2 ст. сортирования разбавляются до концентрации 1,2 – 1,5% и самотёком поступает на сортировки СЦ – 1.6; СЦ – 2,6.

Тонкая масса с концентрацией 0,55 – 0,75% с вторичных сортировок возвращается в бассейн под щеполовками.

Отходы от вторичных сортировок с концентрацией 0,8 – 1,5% поступают в бассейн №3. С бассейна насосами подаются на бесшаберный сгуститель для сгущения отходов до концентрации 2,5 – 3,0%. Отходы со степенью помола 25+5 О ШР собираются в бассейн №4 в количестве 6% от выработанной древесной массы и перекачиваются насосами для выработки картона или на ПЦЗ.

График промывки сортировок 1 ступени через 6 – 7 дней, 2 ступени 5 – 6 дней.

Очистка массы от песка и неразработанных костринок

Очистка на ЦОДМ производится в 2 ступени сортирования. Отсортированная масса после 1 ступени сортирования с концентрацией 0.6 – 0,8% насосами качается на батарею центриклинеров. Давление массы перед центриклинерами поддерживается 3,0 – 3,5 кгс/см 2 (0,3 – 0,35мПа). На выходе из трубки 0 – 0,02мПа. Отходы с центриклинеров 1 ступени собираются в бачке отходов, разбавляются оборотной водой до концентрации 0,5 – 0,7% и насосами подаются на 2 ступень очистки. Отсортированная масса после 2 ступени ЦОДМ поступает в бассейн отсортированной массы после сортировок. Очистка на УВК – 300 производится в 3 ступени. Масса с концентрацией 0,6 – 0,8% под давлением 3,0 – 3,2 кгс/мсм 2 подаётся насосом в напорный коллектор 1 ступени, откуда масса подаётся в очистители, в которых производится её очистка и деаэрация.

Очищенная масса с давлением 0,2 – 0,3 кгс/см 2 направляется на сгустители. Отходы поступают в коллектор, внутри которого поддерживается избыточное давление 0.3 – 0,6 кгс/см 2.

Отходы 1 ступени, очистки и очищенная масса 3 ступени разбавляются оборотной водой до концентрации 0,5% и насосом подаются в напорный коллектор 2 ступени. В очистителях 2 ступени производится очистка отходов 1 ступени и повторная очистка массы 3 ступени. Очищенная масса 2 ступени направляется на повторную очистку 1 ступени. Количество отходов 2 ступени регулируется противодавлением, создаваемым задвижкой на коллекторе отходов 2 ступени. Отходы 2 ступени подаются на насос 2 ступени, предварительно разбавляясь оборотной водой до концентрации 0,5%, которые отправляются на очистители 3 ступени.

Очищенная масса 3 ступени подаётся на «всас 2 ступени» для повторной очистки. Отходы 3 ступени направляются в волокно содержащую канализацию.

Назначение 2 и 3 ступени в дополнительном улавливании волокна, т.е. уменьшение потерь волокна с отходами в сток.

Отходы с концентрацией около 1% в количестве 0,2% от вырабатываемой массы, сливаются в волокно содержащую канализацию.

Сгущение древесной массы

Отсортированная масса с концентрацией 0,55 – 0,78% поступает на сгуститель. Масса с шабера с концентрацией н/м 5% поступает в бассейн не регулированной массы, где разбавляется оборотной водой от бумагоделательных машин до концентрации 2,8 – 3,2%. При перекачке массы в регулируемый бассейн установлены регуляторы концентрации.

Оборотная вода из барабанов сгустителей поступает в жёлоб оборотной воды, затем собирается в бассейн оборотных вод.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector