Схема реле регулятора со светодиодом
схема реле регулятора 121.3702 со светодиодом
схема реле регулятора 1213702 со светодиодом — схема подключения реле 33 3702 — ybymetohahutynuzims blog ybymetohahutynuzimhatenablogcomentry20170610194933 Cached Схема реле регулятора 201 3702 Июнь 10 Схема реле регулятора 201 3702 Схема электрической сварочной дугиПринципиальная схема блока цветности в телевизорах Описание принципиальная схема Замена реле-регулятора на мотоцикле Автожурнал Мой Автомобиль my-autobizzamena-rele-regulyatora-na-mototsikle Cached Большое спасибо, вы доступно объяснили Реле 5913702-01 не нашел Вообще исчезли с прилавков Приобрел 1213702 Как вы думаете, как будет работать 753777 со светодиодом вместо лампочки? реле регулятор ваз 2101! — forummotoroadru wwwforummotoroadrutopic4507-rele-regulyator-vaz-2101 Cached Регулятор 1213702 также подходит для прямой замены регулятора 333702 которым стали комплектовать Уралы и Днепры (оснащенные генератором Г-424) вместо РР-330 Подключение согласно таблицы Реле Мотоцикла Урал Рр330 Схема Подключения — sandiego-skachat sandiego-skachatweeblycomblogrele-mototsikla-ural-rr Cached Цена 1 900 рублей , или 1,5 уе! Почувствуйте разницу ! Причем в магазине были регуляторы 1213702 двух видов: обычные и со встроенным светодиодом Мы взяли второй Замена реле-регулятора на мотоцикле Днепр Урал жигулевским uraldneprrupubl11-1-0-3 Cached Причем в магазине были регуляторы 1213702 двух видов: обычные и со встроенным светодиодом Мы взяли второй Тогда можно не ставить штатную лампу зарядки аккумулятора, а светодиод можно Замена реле-регулятора на ДнепреУрале (С лирическими wwwmoto4yourucontentview61 Cached Причем в магазине были регуляторы 1213702 двух видов: обычные и со встроенным светодиодом Мы взяли второй Тогда можно не ставить штатную лампу зарядки аккумулятора, а светодиод можно Оппозит — друг человека!: Современное реле-регулятор для оппозита wwwupgradesformyuralcom201704sovremennoe Cached Как видно из схемы, РР-330 выбрасывается и на его место ставится современное электронное РР типа 1213702 (в моём случае это аналог — 593702 или 5923702) и не совсем современное реле РС702 от отечественного автопрома Замена штатного Днепровского реле заряда на автомобильное motobratvacomviewtopicphp?t3949 Cached Регулятор 1213702 также подходит для прямой замены регулятора 333702 которым стали комплектовать Уралы и Днепры (оснащенные генератором Г-424) вместо РР-330 Подключение согласно таблицы Отчет по переделке генератора PD типа под внешний регулятор forumsdromrumazda-capella-626t1151714802html Cached Ну и в случае использования 1213702 еще и реле Итак бюджет: Реле регулятор 1213702 — -130р Щетки ВАЗ-2101 -25р Реле зажигания ВАЗ 2108-40р Плоская клемма мама 65р 30р Клемма лепесток 6мм 4520р Замена реле-регулятора на ОППОЗИТЕ Советские мотоциклы moto-planetarumotouralelektrikaural417-zamena-rele Cached Причем в магазине были регуляторы 1213702 двух видов: обычные и со встроенным светодиодом Мы взяли второй Тогда можно не ставить штатную лампу зарядки аккумулятора, а светодиод можно Promotional Results For You Free Download Mozilla Firefox Web Browser wwwmozillaorg Download Firefox — the faster, smarter, easier way to browse the web and all of 1 2 3 Next 25
- Выбор и покупка нового автомобиля. Каталог автомобилей, цены, комплектации, дилеры и автосалоны. Но
- некоторые мошеннические схемы особенно удаются зимой. На рис. 1.1 приведена принципиальная схема котельной установки, работающей на природном газе или мазуте. Поплавковый регулятор уровня обеспечивае
- тельной установки, работающей на природном газе или мазуте. Поплавковый регулятор уровня обеспечивает номинальный расход питательной воды при полностью зато- пленных электродах. 156 Принципиальная схема электрооборудования автомобиля quot;Рено-19quot; выпуска с 1988 по 1994 г. (карбюраторные версии) . поколения.Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ Ветровое стекло Л Ч АЛ Капля воды Зеркала Излучатель (ИК-светодиод). Описание системы: продукты и услуги, цены. Ежедневный мониторинг законодательства и новостная лента Федерального собрания РФ. Большая интегральная схема. Информация по ремонту автомобилей. Виртуальные салоны автомобилей. Технические характеристики. Замена МУС и главного реле зажигания. Почему я перестал ставить светодиоды. OEM Кондиционер Реле Высокого Давления Датчик Разъем Соединительный Кабель Для VW Passat B5 A4 A6 A8 S4 S8 8D0959482B 8D0 959 482B. Автомобильный завод АЗЛК. Новости, история, книги, модели, сервис. Планируется ли использование светодиодов вместо ламп? Предусматривается в дополнительном сигнале торможения, в качестве светового сигнализатора в комбинации приборов. Благодаря успешной работе с 2012 года, мы выработали эффективную схему реализации товаров. Регулятор давления газа 528. Клапан с электроприводом 121.
сервис. Планируется ли использование светодиодов вместо ламп? Предусматривается в дополнительном сигнале торможения
- РР-330 выбрасывается и на его место ставится современное электронное РР типа 1213702 (в моём случае это аналог — 593702 или 5923702) и не совсем современное реле РС702 от отечественного автопрома Замена штатного Днепровского реле заряда на автомобильное motobratvacomviewtopicphp?t3949 Cached Регулятор 1213702 также подходит для прямой замены регулятора 333702 которым стали комплектовать Уралы и Днепры (оснащенные генератором Г-424) вместо РР-330 Подключение согласно таблицы Отчет по переделке генератора PD типа под внешний регулятор forumsdromrumazda-capella-626t1151714802html Cached Ну и в случае использования 1213702 еще и реле Итак бюджет: Реле регулятор 1213702 — -130р Щетки ВАЗ-2101 -25р Реле зажигания ВАЗ 2108-40р Плоская клемма мама 65р 30р Клемма лепесток 6мм 4520р Замена реле-регулятора на ОППОЗИТЕ Советские мотоциклы moto-planetarumotouralelektrikaural417-zamena-rele Cached Причем в магазине были регуляторы 1213702 двух видов: обычные и со встроенным светодиодом Мы взяли второй Тогда можно не ставить штатную лампу зарядки аккумулятора
- а светодиод можно Promotional Results For You Free Download Mozilla Firefox Web Browser wwwmozillaorg Download Firefox — the faster
- а светодиод можно Promotional Results For You Free Download Mozilla Firefox Web Browser wwwmozillaorg Download Firefox — the faster
Request limit reached by ad manXML
Выбор и покупка нового автомобиля. Каталог автомобилей, цены, комплектации, дилеры и автосалоны. Но некоторые мошеннические схемы особенно удаются зимой. На рис. 1.1 приведена принципиальная схема котельной установки, работающей на природном газе или мазуте. Поплавковый регулятор уровня обеспечивает номинальный расход питательной воды при полностью зато- пленных электродах. 156 Принципиальная схема электрооборудования автомобиля quot;Рено-19quot; выпуска с 1988 по 1994 г. (карбюраторные версии) . поколения.Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ Ветровое стекло Л Ч АЛ Капля воды Зеркала Излучатель (ИК-светодиод). Описание системы: продукты и услуги, цены. Ежедневный мониторинг законодательства и новостная лента Федерального собрания РФ. Большая интегральная схема. Информация по ремонту автомобилей. Виртуальные салоны автомобилей. Технические характеристики. Замена МУС и главного реле зажигания. Почему я перестал ставить светодиоды. OEM Кондиционер Реле Высокого Давления Датчик Разъем Соединительный Кабель Для VW Passat B5 A4 A6 A8 S4 S8 8D0959482B 8D0 959 482B. Автомобильный завод АЗЛК. Новости, история, книги, модели, сервис. Планируется ли использование светодиодов вместо ламп? Предусматривается в дополнительном сигнале торможения, в качестве светового сигнализатора в комбинации приборов. Благодаря успешной работе с 2012 года, мы выработали эффективную схему реализации товаров. Регулятор давления газа 528. Клапан с электроприводом 121.
Ставим регулятор напряжения на ВАЗ 2106
На автомобилях ВАЗ 2106 применялись регуляторы напряжения двух основных типов:
- электромагнитный РР-380 устанавливался на первые экземпляры автомобилей, но он на данный момент считается устаревшим;
- бесконтактного типа с обозначением 121.3702. Это новый регулятор напряжения, не требующий настройки и регулировки, применялся в последние годы выпуска автомобиля ВАЗ 2106.
У реле-регуляторов только схема различная, принцип действия во многом похож, а подключение идентичное. Для замены регулятора старого образца на новый достаточно просто подключить провода к соответствующим штекерам. Но перед заменой потребуется проверка работоспособности реле-регулятора.
Виды реле-регуляторов ВАЗ
В последние годы устанавливался реле регулятор с обозначением 121.3702, который работал в симбиозе с генератором переменного тока Г-221. Но такое совершенное устройство, которое не нуждается ни в регулировках, ни в дополнительном обслуживании, применять начали с 90-х годов. Изначально автомобили шли с конвейера с вибрационным регулятором РР-380. Вот он-то нуждался и в регулировках, и в настройках, и даже в обслуживании. При работе с регулятором РР-380 нужно придерживаться простых правил.
- Ни в коем случае не перепутайте провода с обозначением «67» и «15». Если это произойдет, то реле-регулятор не будет функционировать, его контакты, расположенные сверху, будут накоротко замкнуты. Итог — резкое возрастание напряжения на выходной клемме генератора, закипание АКБ, выход из строя всех потребителей электроэнергии и самого регулятора напряжения ВАЗ 2106.
- В цепь штекера «67» не разрешается подключать конденсаторы для противодействия радиопомехам. Контакты в итоге работают неправильно, вследствие этого происходит их разрушение.
- В цепь обмотки возбуждения запрещено включать каких-либо потребителей электрической энергии. В противном случае выходное напряжение возрастает в несколько раз.
- Штекеры под номерами «67» и «15» нельзя замыкать между собой, так как выходное напряжение значительно возрастает и вероятность выхода из строя полупроводникового выпрямителя очень высокая.
- Снимать с регулятора крышку не рекомендуется, потому что в него может попасть пыль и влага, контакты начнут подгорать, загрязняться, что приведет к неправильной работе механизма. Запрещена установка прокладок, изготовленных из подручных материалов.
- Не ударяйте по корпусу регулятора, держите его в чистом виде.
- Электрические соединения массы автомобиля ВАЗ 2106 и корпуса прибора должны быть надежными, сопротивление минимальным. Если соединение слабое, то вероятность повышения напряжения весьма высокая.
- ремень генератора имеет нормальное натяжение;
- корпус регулятора ВАЗ 2106 имеет надежный контакт с кузовом автомобиля.
- со шпилек выкрутить 2 гайки;
- пометить маркером все провода, чтобы после не спутать их;
- отключить от регулятора напряжения провода;
- снять старый регулятор, а на его место установить новый;
- произвести подключение проводов согласно схеме;
- затянуть гайки.
Перечислены требования к старому типу реле-регуляторов ВАЗ 2106, но для бесконтактного можно применить все пункты, кроме 5. Снять крышку с бесконтактного регулятора напряжения не получится, так как у него ее нет. Поэтому при выходе из строя всего узла потребуется его полная замена, ремонт невозможен.
Проверка и замена регулятора
Перед началом диагностики состояния регулятора напряжения рекомендуется зарядить аккумуляторную батарею. Для этого снимите ее и, выкрутив заглушки всех отсеков, дайте зарядиться от сети в течение нескольких часов. Контролируйте уровень зарядки по индикатору на зарядном устройстве.
После этого установите заряженную аккумуляторную батарею на автомобиль ВАЗ 2106 и заведите двигатель. При помощи ручки подсоса установите частоту вращения коленчатого вала двигателя в интервале 2500-3000 оборотов в минуту. Все потребители электрической энергии должны быть отключены, не допускается даже работа светодиодных ходовых огней.
При помощи вольтметра с широкой шкалой (можно использовать и с цифровым индикатором) проведите замер напряжения на клеммах аккумуляторной батареи. Значение напряжения должно составлять примерно 14,2 В. Допускается отклонение в большую или меньшую сторону, но не более чем на 0,1 В. Если отклонение существенное, то реле-регулятор подлежит немедленно полной замене. Не забудьте только непосредственно перед началом диагностики убедиться в следующем:
Если есть недочеты, то их необходимо устранить, отрегулировав натяжение ремня или затянув все гайки, которые крепят реле регулятор к кузову. Чтобы заменить регулятор напряжения ВАЗ, потребуется выполнить следующие действия:
Работа по замене регулятора напряжения на автомобиле ВАЗ 2106 закончена, занимает она несколько минут и выполняется с минимальным количеством инструмента. Старайтесь только во время проведения ремонтных и диагностических работ случайно не перемкнуть выводы регулятора напряжения, иначе можно повредить не только его, но и штатную проводку автомобиля ВАЗ 2106.
Схема реле регулятора 1213702
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ НАПРЯЖЕНИЯ
Два — три десятилетия назад роль источников электроэнергии на автомобиле выполняли генераторы постоянного тока . Управляли их работой реле — регуляторы , представлявшие комбинацию нескольких приборов .
Переход на генераторы переменного тока со встроенными выпрямителями произошел в течение довольно короткого времени . Как генераторы постоянного , так и переменного тока были контактными электромеханическими устройствами вибрационного типа . А такие приборы подвержены механическим электроэрозионным износам ; в эксплуатации их приходится периодически регулировать , а со временем и выбраковывать . Поэтому закономерно , что мысль конструкторов обратилась к бесконтактным электронным системам , обладающим высокой стабильностью и долговечностью .
Первыми на автомобилях появились транзисторные регуляторы напряжения , выполненные в виде отдельного устройства , которое устанавливалось вместо своего электромеханического предшественника ( иногда они даже выпускались в том же корпусе ). Со временем такие регуляторы становились все компактнее . Наконец развитие производства интегральных схем позволило создать совсем миниатюрные конструкции , которые можно встраивать непосредственно в щеточный узел генератора . Такое решение со всех точек зрения наиболее перспективно , поэтому оно находит все более широкое применение .
На автомобилях ВАЗ первого поколения установлены генераторы переменного тока Г 221 и вибрационные регуляторы напряжения РР 380. С началом производства ВАЗ -2105, а затем ВАЗ -2107 и ВАЗ -2104 завод перешел к применению усовершенствованных генераторов марки Г 222 со встроенным интегральным регулятором напряжения ( сокращенно ИРН ) модели Я 112 В . Принципиальная схема этого прибора показана на рис . 1. Регулятор Я 112 В поддерживает напряжение в бортовой сети постоянным в пределах 14,3 ± 0,2 В .
Рис . 1. Принципиальная схема интегрального регулятора напряжения Я 112 В.
Аналогично совершенствовались генераторы переменного тока всех модификаций «Москвичей > с двигателем рабочим объемом 1,5 л , выпускаемых московским и ижевским заводами . Первоначально на этих автомобилях применялись приборы типа Г 250, работавшие в комплекте с контактно — транзисторными вибрационными регуляторами РР 362 А . Ныне «Москвичи» комплектуются генераторами 29.3701, отличающимися от Г 250 наличием встроенного интегрального регулятора напряжения Я 112 А ( его принципиальная схема показана на рис . 2).
Из приведенных схем ( см . рис . 1, 2) видно , что регуляторы Я 112 А и Я 112 В , будучи модификациями одного семейства , имеют различную коммутацию и , несмотря на внешнюю схожесть , невзаимозаменяемы . Еще одна из особенностей заключается в том , что эти приборы неразборные и при выходе из строя ремонту не подлежат .
Как же быть в случае , если ИРН неисправен , а заменить его нечем ?
В такой ситуации можно попытаться сделать «шаг назад» . Если заменить щеточный узел своего генератора аналогичным узлом от предыдущей модификации ( для Г 222 — от Г 221, для 29.3701 — от Г 250), то появится возможность применить один из регуляторов , выпускаемых в виде отдельного прибора . Отметим , что величины тока возбуждения в генераторах всех отечественных легковых автомобилей достаточно близки , поэтому на практике любой вынесенный регулятор напряжения может более или менее успешно работать с любым генератором , хотя , конечно , предпочтителен тот вариант , который был установлен на автомобиле первоначально .
Рис . 2. Принципиальная схема интегрального регулятора напряжения Я 112 А.
При необходимости замены ИРН на отдельный регулятор напряжения , а также при замене вышедшего из строя вибрационного прибора целесообразно укомплектовать свой автомобиль электронным регулятором из числа тех , что поступают в продажу . Рассмотрим номенклатуру этих изделий .
Наиболее простым и недорогим изделием является регулятор 121.3702, выпускаемый заводом автомотоэлектрооборудоаания в Калуге ( КЗАМЭ ). Общий вид его показан на фото 1. Прибор предназначен для замены штатного электромеханического регулятора РР 380 на автомобилях ВАЗ . Габариты электронного регулятора намного меньше , чем у контактного , однако расположение его отверстий для крепления и присоединительные клеммы не изменились . Прибор обеспечивает высокую стабильность напряжения в бортовой сети автомобиля , мало зависящую от внешних условий . Регулятор 121.3702 может работать не только с «жигулевскими» генераторами Г 221 или Г 222, но и с генераторами семейства Г 250 ( включая 29.3701), которые применяются на «Москвичах» и «Волгах» . Известен опыт успешного использования этих регуляторов и на «Запорожцах» ( генератор Г 502 А ). Разумеется , в этих случаях следует самостоятельно позаботиться о деталях крепления прибора и об оснащении подсоединяемых проводов штекерными наконечниками .
Фото 1. Электронный регулятор напряжения 121.3702
Примерно такими же техническими характеристиками обладают электрон ные регуляторы типа РР 350 ( фото 2). Однако у них есть свои особенности . Первая модификация данного прибора ( штатный регулятор автомобиля ГАЗ -24) имела довольно большие габариты , близкие , скажем , к известному «москвичевскому» контактному регулятору РР 362 А . Затем появился уменьшенный вариант , по размерам напоминающий «жигулевский» РР 380. Вместо прежних трех отверстий для крепления у него осталось два , межцентровое расстояние которых сохранилось . Впоследствии схему прибора усовершенствовали ( без изменения внешнего вида ) с целью защиты от коротких замыканий . Модернизированный регулятор на боковой поверхности имеет клеймо « 01 » , нанесенное краской , а с 1984 г . в соответствии с новым стандартом ему присвоен индекс « 201.3702 » . Характерной особенностью регуляторов семейства РР 350 является колодка для присоединения проводов , схема которой показана на рис . 3. По своим характеристикам эти электронные приборы предназначены для работы с генераторами типа Г 250 ( включая 29.3701), но в равной мере могут быть использованы с «жигулевскими» Г 221 и Г 222, а также запорожскими Г 502 А . Понятно , что проблемы крепления и подключения регуляторов типа РР 350 на всех автомобилях , кроме ГАЗ -24, необходимо решать «по месту» .
Фото 2. Регулятор РР 350 и его модификации
Рис . 3. Маркировка выводов в штекерном разъеме регуляторов типа РР 350.
Следующими в нашем обзоре будут электронные регуляторы с индексами РН -3 и РН -5. По своему исполнению первый из них предназначен для «Москвичей» , где ранее стоял контактный регулятор РР 362 А , а второй — для «Жигулей» вместо РР 380. Что же касается схемного решения и рабочих характеристик , то они у этих приборов идентичны . Главным отличием регуляторов РН -3 и РН -5 от ранее перечисленных электронных приборов является наличие так называемого измерительного вывода , что требует некоторого пояснения .
По самому своему назначению регулятор должен так управлять током , поступающим в обмотку возбуждения генератора , чтобы напряжение бортовой сети автомобиля оставалось постоянным в определенных пределах , независимо от нагрузки , то есть количества и мощности потребителей .
На пути к регулятору ток проходит через контакты замка зажигания , клеммы предохранителя и другие соединения . И если они загрязнены или окислены , то вызывают заметное падение напряжения на входе регулятора , в результате чего соответственно поднимается напряжение на выводах генератора . Повышенное напряжение бортовой сети приводит к перезарядке аккумуляторной батареи и сокращению срока службы ламп . Для устранения этого недостатка конструкторы снабдили регуляторы РН -3 и РН -5 специальным выводом , который соединяют непосредственно с плюсовой клеммой батареи .
Наличие измерительного вывода существенно повышает стабильность напряжения в электросети , увеличивая срок службы ламп и аккумуляторной батареи .
И , наконец , РН -4. Этот электронный прибор предназначен для автомобилей «Жигули» , поэтому по способу крепления и конструкции выводов он не отличается от регулятора РР 380. Подобно описанным выше РН -3 и РН -5 регулятор РН -4 оснащен измерительным выводом и с эксплуатационной точки зрения обладает теми же достоинствами . Но , в отличие от упомянутых приборов , РН -4 выполняет еще одну функцию : у него имеется вывод для питания контрольной лампы заряда батареи , расположенной на приборной панели . Таким образом , при установке РН -4 штатное реле включения контрольной лампы РС 702 становится ненужным . В технической литературе неоднократно указывалось на слабую информативность этой лампы , которая в некоторых случаях может вводить в заблуждение . Конструкция регулятора РН -4 избавляет сигнальную систему от такого недостатка . Контрольная лампа будет загораться как при недостаточном напряжении в бортовой сети ( аккумуляторная батарея разряжается ), так и при чрезмерно повышенном ( аккумуляторная батарея перезаряжается ). Такая сигнализация позволяет водителю иметь полные и надежные сведения о работе электрооборудования .
Схема реле регулятора 1213702
Любительская Радиоэлектроника
От работы регулятора напряжения (реле-регулятора) зависит состояние аккумуляторной батареи, правильная работа генератора и системы зажигания, состояние и нормальная работа приборов и устройств автомобиля. Ниже рассматриваются принципы работы различных схем автомобильных регуляторов напряжения и генераторных установок.
Регулятор напряжения поддерживает напряжение бортовой сети в заданных пределах во всех режимах работы при изменении частоты вращения ротора генератора, электрической нагрузки, температуры окружающей среды. Кроме того, он может выполнять дополнительные функции — защищать элементы генераторной установки от аварийных режимов и перегрузок, автоматически включать в бортовую сеть силовую цепь генераторной установки или обмотку возбуждения.
По своей конструкции регуляторы делятся на бесконтактные транзисторные, контактно-транзисторные и вибрационные (реле-регуляторы). Разновидностью бесконтактных транзисторных регуляторов являются интегральные регуляторы, выполняемые по специальной гибридной технологии, или монолитные на монокристалле кремния. Несмотря на столь разнообразное конструктивное исполнение, все регуляторы работают по единому принципу.
Напряжение генератора зависит от трех факторов — частоты вращения его ротора, силы тока нагрузки и величины магнитного потока, создаваемого обмоткой возбуждения, который зависит от силы тока в этой обмотке. Любой регулятор напряжения содержит чувствительный элемент, воспринимающий напряжение генератора (обычно это делитель напряжения на входе регулятора), элемент сравнения, в котором напряжение генератора сравнивается с эталонной величиной, и регулирующий орган, изменяющий силу тока в обмотке возбуждения, если напряжение генератора отличается от эталонной величины.
В реальных регуляторах эталонной величиной может быть не обязательно электрическое напряжение, но и любая физическая величина, достаточно стабильно сохраняющая свое значение, например, сила натяжения пружины в вибрационных и контактно-транзисторных регуляторах.
В транзисторных регуляторах эталонной величиной является напряжение стабилизации стабилитрона, к которому напряжение генератора подводится через делитель напряжения. Управление током в обмотке возбуждения осуществляется электронным или электромагнитным реле. Частота вращения ротора и нагрузка генератора изменяются в соответствии с режимом работы автомобиля, а регулятор напряжения любого типа компенсирует влияние, этого изменения на напряжение генератора воздействием на ток в обмотке возбуждения. При этом вибрационный или контактно-транзисторный регулятор включает в цепь и выключает из цепи обмотки возбуждения последовательно резистор (в двухступенчатых вибрационных регуляторах при работе на второй ступени закорачивает эту обмотку на массу), а бесконтактный транзисторный регулятор напряжения периодически подключает и отключает обмотку возбуждения от цепи питания. В обоих вариантах изменение тока возбуждения достигается за счет перераспределения времени нахождения переключающего элемента регулятора во включенном и выключенном состояниях.
Если сила тока возбуждения должна быть, например, для стабилизации напряжения, увеличена, то в вибрационном и контактно-транзисторном регуляторах время включения резистора уменьшается по сравнению с временем его отключения, а в транзисторном регуляторе время включения обмотки возбуждения в цепь питания увеличивается по отношению к времени ее отключения.
На рис. 1 показано влияние работы регулятора на силу тока в обмотке возбуждения для двух частот вращения ротора генератора n1 и п2, причем частота вращения п2 больше, чем п1. При большей частоте вращения относительное время включения обмотки возбуждения в цепь питания транзисторным регулятором напряжения уменьшается, среднее значение силы тока возбуждения уменьшается, чем и достигается стабилизация напряжения.
С ростом нагрузки напряжение уменьшается, относительное время включения обмотки увеличивается, среднее значение силы тока возрастает таким образом, что напряжение генераторной установки остается практически неизменным.
На рис. 2 представлены типичные регулировочные характеристики генераторной установки, показывающие, как изменяется сила тока в обмотке возбуждения при неизменном напряжении и изменении частоты вращения или силы тока нагрузки. Нижний предел частоты переключения регулятора составляет 25—30 Гц.
Генераторные установки с вентильными генераторами не используют каких-либо включающих устройств в силовой цепи. Для нормального функционирования их регулятора напряжения к нему должны быть подведены напряжение бортовой сети (напряжение генератора) и выводы цепи обмотки возбуждения генератора. Напряжение генератора действует между выводами «+» и «М» («масса») генератора (у генераторов автомобилей ВАЗ соответственно «30» и «31»). Выводы обмотки возбуждения обозначены индексом «Ш» («б7» у генераторов ВАЗ) .
На рис. 3 изображены принципиальные схемы генераторных установок. В скобках даны обозначения выводов генераторных установок автомобилей ВАЗ . На рисунках цифрами обозначены: 1 — генератор; 2 — обмотка возбуждения; 3 — обмотка статора; 4 — выпрямитель с вентильным генератором; 5 — выключатель; 6 — реле контрольной лампы; 7 — регулятор напряжения; 8 — контрольная лампа; 9 — помехоподавляющий конденсатор; 10 — трансформаторно-выпрямительный блок,; 11 — аккумуляторная батарея; 12 — размагничивающая обмотка у генераторов смешанного магнитно-электромагнитного возбуждения; 13 — резистор подпитки обмотки возбуждения от аккумулятора.
Различают два типа не взаимозаменяемых регуляторов напряжения. В одном типе (рис. 3, а, з) выходной коммутирующий элемент регулятора напряжения соединяет вывод обмотки возбуждения генератора с «+» бортовой сети, в другом типе (рис. 3, б, в) — с «—» бортовой сети. Транзисторные регуляторы напряжения второго типа являются более распространенными.
Чтобы на стоянке аккумуляторная батарея не разряжалась, цепь обмотки возбуждения генератора (см. рис. 3, а, б) замыкается через выключатель зажигания. Однако, при этом контакты выключателя коммутируют силу тока до 5 А, что неблагоприятно сказывается на их сроке службы. Поэтому через выключатель зажигания замыкается лишь цепь управления регулятора напряжения (см. рис . 3, в), потребляющая ток в доли ампера. Прерывание тока в цепи управления переводит электронное реле регулятора в выключенное состояние, что не позволяет току протекать в обмотку возбуждения. Однако, применение выключателя зажигания в цепи генераторной установки снижает ее надежность и усложняет монтаж на автомобиле.
Кроме того, падение напряжения в выключателе зажигания и других коммутирующих или защитных элементах, включенных в цепь регулятора (штекерные соединения, предохранители), влияет на уровень поддерживаемого регулятором напряжения и частоту переключения его выходного транзистора (см. рис. 3, а—в), что может сопровождаться миганием ламп осветительной и светосигнальной аппаратуры, колебанием стрелок вольтметра и амперметра.
Поэтому более перспективной является схема рис. 3, д. В этой схеме обмотка возбуждения имеет свой дополнительный выпрямитель, состоящий из трех диодов (в пятифазной системе генератора — из пяти диодов). К выводу «+» этого выпрямителя, который обозначен индексом «Д», и подсоединяется обмотка возбуждения генератора. Схема допускает разряд аккумуляторной батареи малыми токами по цепи регулятора напряжения. При длительной стоянке рекомендуется снимать наконечник провода с клеммы «+» батареи.
Подвозбуждение генератора от аккумуляторной батареи вводится через контрольную лампу 8. Небольшая сила тока, поступающая в обмотку возбуждения через эту лампу от аккумуляторной батареи, достаточна для возбуждения генератора и в то же время не может существенно влиять на разряд аккумуляторной батареи. Обычно параллельно контрольной лампе включают резистор 13, чтобы даже в случае перегорания контрольной лампы генератор мог возбудиться. Контрольная лампа (см. рис. 3, д) является одновременно и элементом контроля работоспособности генераторной установки. На стоянке при включении замка зажигания контрольная лампа загорается, так как в нее поступает ток аккумуляторной батареи через обмотку возбуждения генератора и регулятор напряжения.
После пуска двигателя генератор на клемме «Д» развивает напряжение, близкое по величине напряжению аккумуляторной батареи, и контрольная лампа погасает. Если этого при работающем двигателе не происходит, значит генераторная установка напряжения не развивает, т. е. неисправна.
С целью контроля работоспособности (см. рис. 3, а) введены реле с нормально замкнутыми контактами, через которые получает питание контрольная лампа 8. Эта лампа загорается после включения замка зажигания и погасает после пуска двигателя, так как под действием напряжения генератора, к средней точке обмотки статора которого подключено реле, оно разрывает свои нормально замкнутые контакты и отключает контрольную лампу 8 от цепи питания. Если лампа при работающем двигателе горит, значит генераторная установка неисправна. В некоторых случаях обмотка реле контрольной лампы подключается к выводу фазы генератора. Обмотка возбуждения (рис. 3, е) включена на среднюю точку обмотки статора генератора, т. е. питается напряжением, вдвое меньшим, чем напряжение генератора.
При этом приблизительно вдвое снижаются и величины импульсов напряжения, возникающих при работе генераторной установки, что благоприятно сказывается на надежности работы полупроводниковых элементов регулятора напряжения. Резистор 13 (см. рис. 3, е) служит тем же целям, что и контрольная лампа, т.е. обеспечивает уверенное возбуждение генератора.
На автомобилях с дизельными двигателями может применяться генераторная установка на два уровня напряжения 14/28 В. Второй уровень 28 В используется для зарядки аккумуляторной батареи, работающей при пуске ДВС. Для получения второго уровня используется электронный удвоитель напряжения или траисформаторно-выпрямительный блок (ТВБ) (рис. 3, г). В системе на два уровня напряжения регулятор стабилизирует только первый уровень напряжения — 14 В. Второй уровень возникает посредством трансформации и последующего выпрямления ТВБ переменного напряжения генератора. Коэффициент .трансформации трансформатора ТВБ близок к 1.
В некоторых генераторных установках зарубежного и отечественного производства регулятор напряжения поддерживает напряжение не на силовом выводе генератора «+», а на выводе его дополнительного выпрямителя (рис. 3, ж). Схема является модификацией схемы рис. 3, д с устранением ее недостатка — разряда аккумуляторной батареи через схему регулятора при длительной стоянке. Такое исполнение схемы возможно, потому что разница напряжения на выводе «+» и «Д» невелика. На рис. 3, ж показана схема пятифазного генератора с размагничивающей обмоткой в системе возбуждения. Эта обмотка действует встречно с обмоткой возбуждения и расширяет рабочий диапазон генераторных установок со смешанным магнито-электромагнитным возбуждением по частоте вращения. По этой схеме выполняются и вентильные генераторы с электромагнитным возбуждением в трехфазном исполнении. В этом случае схема содержит 9 диодов (6 силовых и 3 дополнительных) и не содержит размагничивающей обмотки.
В схеме рис. 3, з лампа контроля работоспособности генераторной установки включена на реле, питающееся от генератора со стороны переменного тока. Реле является одновременно реле блокировки стартера, содержит встроенный внутрь выпрямитель и срабатывает, если генератор развивает переменное напряжение. Выводы переменного тока генератора подключаются и на выводы тахометра. Реле-регуляторы, работающие в комплекте с генераторами постоянного тока, кроме стабилизации напряжения, осуществляют автоматическое включение генератора, когда напряжение генератора больше напряжения батареи, и отключение его, когда напряжение генератора меньше напряжения батареи, а также защиту генератора от перегрузки. Следовательно, ток генератора должен поступать потребителям через схему реле-регулятора — обмотку ограничителя тока и реле обратного тока (рис. 4).
В настоящее время на комплектацию автомобилей поступают, в основном, генераторные установки с бесконтактными транзисторными регуляторами, количество вибрационных и контактно-транзисторных регуляторов, находящихся в эксплуатации, сокращается.
Выполнение генераторных установок в соответствии с рис. 3 и их применяемость сведены в табл. 1.
Схема реле регулятора 1213702
- Схема электрическая принципиальная
- Перечень элементов.
Условное обозначение | Наименование элемента | Тип элемента |
---|---|---|
VT1, VT2, VT4 | Транзисторы | КТ3107Б |
VT3 | Транзистор | КТ817Г |
VT5, VT6 | Транзисторы | КТ837Х |
VD1, VD4, VD5 | Диоды | КД209А |
VD2 | Стабилитрон | Д818Б |
VD3 | Стабилитрон | Д814Б |
VD6 | Диод | КД202В |
С1, С3 | Конденсаторы | К73-9-0,47мкФ |
С2 | Конденсатор | К73-9-0,22мкФ |
R1 | Резистор | МЛТ-0,5-820 Ом |
R2 | Резистор | МЛТ-0,5-11 kОм |
R3 | Резистор | МЛТ-0,5-620 Ом |
R4 | Резистор | МЛТ-0,5-910 Ом |
R5 | Резистор | МЛТ-0,5-4,3 кОм |
R6 | Резистор | МЛТ-0,5-1 кОм |
R7 | Резистор | МЛТ-0,25-1 кОм |
R8 | Резистор | МЛТ-0,25-10 кОм |
R9 | Резистор | МЛТ-0,25-3,6 кОм |
R10 | Резистор | МЛТ-2-1 кОм |
R11 | Резистор | МЛТ-0,5-2,2 кОм |
R12 | Резистор | МЛТ-0,5-220 Ом |
К1 | Реле | Ограничитель тока нагрузки |
К2 | Реле | 115.3747 |
- Технические характеристики.
Номинальное напряжение, В | 28 |
Масса, кг | 1,3 |
Понижение напряжения на выводах «плюс» и «Ш» при токе нагрузки в цепи вывода «Ш» 3,5±0,3А, напряжении на положительном и отрицательном выводах 25±0,5 и температуре окружающей среды (25±10)°С, В | 2,0 |
Сила тока ограничения нагрузки, А | 110 — 135 |
Регулируемое напряжение при частоте вращения генератора 3500±150 об/мин, токе нагрузки 60±3А с подключенными аккумуляторными батареями при температуре окружающей среды 25±10°С, В | |
---|---|
Реле-регулятор для умеренного климата при установленном переключателе сезонной регулировки в положение «лето» | 27,0 — 28,2 |
Реле-регулятор для умеренного климата при установленном переключателе сезонной регулировки в положение «зима» | 28,7 — 30 |
Реле-регулятора для тропического климата (сезонная регулировка отсутствует) | 26,3 — 27,5 |
- Описание работы реле.
Регулирование напряжения генератора осуществляется следующим образом.
При включении аккумуляторных батарей ток проходит через вывод «Б» реле-регулятора, эмиттерные переходы транзисторов VT6,VT5 и резистор R10. Составной транзистор VT5 — VT6 открывается и через реле К2 подключает обмотку возбуждения генератора. Ток, питающий обмотку возбуждения генератора, ограничивается ее активным сопротивлением и падением напряжения на эммитер-коллекторном переходе транзистора VT6.
Выходной делитель, состоящий из резисторов R1 — R5, рассчитан таким образом, что при подключении аккумуляторных батарей их напряжения недостаточно для пробоя стабилитронов VD2 и VD3.При увеличении частоты вращения генератора его напряжение увеличивается. Когда напряжение генератора будет достаточным для пробоя стабилитронов VD2 и VD3, транзисторы VT1 и VT2 открываются, а VT5 — VT6 закрывается. Ток в цепи возбуждения генератора прерывается, его напряжение уменьшается, стабилитроны VD2, VD3 и транзисторы VT1 и VT2 закрываются, а составной транзистор VT5 — VT6 открывается. Далее процесс регулирования повторяется — напряжение в системе поддерживается автоматически.
Для уменьшения влияния пульсации напряжения генератора на уровень регулируемого напряжения между точкой соединения резисторов R3,R4 и плюсовой шиной реле-регулятора включен конденсатор С1.
Защита выходного транзистора VT6 от перегрузок по мощности при коротком замыкании вывода «Ш» обеспечивается за счет автоматического снижения тока в шунтовой цепи реле-регулятора до 0,05-0,1А по следующему принципу.При открытом выходном транзисторе VT6 и замкнутой обмотке возбуждения генератора в первоначальный момент времени ток в цепи транзистора VT6 ограничивается индуктивным сопротивлением присоединительных проводов. В дальнейшем транзистор VT6 переходит в линейный режим усиления, напряжение на его переходах «эмиттер-коллектор» увеличивается, а в цепи: конденсатор С2-резистор R11-переход «база-эмиттер» транзистора VT4 — протекает ток, открывающий транзистор VT4. Транзисторы VT5 — VT6 при этом закрываются. В таком состоянии схема находится в течение времени, обусловленного постоянной времени цепи, состоящей из конденсатора С2 и резистора R11. После завершения процесса зарядки конденсатора транзистор VT4 закрывается, а транзисторы VT5 — VT6 открываются. При этом конденсатор С2 быстро разряжается через диод VD5 и открытый транзистор VT5. Далее процесс протекает аналогично описанному выше, в результате чего в системе происходят устойчивые автоколебания. Так как постоянная времени цепи заряда конденсатора С2 выбрана значительно больше, чем постоянная времени его разряда, то через выходной транзистор VT6 протекает импульсный ток, среднее значение которого не превышает 0,1А.После устранения короткого замыкания реле-регулятор включается в работу автоматически.
Защита от превышения напряжения при отказе элементов реле-регулятора происходит следующим образом.
При пробое перехода коллектор-эмиттер выходного транзистора VT6 в цепи обмотки возбуждения генератора возрастает ток, соответственно возрастает напряжение, приложенное к выходному делителю R1 — R5. При напряжении, достаточном для пробоя стабилитронов VD2 и VD3, транзисторы VT1 и VT2 открываются. Через эмиттерный переход транзистора VT3 протекает ток, что приводит к открыванию транзистора и срабатыванию реле К2 — контакты реле размыкаются, ток в обмотке возбуждения генератора прерывается, напряжение на выводах реле-регулятора уменьшается. Транзисторы VT1, VT2, VT3 закрываются, обмотка реле К2 обесточивается и его контакты в цепи обмотки возбуждения генератора замыкаются.Далее процесс повторяется и в сети поддерживается напряжение, не превышающее предельно допустимое. При срабатывании реле К2 контакты его замыкаются и включают лампу — сигнал о неисправности реле-регулятора. Лампа горит мигающим светом.Ограничитель тока нагрузки представляет собой электромагнитное реле К1, контакты которого включены между базой составного транзистора VT5 — VT6 и плюсовой шиной реле-регулятора. Один конец обмотки через положительный вывод реле-регулятора подключен к положительному выводу генератора, а другой конец обмотки подсоединен к отрицательному выводу реле-регулятора, к которому подключены аккумуляторные батареи и другие потребители. При увеличении тока нагрузки, протекающего по обмотке, до определенного уровня 110 -135 А контакты реле К1 замыкаются и закрывают составной транзистор VT5 — VT6. Ток возбуждения генератора уменьшается и соответственно уменьшается ток его нагрузки. При уменьшении тока нагрузки генератора контакты реле К1 размыкаются и составной транзистор VT5 — VT6 открывается. Процесс повторяется и таким образом ограничивается ток нагрузки генератора.