Montagpena.ru

Строительство и Монтаж
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С кем реагирует цинк

С кем реагирует цинк

Цинк – химически активный металл, обладает выраженными восстановительными свойствами, по активности уступает щелочно-земельным металлам. Проявляет амфотерные свойства.

    Взаимодействие с неметаллами

При сильном нагревании на воздухе сгорает ярким голубоватым пламенем с образованием оксида цинка:

При поджигании энергично реагирует с серой:

С галогенами реагирует при обычных условиях в присутствии паров воды в качестве катализатора:

При действии паров фосфора на цинк образуются фосфиды:

С водородом, азотом, бором, кремнием, углеродом цинк не взаимодействует.

Взаимодействие с водой

Реагирует с парами воды при температуре красного каления с образованием оксида цинка и водорода:

Взаимодействие с кислотами

В электрохимическом ряду напряжений металлов цинк находится до водорода и вытесняет его из неокисляющих кислот:

Взаимодействует с разбавленной азотной кислотой, образуя нитрат цинка и нитрат аммония:

Реагирует с концентрированными серной и азотной кислотами с образованием соли цинка и продуктов восстановления кислот:

Взаимодействие со щелочами

Реагирует с растворами щелочей с образованием гидроксокомплексов:

при сплавлении образует цинкаты:

Взаимодействие с аммиаком

С газообразным аммиаком при 550–600°С образует нитрид цинка:

растворяется в водном растворе аммиака, образуя гидроксид тетраамминцинка:

Взаимодействие с оксидами и солями

Цинк вытесняет металлы, стоящие в ряду напряжения правее него, из растворов солей и оксидов:

История открытия:

Сплав цинка с медью – латунь – был известен еще в Древней Греции, Древнем Египте, Индии (VII в.), Китае (XI в.). Долгое время не удавалось выделить чистый цинк. В 1746 А. С. Маргграф разработал способ получения чистого цинка путём прокаливания смеси его оксида с углём без доступа воздуха в глиняных огнеупорных ретортах с последующей конденсацией паров цинка в холодильниках. В промышленном масштабе выплавка цинка началась в XVII в.
Латинское zincum переводится как "белый налет". Происхождение этого слова точно не установлено. Предположительно, оно идет от персидского "ченг", хотя это название относится не к цинку, а вообще к камням. Слово "цинк" встречается в трудах Парацельса и других исследователей 16-17 вв. и восходит, возможно, к древнегерманскому "цинко" – налет, бельмо на глазу. Общеупотребительным название "цинк" стало только в 1920-х гг.

Нахождение в природе, получение:

Наиболее распространенный минерал цинка – сфалерит, или цинковая обманка. Основной компонент минерала – сульфид цинка ZnS, а разнообразные примеси придают этому веществу всевозможные цвета. Видимо, за это минерал и называют обманкой. Цинковую обманку считают первичным минералом, из которого образовались другие минералы элемента № 30: смитсонит ZnCO3, цинкит ZnO, каламин 2ZnO·SiO2·Н2O. На Алтае нередко можно встретить полосатую "бурундучную" руду – смесь цинковой обманки и бурого шпата. Кусок такой руды издали действительно похож на затаившегося полосатого зверька.
Выделение цинка начинается с концентрирования руды методами седиментации или флотации, затем ее обжигают до образования оксидов: 2ZnS + 3О2 = 2ZnО + 2SO2
Оксид цинка перерабатывают электролитическим методом или восстанавливают коксом. В первом случае цинк выщелачивают из сырого оксида разбавленным раствором серной кислоты, примесь кадмия осаждают цинковой пылью и раствор сульфата цинка подвергают электролизу. Металл 99,95%-ной чистоты осаждается на алюминиевых катодах.

Физические свойства:

В чистом виде – довольно пластичный серебристо-белый металл. При комнатной температуре хрупок, при сгибании пластинки слышен треск от трения кристаллитов (обычно сильнее, чем "крик олова"). При 100-150 °C цинк пластичен. Примеси, даже незначительные, резко увеличивают хрупкость цинка. Температура плавления – 692°C, температура кипения – 1180°C

Химические свойства:

Типичный амфотерный металл. Стандартный электродный потенциал -0,76 В, в ряду стандартных потенциалов расположен до железа. На воздухе цинк покрывается тонкой пленкой оксида ZnO. При сильном нагревании сгорает. При нагревании цинк реагирует с галогенами, с фосфором, образуя фосфиды Zn3P2 и ZnP2, с серой и ее аналогами, образуя различные халькогениды, ZnS, ZnSe, ZnSe2 и ZnTe. С водородом, азотом, углеродом, кремнием и бором цинк непосредственно не реагирует. Нитрид Zn3N2 получают реакцией цинка с аммиаком при 550-600°C.
Цинк обычной чистоты активно реагирует с растворами кислот и щелочей, образуя в последнем случае гидроксоцинкаты: Zn + 2NaOH + 2H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2
Очень чистый цинк растворами кислот и щелочей не реагирует.
Для цинка характерны соединения со степенью окисления: +2.

Важнейшие соединения:

Оксид цинка – ZnО, белый, амфотерный, реагирует как с растворами кислот, так и со щелочами:
ZnO + 2NaOH = Na2ZnO2 + Н2О (сплавление).
Гидроксид цинка – образуется в виде студенистого белого осадок при добавлении щелочи к водным растворам солей цинка. Амфотерный гидроксид
Соли цинка . Бесцветные кристаллические вещества. В водных растворах ионы цинка Zn 2+ образуют аквакомплексы [Zn(H2O)4] 2+ и [Zn(H2O)6] 2+ и подвергаются сильному гидролизу.
Цинкаты образуются при взаимодействии оксида или гидроксида цинка со щелочами. При сплавлении образуются метацинкаты (напр. Na2ZnO2), которые растворяясь в воде переходят в тетрагидроксоцинкаты: Na2ZnO2 + 2Н2О = Na2[Zn(OH)4]. При подкислении растворов в осадок выпадает гидроксид цинка.

Применение:

– Производство антикоррозионных покрытий. – Металлический цинк в виде брусков используют для защиты от коррозии стальных изделий, соприкасающихся с морской водой. Примерно половина всего производимого цинка используется для производства оцинкованной стали, одна треть – в горячем цинковании готовых изделий, остальное – для полосы и проволоки.
– Большое практическое значение имеют сплавы цинка – латуни (медь плюс 20-50% цинка). Для литья под давлением, помимо латуней, используется быстро растущее число специальных сплавов цинка.
– Еще одна область применения – производство сухих батарей, хотя в последние годы оно существенно сократилось.
– Теллурид цинка ZnTe используется как материал для фоторезисторов, приемников инфракрасного излучения, дозиметров и счетчиков радиоактивного излучения. – Ацетат цинка Zn(CH3COO)2 его используют как фиксатор при крашении тканей, консервант древесины, противогрибковое средство в медицине, катализатор в органическом синтезе. Ацетат цинка входит в состав зубных цементов, используется при производстве глазурей и фарфора.

Читайте так же:
Режем плитку плиткорезом видео

Цинк – один из наиболее важных биологически активных элементов и необходим для всех форм жизни. Его роль обусловлена, в основном, тем, что он входит в состав более 40 важных ферментов. Установлена функция цинка в белках, отвечающих за распознавание последовательности оснований в ДНК и, следовательно, регулирующих перенос генетической информации в ходе репликации ДНК. Цинк участвует в углеводном обмене с помощью цинксодержащего гормона – инсулина. Только в присутствии цинка действует витамин А. Необходим цинк и для формирования костей.
В то же время ионы цинка токсичны.

Беспоместных С., Штанова И.
ХФ ТюмГУ, 571 группа.

Внешняя электронная конфигурация атома Zn- 3d104s2. Степень окисления в соединениях +2. Нормальный окислительно-восстановительный потенциал, равный 0,76 в, характеризует цинк как активный металл и энергичный восстановитель. На воздухе при температуре до 100 °С цинк быстро тускнеет, покрываясь поверхностной пленкой основных карбонатов. Во влажном воздухе, особенно в присутствии СО2, происходит разрушение металла с образованием основного гидрокарбоната цинка даже при обычных температурах.

При температуре красного каления он может окислиться парами воды с выделением водорода и двуокиси углерода. При достаточном нагревании на воздухе сгорает ярким зеленовато-синим пламенем с образованием окиси цинка с значительным выделением энергии.

В соответствии с местом, занимаемым цинком в ряду напряжений, он легко растворяется в разбавленных кислотах с выделением водорода. При этом концентрированная кислота восстанавливается до окислов азота, разбавленная — до аммиака. Растворение в конц. H3S04 сопровождается выделением не водорода, а двуокиси серы.

Смесь порошка цинка с серой при нагревании реагирует со взрывом.

С азотом даже в парах цинк не взаимодействует, но довольно легко при температуре красного каления реагирует с аммиаком, образуя нитрид цинка- Zn3Na.

Карбид цинка ZnC, образуется при нагревании цинка в токе ацетилена, разлагается водой и разбавленными кислотами.

При нагревании металлического цинка в парах фосфора до 440–780°С образуются фосфиды- Zn3Ps и ZnP2.

В расплавленном состоянии цинк неограниченно смешивается со многими металлами: Си, Ag, Аи, Cd, Hg, Са, Mg, Mn, Fe, Co, Ni, Al, Sn.

Со многими металлами цинк образует соединения, например: Си, Ag, Аи, Mn, Fe, Со, Ni, Pf, Pd, Rh, Sb, Mg, Ca, Li, Na, K.

Цинк довольно легко растворяется в щелочах, а также водных растворах аммиака и хлорида аммония, особенно при нагревании. Скорость растворения цинка не только в щелочах, но и в кислотах зависит от его чистоты. Очень чистый цинк растворяется медленно, а для ускорения процесса рекомендуется вводить в раствор несколько капель сильно разбавленного раствора сульфата меди (возникновение гальванических пар).

Взаимодействие с неметаллами

При сильном нагревании на воздухе сгорает ярким голубоватым пламенем с образованием оксида цинка:

При поджигании энергично реагирует с серой:

С галогенами реагирует при обычных условиях в присутствии паров воды в качестве катализатора:

При действии паров фосфора на цинк образуются фосфиды:

Zn + 2P = ZnP2 или

С водородом, азотом, бором, кремнием, углеродом цинк не взаимодействует.

Взаимодействие с водой

Реагирует с парами воды при температуре красного каления с образованием оксида цинка и водорода:

Zn + H2O = ZnO + H2

Взаимодействие с кислотами

В электрохимическом ряду напряжений металлов цинк находится до водорода и вытесняет его из неокисляющих кислот:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2

Взаимодействует с разбавленной азотной кислотой, образуя нитрат цинка и нитрат аммония:

4Zn + 10HNO3 = 4Zn(NO3)2 + NH4NO3 + 3H2O

Реагирует с концентрированными серной и азотной кислотами с образованием соли цинка и продуктов восстановления кислот:

Zn + 2H2SO4 = ZnSO4 + SO2 + 2H2O

Zn + 4HNO3 = Zn(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

Взаимодействие со щелочами

Реагирует с растворами щелочей с образованием гидроксокомплексов:

Zn + 2NaOH + 2H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2

при сплавлении образует цинкаты:

Zn + 2KOH = K2ZnO2 + H2

Взаимодействие с аммиаком

С газообразным аммиаком при 550-600°С образует нитрид цинка:

3Zn + 2NH3 = Zn3N2 + 3H2

растворяется в водном растворе аммиака, образуя гидроксид тетраамминцинка:

Zn + 4NH3 + 2H2O = [Zn(NH3)4](OH)2 + H2

Взаимодействие с оксидами и солями

Цинк вытесняет металлы, стоящие в ряду напряжения правее него, из растворов солей и оксидов:

Характерные химические свойства простых веществ — металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов — меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ — неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния — НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ — ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Известно, что химическая активность металлов в главных подгруппах возрастает сверху вниз:

Читайте так же:
Программа для лазерного станка с чпу

Обратимся к электрохимическому ряду напряжений металлов. Металлы, стоящие в ряду напряжений до алюминия, взаимодействуют с водой при обычных условиях с образованием гидроксида металла и водорода (исключение составляет бериллий, не реагирующий с водой даже при нагревании; магний при комнатной температуре реагирует медленно, а алюминий активно взаимодействует с водой при снятии оксидной плёнки). Металлы, стоящие в ряду напряжений от алюминия до водорода, взаимодействуют с перегретым паром с образованием оксида металла и водорода. Металлы, стоящие в ряду напряжений после водорода, не реагируют с водой

Все перечисленные в задании металлы находятся во IIA-группе. Барий и стронций относятся к щелочноземельным металлам, активность которых довольно высока. Так, и Ва, и Sr реагируют с водой при обычной температуре. Магний по активности приближается к щелочноземельным металлам, однако он активно реагирует с водой только при нагревании. А вот бериллий малоактивен, он не реагирует с водой.

Пример 9. Продуктами взаимодействия меди с разбавленной азотной кислотой являются:

Напомним, что азотная кислота за счет азота(V) является сильным окислителем. При взаимодействии ее с металлами выделяется не водород, а продукты восстановления азота(V). Следовательно, ответ 2 неверный. Неверными являются и два последних ответа: оксид меди(II) не может выделиться в кислой среде из-за протекания реакции

Верным ответом будет ответ 1, поскольку при взаимодействии меди с разбавленной азотной кислотой протекает следующая реакция:

Пример 10. Медь не взаимодействует с

1) разбавленной HNO3

2) концентрированной HNO3

3) разбавленной НСl

Указанные в условии кислоты: азотная HNO3 (ответы 1 и 2) и концентрированная серная H2SO4 (ответ 4) как сильные окислители взаимодействуют с медью с образованием оксидов азота и серы соответственно. Соляная кислота НСl не относится к сильным окислителям. Медь, как металл, стоящий в электрохимическом ряду напряжений металлов после водорода, не будет окисляться разбавленной соляной кислотой.

Пример 11. При обычных условиях алюминий взаимодействует с:

Вспомним, что алюминий является активным металлом и сильным восстановителем. Из перечисленных веществ он может реагировать с растворами солей ртути и меди, т.к. эти металлы стоят правее алюминия в ряду напряжений металлов, а также с разбавленной H2SO4. Обратите внимание на то, что при обычных условиях Аl не реагирует с HNO3(KOHЦ.).

Задания для самостоятельной работы

21. Верны ли следующие суждения об окислительных свойствах азота?

А. Азот является более слабым окислителем, чем хлор.

Б. Азот является окислителем в реакции с водородом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

22. Медь из раствора сульфата меди(II) может быть вытеснена

Ответ:

23. Из предложенного перечня выберите две соли, с растворами которых реагирует хлор.

1) хлорид железа(II)

2) хлорид железа(III)

3) хлорид натрия

4) бромид натрия

Ответ:

24. Наиболее активно при комнатной температуре водород реагирует с

Ответ:

25. При комнатной температуре кальций реагирует с

Ответ:

26. Как медь, так и цинк реагируют с

1) концентрированной фосфорной кислотой

2) разбавленной азотной кислотой

3) разбавленной соляной кислотой

4) раствором гидроксида калия

5) раствором нитрата ртути

Ответ:

27. Взаимодействие возможно между

1) Сu и FeSO4 (раствор)

2) Zn и NaCl (раствор)

3) Mg и SnCl2 (раствор)

4) Ag и CuSO4 (раствор)

5) Аl и СuСl2 (раствор)

Ответ:

28. С водой при комнатной температуре взаимодействуют:

Ответ:

29. Верны ли следующие суждения о свойствах хлора?

А. Хлор реагирует как с активными, так и с малоактивными металлами.

Б. Хлор не растворяется в воде.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

30. Верны ли следующие суждения о химических свойствах фосфора?

А. Белый фосфор самовоспламеняется на воздухе.

Б. Красный фосфор взаимодействует с активными металлами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

31. Общим свойством серебра и цинка является их способность растворяться в

1) соляной кислоте (конц.)

2) серной кислоте (р-р)

3) серной кислоте (конц.)

4) растворе щелочи

5) азотной кислоте (конц.)

Ответ:

32. С водой даже при нагревании не реагируют

Ответ:

33. Бром реагирует с раствором

1) хлорида натрия

2) сульфата лития

4) нитрата кальция

5) сульфида натрия

Ответ:

34. Цинк взаимодействует с раствором:

1) сульфата меди(II)

2) нитрата кальция

3) гидроксида бария

4) хлорида натрия

5) нитрата лития

Ответ:

35. Как алюминий, так и фосфор реагируют с

4) раствором нитрата цинка(II)

5) концентрированной серной кислотой

Ответ:

36. Как сера, так и хлор вступают в реакцию с

1) оксидом углерода(IV)

Ответ:

37. Между какими веществами не протекает химическая реакция?

1) хлором и иодоводородом

2) иодом и бромидом лития

3) хлором и гидроксидом калия

4) бромом и сероводородом

5) бромом и фторидом калия

Ответ:

38. С разбавленной серной кислотой не реагируют

Ответ:

39. Оксид металла и водород образуются при нагревании с водой

Читайте так же:
Сварка ручная дуговая нержавеющая труба

Ответ:

40. Хлор реагирует с

Ответ:

41. Медь взаимодействует с разбавленным раствором

1) азотной кислоты

2) соляной кислоты

3) серной кислоты

4) нитрата серебра

5) нитрата цинка

Ответ:

42. Ни хром, ни железо при комнатной температуре не растворяются в

1) разбавленной соляной кислоте

2) разбавленной серной кислоте

3) концентрированной серной кислоте

4) концентрированной соляной кислоте

Ответ:

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

С кем реагирует цинк

В последние годы растет число участников ЕГЭ по химии. При этом девушки чаще, чем юноши выбирают этот предмет. С чем связана такая тенденция? Насколько сложно сдать экзамен по химии и как к нему подготовиться? На эти и другие вопросы отвечает заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по химии города Москвы Ольга Гончарук.

— В чем особенности ЕГЭ по химии в этом году? Будут ли нововведения в экзамене?

— Химия – один из самых трудных учебных предметов.Недаром его изучение начинается лишь в восьмом классе. И, пожалуй, главная особенность ЕГЭ по химии в 2020 году – увеличение почти на полтора месяца времени на подготовку. Структураи содержание контрольных измерительных материаловостались без изменений.Работа по-прежнему состоит из двух частей. Первая включает в себя21 задание базового и восемь заданий повышенного уровня сложности. Вторая – задания высокого уровня сложности (30–35).Максимальный первичный балл за выполнение заданий первой части – 40, второй – 20. Общий первичный балл – 60.

Единственным нововведением стала конкретизация заданий 30 и 31. В них в прошлом году в качестве ответа можно было записать любую окислительно-восстановительную реакцию и любую реакцию ионного обмена между веществами из предложенного перечня. В этом годув условии задания будет указано, что должно получиться в результате реакции, например, образование простого веществаили выпадение осадка определенного цвета, изменение окраски раствора иливыделение газа.Любую возможную реакцию записать будет нельзя.

— Как эффективнее всего готовиться к ЕГЭ по химии, чтобы получить высокие баллы?

— Эффективность подготовки к экзамену по химии,безусловно, зависит от прочных знаний предмета и от уровня сформированности определенных умений, таких, например, как умение обобщать теоретический материал, планировать эксперимент и делать выводы, анализировать условия заданий, переводить информацию из одного вида в другой. Этому за месяц научиться невозможно. Поэтому, задолго до ЕГЭважно определиться, какие экзамены вы будете сдавать и начинать готовиться.

1) Подготовка должна быть систематической. Здесь необходима воля и целеустремленность. Заниматься нужно регулярно.

2) Изучая теоретический материал, научитесь делать обобщения. Стройте умозаключения на основе конкретных примеров (это индуктивный подход). Например, цинк реагирует с соляной кислотой, серной, азотной, уксусной. Значит, обобщенно можно сказать, что цинк реагирует с кислотами. Возможно, кому-то будет легче идти от общего к частному(это дедуктивный подход), например, если кислоты реагируют с основаниями (общее), то серная кислота реагирует с гидроксидом калия (частное).

3)На этапе подготовки учитесь понимать и анализировать химический текст, составляйте как можно больше уравнений реакций, записывайте формулы, даже еслиэтого не требуется в задании. Тем самым вы разовьете у себя«химическую зоркость» и в нужное время на экзамене сможете «увидеть» правильный ответ.

4) Уделяйте внимание тренингам и консультациям, которыхсейчас более чем достаточно. Обратите внимание на:

  • открытый банк заданий Федерального института педагогических измерений;
  • онлайн-сервис «Мои достижения», на котором можно выполнить тренировочные работы и получить консультацию экспертов;
  • вебинары по разбору заданий единого государственного экзамена по химии. На сайте Московского центра качества образования вы найдете записи прошедших вебинаров и расписание предстоящих;
  • Видеоконсультациина сайте Московского образовательного телеканала.

5) Задавайте вопросы, детально разбирайте с учителемвсе, что вызывает сомнения, верьте в себя и свой успех на экзамене!

— В чем, на Ваш взгляд, преимущества дистанционной подготовки к ЕГЭ?

— Дистанционная подготовка к экзамену – это ответ на вызовы современности, необходимое условие и эффективная форма подготовки к ЕГЭ. Она дает множество преимуществ.

Во-первых, свободный график работы, не требующий выхода из дома. Во- вторых, возможность самим выбрать удобное время для подготовки в индивидуальном темпе. В-третьих, развитие целеустремленности и воли:выпускник берет на себя ответственность за принятие решений об участии в вебинарах, прохождении диагностик, получении видеоконсультаций, использовании различныхинтернет-ресурсов для подготовкик экзамену.

Правильное распределение времени и самоконтроль – еще один плюс, так как способствуют развитию умения ориентироваться в собственном уровне знаний, организовать себя для достижения более высоких учебных результатов.

Дистанционная форма не исключает живого общения с педагогами и экспертами. Для этого проводятся консультации с учителями, а на сайте «Мои достижения» можно записаться на консультацию с экспертами государственной итоговой аттестации и задать им вопросы.

Читайте так же:
Приборы для обследования зданий и сооружений

Пожалуй, единственная сложность дистанционной подготовки – это наличие технических средств и доступ к Интернету. А овладение технологиями – это дело времени.

— Много ли выпускников выбирают химию на ЕГЭ?

— С 2015 года наблюдается устойчивый рост количества участников ЕГЭ по химии. За прошедшие пять лет их число увеличилось более чем на 2000 человек и в 2019 году составило почти 8000 участников.

И еще одну тенденцию хочу отметить. С 2008 года медленно, но верно увеличивается число девушек, сдающих химию, и уменьшается число юношей. В прошлом году девушек было почти в два раза больше. Вероятно, это связано с возрастающей популярностью медицинских вузов и снижением интереса выпускников к техническим институтам с химическими специальностями.

— Какие ошибки чаще всего допускают ученики на ЕГЭ по химии? В каких заданиях чаще всего возникают сложности?

— Наименее успешно школьникивыполняют задания на проверку знаний о характерных химических свойствах оснований, амфотерных гидроксидов, кислот и солей (задание 7); знаний о классификации химических реакций в органической и неорганической химии (задание 19); знаний,формируемых в процессе химического эксперимента (задание 25); умений выбирать из перечня вещества, вступающие в окислительно-восстановительное взаимодействие, и составлять соответствующие уравнения реакций (задание 30); составлять реакции, отражающие химические свойства и взаимосвязь основных классов неорганических (задание 32) и органических соединений (задание 33); проводить комбинированные вычисления по формулам и уравнениям химических реакций (задания 34 и 35).

Выпускникам следует обратить внимание на эти темыпри подготовке к экзамену и внимательно выполнять соответствующие задания в контрольных измерительных материалах.

Наиболее типичные ошибкимы ежегодно наблюдаем при проверке заданий с развернутым ответом (вторая часть). Среди них:

  • В задании 30 учащиеся неверно выбирают окислитель и восстановитель для реакции, записывают несуществующие химические реакции, которые теоретически не противоречат окислительно-восстановительным превращениям, но практически не осуществимы, не учитывают характер среды и возможные взаимодействия между продуктами (например, кислота + щелочь) или продуктов с исходными веществами. Используют воду в качестве реагента, что не допускается по условию задачи, неверно определяют или записывают степени окисления. Неправильно записывают процессы окисления и восстановления в электронном балансе, не подводят баланс отданных и принятых электронов.
  • В заданиях 32 и 33, проверяющих умение составлять уравнения химических реакций, основные ошибки– «потеря» коэффициентов, индексов, побочных продуктов.
  • В расчетном комбинированном задании 34 выпускники неверно анализируют условие задачи, а, следовательно, не могут правильно выстроить алгоритм решения, что приводит к неверному ответу.
  • В задании 35 на вывод формулы органического веществаучащиеся в качестве молекулярной формулы часто выводят простейшее соотношение, не позволяющее составить правильную структурную формулу органического вещества.Неполный анализ условия задачи приводит к составлению не существующей, придуманной формулы без ориентации на указанные в задании свойства или способы получения вещества.Соответственно, неверно составляется уравнение реакции или содержатся ошибки в записи продуктов, наличии коэффициентов.

— Какие рекомендации на будущее Вы можете дать учителям по подготовке детей к ЕГЭ по химии?

— Создание условий для эффективной подготовки школьника к экзамену – это комплекс мероприятий и семьи, и школы. Немаловажная роль здесь принадлежит учителю – «посреднику» между учащимися и экзаменом, и он несет определенную ответственность. Провожатьшкольниковна экзамен он должен с чувством, что сделал все возможное, а дальше уже начинается зона ответственности выпускников.

Я рекомендуюпедагогамна каждом занятии планировать работу по формированию метапредметных умений, использовать разнообразные методы и технологии, организовывать исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Задача учителя – показать красоту науки, котораяобъясняет устройство мираи суть окружающих явлений; науки, которая сыграла огромную роль вразвитиичеловечестваи продолжает делать жизньчеловека более удобной и комфортной. У современного педагога масса инструментов и ресурсов, но решающий фактор – это личностьучителя, его профессионализм и творческий подход. Именно с него начинается любовь к предмету. Насколько он сумеет увлечь учащихся в таинственный мир химии, насколько понятно и просто объяснит сложнейшие теории и законы, покажет значение химии для современной жизни, насколько он будет доброжелателен и терпелив, настолько успешными будутего ученикине только на экзамене, но и в будущем.

— Какие рекомендации можете дать родителям выпускников, сдающих химию? Как они могут помочь в подготовке?

— Часто родители более сильно и эмоционально, чем их дети, переживают период экзаменов, особенноесли сами не специалисты в области химии и смежных наук, тем самымсоздают тревожную и нервозную обстановку. Конечно, подготовка к ЕГЭ в таких условиях будет малоэффективной.Хочется, чтобы родители с вниманием, а главное с пониманием, относились к детям (и не только в период экзаменов):

  • сопереживали и поддерживали своего ребенка, создавали спокойную и доброжелательную обстановку для самостоятельной подготовки к экзамену;
  • уважительно относились к личности ребенка;
  • терпеливо объясняли необходимость соблюдения режима дня, ведь организм нужно подготовить к умственным нагрузкам;
  • помогали организовать подготовку к экзамену (возможно, это будет совместное обсуждение каких-то вопросов, выполнение упражнений и т.п.).

А главное, чтобы родители любили своих детей не «слепой» всёпозволяющей любовью, а «разумной», несущей ответственность за развитие личности.

Читайте так же:
Смазка молибденовая в тубах

Амфотерные металлы

Амфотерные тела – это такие вещества, которые напоминают своим строением, характеристиками металлические элементы. К тому же им свойственна и химическая двойственность.

Амфотерные тела – это не металлы, а их формы: оксиды, соли и т. д. Ряд оксидов может сочетать в себе 2 свойства и при определенных условиях проявлять параметры как кислот, так и щелочей.

Известными не понаслышке амфотерными материалами является алюминий, хром, цинк и т. д.

Впервые сам термин «амфотерность» появился в начале 19 столетия. На тот период химические компоненты классифицировали на основании их похожих свойств, которые можно наблюдать во время протекания реакций.

Амфотерные металлы: особенности, виды

Перечень амфотерных металлов немалый, причем далеко не все из них являются чистыми амфотерными, а лишь условными.

Вещества все обозначены в таблице Менделеева под определенными порядковыми номерами. Так, железо, бериллий, хром и стронций считаются основными аморфными элементами. Также типичным и распространенным в природе представителем является алюминий.

Металл алюминий повсеместно применяется в быту и промышленности в самых различных областях. Его используют для изготовления фюзеляжей самолетов, кухонной посуды, автомобильных кузовов, электрических приборов, электронной техники, приборов для тепловых сетей. Алюминий отличается от других металлов тем, что всегда остается химически активным. На поверхности стабильно располагается оксидная пленка, которая защищает материал от окисления. Благодаря этому при нормальных условиях и возникновении реакций металл с восстановительным веществом. Алюминий вступает в реакцию с кислородом, если предварительно был разделен на более мелкие фракции. Также для такой манипуляции потребуются повышенные температуры. Примечательно, что сама реакция продуцирует уйму тепловой энергии. Если повысить температуру до 200 ºC, то прореагировать алюминий может и с серой. При смешивании с различными металлами алюминий может давать различные функциональные сплавы с получением дополнительных свойств.

Не при всех условиях вещество вступает с реакцию с водородом.

Еще один типичный представитель амфотерных металлов – железо, который располагается под номером 26 в Таблице и находится между марганцем и кобальтом.

Железо считается одним из самых доступных элементов, залежи которого расположены в земной коре. Он одновременно является компонентом бело-серебристого цвета с хорошей ковкостью при высоких температурах. В то же время вещество может быть коррозировать при сильном нагревании. А в случае помещения его в среду чистого кислорода можно ожидать воспламенения и даже перегорания железа. Также, находясь на открытом воздухе, железо под воздействием высокой влажности начинает стремительно окисляться и даже ржаветь. А в процессе горения в массе с кислородом железо дает определенную окалину – это и есть его оксид.

Свойства амфотерных веществ

Главные характеристики этих веществ заключены в самом понятии амфотерности. Так, в своем обычном состоянии при подходящих условиях внешней среды большинство металлов являются твердыми веществами. При этом ни один металл не растворим в обычной воде. А щелочные же основания могут выделяться только после начала некоторых химических реакций. И тогда в процессе соли в составе метала начинают реагировать. Необходимо обратить внимание, что правила безопасности требуют повышенной осторожности во время наблюдения за такими реакциями.

В процессе соединения амфотерных материалов с кислотными реагентами или оксидами они показывают химическую реакцию, характерную для оснований. В случае, когда металлы реагируют с основаниями, регистрируются, наоборот кислотные характеристики.

Если амфотерные гидроксиды подвергнуть нагреванию, то в результате они распадутся на оксид и воду.

Отметим, что амфотерные материалы обладают самыми различными свойствами, которые изучаются научными светилами до сих пор. Свойства также можно разобрать, сравнивая их с характеристиками обычных материалов. Так, многие металлы демонстрируют малый потенциал ионизации, что наделяет их свойствами восстановителя во время реакции.

Амфотерные тела демонстрируют сразу 2 свойства: окислительное и восстановительное. При этом некоторые соединения имеют отрицательный уровень окисления.

Все металлы, представленные в таблице Менделеева, образуют основные оксиды и гидроксиды.

Интересный момент – металлы могут окисляться далеко не со всеми кислотами в реакциях. Само окисление может не давать взаимодействие с азотной кислотой.

Простые амфотерные материалы имеют различную структуру и характеристики.

Некоторые вещества имеют такие характеристики, что их принадлежность к определенному классу можно выявить даже визуально. Так, мы сразу понимаем, что медь и алюминий – это металл.

Неметалл и металл: в чем же разница

Известно, что металлы выделяют электроны со своего внешнего электронного поля (облака). В свою очередь неметаллы притягивают такие электроны.

Также металлы хорошо проводят электроток и тепло, в отличие от неметаллов, полностью лишенных таких свойств.

Основания амфотерных маметиралов

При располагающих условиях основания нерастворимы в воде, можно сказать, являются довольно слабыми электролитами. Образуются они в результате химической реакции солей металла и щелочной жидкости. Такая химическая реакция опасна для лаборанта, поэтому для получения гидроксидов необходимо вводить едкие вещества осторожно, капля за каплей.

Амфотерные материалы реагируют с кислотами в роли оснований. В случае когда гидроксид цинка реагирует с соляной кислотой, то на выходе получится хлорид цинка. При реакции с основаниями материалы, напротив, выступают кислотами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector