Montagpena.ru

Строительство и Монтаж
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

15. Стандартное прямозубое эвольвентное цилиндрическое зубчатое зацепление. Устройство и кинематика

15. Стандартное прямозубое эвольвентное цилиндрическое зубчатое зацепление. Устройство и кинематика

Прямозубое эвольвентное цилиндрическое зубчатое зацепление изо­бретено Л. Эйлером и является основой для понимания устройства и рабо­ты других одноступенчатых зубчатых передач с неподвижными осями ко­лес. Рассмотрим это зацепление с необходимыми подробностями.

Элемент зацепления — колесо имеет форму цилиндра, на боковой по­верхности которого с равным угловым шагом нарезаны одинаковые по форме зубья. В сечении плоскостью, перпендикулярной оси вращения коле­са, зубья располагаются между двумя концентрическими окружностями -впадин диаметром df и выступов диаметром da. Между ними располага­ется делительная окружность, которая делит зуб на головку и ножку. Дли­на этой окружности:

С = KXd = pх z,

где р — делительный окружной шаг зубьев [мм ];

z — число зубьев. Отсюда делительный диаметр:

d = = m х z, (5.1)

где m = модуль — рациональное число [мм]. Модуль по делительной

окружности — стандартная величина.

Через модуль выражаются все линейные размеры нулевого (некорри-гированного) зубчатого колеса.

Делительный диаметр определяют по формуле (5.1).

Шаг зуба определяют как

Толщина зуба по делительной окружности S и ширина впадины /:

S = / = 0,5 p.

Высота головки зуба ha и ножки hf составляют: ha = h 1 *- m; hf = (ha* + c* )m,

где для колес общего машиностроения коэффициент высоты головки зуба h*= 1,0, с* = 0,25 — коэффициент радиального зазора.

Таким образом, диаметры окружностей выступов и впадин колеса

Боковой профиль зуба колеса — эвольвентный. Эвольвенту описывает точка М (рис. 5.1), закрепленная на прямой МК (воспроизводящая прямая), при качении без проскальзывания этой прямой по неподвижной окружно­сти (основная окружность).

Рис. 5.1. Схема образования боковой поверхности эвольвентного зуба

Из кинематики следуют основные свойства эвольвенты:

Эвольвента расположена вне основной окружности (внутри ее не может быть).

Отрезок МК является радиусом кривизны эвольвенты в произ­вольной точке М и ее нормалью в этой точке. Отрезок М1К1, проведенный через любую точку М1 эвольвенты касательно к основной окружности, яв­ляется радиусом кривизны эвольвенты в точке М1.

Нормаль к эвольвенте в любой точке М1 касается основной окруж­ности в точке К1.

Эвольвента — разворачивающаяся кривая, поскольку радиус кри­визны MK = rb х tga по мере возрастания a неограниченно увеличивается

(a — угол развернутости эвольвенты в точке М), гв — радиус основной ок­ружности.

Получим уравнение эвольвенты:

иМ K = (MK);

rb х (a + 6) = rb х tga,

6 = tga — a = inva (5.2)

инволюта a (inv a) — табличная функция, а 0 — эвольвентная функция угла а. Из рис. 5.1 полярный радиус:

Выражения (5.2) и (5.3) — параметрические (параметр a) уравнения эвольвентного профиля в полярных координатах с полярной осью MO и полярным (эвольвентным) углом 6 .

5. При возрастании Гь радиус кривизны эвольвенты МК увеличивает­ся при любых a, а при Гь = ¥ он составляет MK = ¥,

Таким образом, у зубчатой рейки боковая поверхность эвольвентно­го зуба очерчена прямой. Это имеет большое значение при конструирова­нии зуборезного инструмента.

Зубчатые передачи пришли на смену фрикционным (рис. 5.2).

передаточное отношение от ведущего колеса 1 (шестерни) к

ведомому колесу (называется колесом):

Передаточное отношение — отношение угловых скоростей — являет­ся основным кинематическим параметром любой передачи. Оно показыва­ет, сколько оборотов нужно сделать ведущему колесу для одного оборота ведомого колеса, либо во сколько раз передача снижает обороты.

Во фрикционной передаче, чтобы передать значительные мощности, необходима большая сила прижатия катков Q. Но сила Q ограничена кон­тактной прочностью материалов в точке К.

В зубчатых передачах не требуется большой силы Q, т. к. передача уси­лия осуществляется боковыми поверхностями зубьев (а не за счет сил трения).

У зубчатых колес окружности радиусов rwl и являются вообра­жаемыми; их называют начальными. Эти окружности перекатываются друг по другу без скольжения и служат центроидами в относительном вра­щении. Введем в зацепление два эвольвентных профиля (рис. 5.3). К —точка контакта эвольвентных профилей зубьев.

Зацепление за пределами линии NN

Рис. 5.3. Кинематика эвольвентного зацепления

Эвольвенты — гладкие прямые, т. е. имеют общую касательную и об­щую нормаль. Две полунормали к ним в точке К касаются основных ок­ружностей и являются общей нормалью к эвольвентам в точке их касания. Перпендикуляры ON и O2N2 — радиусы rbl и rhl основных окружностей.

Вдоль общей нормали N1N2 передаются силы между зубьями. Общая нормальная скорость:

Vn =WiX (ON) = W2 х (O2 N2) направлена по линии зацепления N1 N2.

Читайте так же:
Ремонт и восстановление аккумуляторов для шуруповертов

1 — 2 Ш2 OlNl rbl Но, из подобия прямоугольных треугольников TJNi и 2IIN2 следует:

O2N2 = =щ = U

on on w 1 2 ‘

Точка П — полюс зацепления (О1Я и 2П — начальные радиусы rw1 и rw2 колес).

Чтобы боковые профили зубьев обеспечивали постоянство пере­даточного отношения, общая нормаль к ним в точках зацепления должна проходить через полюс зацепления П (основной закон зацепления).

Передаточное отношение определяется отношением J L L , и не меняется, если

4. С изменением межосевого расстояния в беззазорном эвольвентном зацеплении меняется лишь угол зацепления a w.

Для нулевых колес a = 20°. По условию, что шаги (модули) как и

распределение шага между толщиной выступа и шириной впадины по на­чальным окружностям должны быть одинаковы, на роль последних могут претендовать лишь делительные окружности. Поэтому:

U = r _bl_ = 0,5 X ^2 = m X ^2 = jf2

1 2 rb1 0,5 X d1 m X z1 z1

Передаточному отношению пары колес приписывают знак: «+» — вращаются в одном направлении (при внутреннем зацеплении); «-» — вращаются в противоположных направлениях (при внешнем зацеплении).

При зацеплении боковых поверхностей зубьев, точка их контакта пе­ремещается по общей касательной к основным окружностям колес, кото­рая называется линией зацепления. Кинематически передача движения от одного эвольвентного зуба к другому аналогична передаче его нерастяжи­мой нитью с катушки радиусом rb1 на катушку радиуса rb2. Вдоль этой ни­ти передаются усилия, как и по линии зацепления. При изменении межосе­вого расстояния передаточное отношение не изменяется, т.к. радиусы «ка­тушек» при этом не изменяются, но изменяется наклон «нити» к линии межосевого расстояния ОО2 (т.е. изменяется угол зацепления а).

Чертежи зубчатого колеса

При создании технологического процесса производства и проведении других проектных работ зачастую создаются чертежи. Они отражают особенности геометрии изделия, а также его размеры и многие другие моменты. Чертежи зубчатого колеса или другого типа выполняются по упрощенной схеме с применением различных условных обозначений. Это связано с тем, что сложная форма изделия создает существенные трудности при ее полной детализации на момент создания чертежей. Оформить рассматриваемый документ с учетом всех требований достаточно сложно, для этого требуются определенные навыки и знания. Сегодня большинство чертежей создается в электронном виде при применении особых программ. Стоит учитывать, что они лишь частично упрощают процесс. Часто проектируется червячная зубчатая передача, чертежи которой можно встретить на самых различных сайтах.

Чертежи зубчатого колеса

Основные параметры зубчатого колеса

Создавать рассматриваемую конструкцию следует исключительно при заблаговременном создании чертежа, на котором отображаются основные параметры зубчатого колеса. Стоит отметить, что по создаваемой схеме некоторых механизмов также можно определить неправильный выбор основных параметров. В большинстве случае также делается упрощенный чертеж вала, за счет чего можно сразу определить принцип действия механизма.

Основными параметры, которые относятся к зубчатым колесам, являются:

    . Данный показатель применяется в случае проектирования зубчатой пары самого различного типа. Она определяется соприкасающимися окружностями, которые катаются одна по другой без скольжения. Применяется для обозначения момента зацепления и сопряжения. Для обозначения на чертеже применяется буква d. Стоит учитывать, что само обозначение зачастую не проставляется, а только указывается соответствующий размер.
  1. Окружный шаг зубьев. Этот параметр применяется для определения расстояния между отдельными профильными поверхностями соседних зубьев. Подобный показатель вычисляется путем разделения значения делительной окружности на число зубьев.
  2. Число зубьев. Достаточно важным моментом назовем то, что на чертеже не проводится отображение всех зубьев. В некоторых случаях проводится создание эскиза нескольких зубьев. За счет этого существенно упрощается поставленная задача по созданию рассматриваемого документа.
  3. В создаваемой таблице в обязательном порядке указывается число зубьев. Подобная информация позволяет проводить расчеты и определение других наиболее важных параметров.
  4. Длина делительной окружности.
  5. Основные геометрические параметры зуба. Основной частью зубчатых колес является именно зуб. Он применяется

Параметры зубчатого колеса

Кроме этого, при создании технической документации уделяется внимание тому, в каких условиях происходит зацепление.

Если не учитывать основные параметры, то есть вероятность быстрого износа поверхности и появления многих других проблем.

Правила оформления чертежей

Довольно большое распространение получил чертеж цилиндрической зубчатой передачи. При его создании учитывается достаточно большое количество различных параметров. Правила выполнения рассматриваемой технической документации характеризуются следующими особенностями:

  1. Для начала проводится заполнение таблицы, в которой указываются основные параметры. Примером можно назвать нормальный исходный контур, коэффициент смещения, степень точности проводимой работы и вид сопряжения по нормам бокового зазора. Вторая часть таблицы применяется для указания основных параметров венца для контроля взаимного расположение профилей. Третья часть таблицы требуется для указания менее важных параметров, без которых чертеж конического зубчатого колеса будет неполным.
  2. Создавая чертеж цилиндрического зубчатого колеса проводятся расчеты основных параметров, которые зависят от делительного конуса. Для проектирования применяется два дополнительных делительных конуса: внешний и внутренний. Чертежи зубчатых колес шестерен также можно создать при учете внешнего модуля окружности и числа зубьев. Если на документе отображается механизм, то число зубьев обоих колес обозначаются z1 и z Стоит учитывать, что чертеж червячного колеса существенно отличается от цилиндрического.
  3. Прежде чем приступать к непосредственному вычерчиванию линий нужно провести расчет все основных параметров, которые также отобразятся в содержимом документа. Оформление чертежа зубчатого колеса начинается с создания фронтального разреза. Он также требуется для определения основных параметров косозубого или прямозубого колеса.
  4. Следующий шаг заключается в создании двух делительных конусов с общей образующей. Правила выполнения чертежей предусматривают создание двух линий, которые отходят от делительного конуса колеса. Они должны быть расположены исключительно под прямым углом к образующей. За счет этого образуется внешний дополнительный конус.
  5. На месте пересечения образующей откладываются дополнительные точки. За счет этого формируется высота головки и размер ножки. Создавая зубчатые колеса по ГОСТ откладывается размер высоты ножки вдоль образующей дополнительного конуса, за счет чего получается конус впадин.
  6. По образующей делительного конуса откладывается размер длины зуба. Типовое изображение на чертеже этого элемента также достаточно просто, основные параметры подсчитываются.
Читайте так же:
Расчет скорости вращения шкивов калькулятор

Следующий шаг заключается в создании вида слева. Госстандарт предусматривает наличие подобного вида, при создании самых различных технологических карт. Среди особенностей создания подобного вида отметим нижеприведенные моменты:

  1. Для конических колес был создан ГОСТ 2.402-68. Информация, которая содержится в этом документе, определяет необходимость в указании лишь двух окружностей зубчатого венца. Применяется обозначение определяет то, что основная часть указывается сплошной линией, делительная окружность штрихпунктирной. Подобное способ отображения чертежа позволяет указать основные данные. Если создается шевронное соединение, то нужно уделить внимание другим ГОСТам, в которых также отображены определенные стандарты.
  2. Согласно установленным норам в ГОСТ 2.405-75 часть размеров проставляется на изображении, другая указывается в таблице параметров. За счет этого можно существенно повысить степень читаемости чертежа. Распространенный пример заключается в указании модуля и другой подобной информации.

Чертеж, выполненный в соответствии с правилами

Таблица различных данных отображается в большинстве случаев справа в верхнем углу. Чтение подобной информации, как правило, не создает трудностей, так как она отображена числами.

Среди других особенностей отображения информации можно отметить следующие моменты:

  1. На изображении наносится диаметр большего основания конуса вершин.
  2. Также проводится указание размера от базовой поверхности до большего основания конуса вершин.
  3. Не стоит забывать о том, что зубья имеют довольно сложную форму. При производстве уделяется внимание показателю градусов. К примеру, угол конуса вершин внешнего дополнительного конуса.
  4. При наличии внешнего дополнительного конуса также проводится указание ширины зубчатого венца.
  5. Во всех случаях проводится указание размера базового расстояния. Этот показатель в большинстве случаев применяется в случае расчетов второстепенных размеров. Именно поэтому следует уделять больше внимания тому, какие именно базовые показатели следует указывать в конкретном случае.
  6. Фаски являются неотъемлемой частью всех зубчатых колес. Как правило, она выполняется под углом 45 градусов и составляет всего пару миллиметров. Радиус скругления на кромках зуба также должен указываться.

В конструкторской документации ЕСКД указывается и некоторая другая информация, которая позволяет получить изделие с требуемыми параметрами. Примером можно назвать нанесение показателя шероховатости. Качественные изделия характеризуются довольно низким значение шероховатости, что достигается путем шлифования и полирования. Подобный показатель наносится на чертеж при помощи специальной полки.

Размер, ширина, габариты проставляются практически во всех случаях. Они позволяют сразу подобрать наиболее подходящую заготовку, в качестве которой часто применяется цилиндр. Не стоит забывать и про внутренний диаметр отверстия, которое предназначено для посадки на вал. Исключить вероятность прокручивания шестерни можно за счет создания шпоночного отверстия.

Чертеж, который применяется для изготовления пластмассового зубчатого колеса, несколько отличается от тех, по которым проводится производство стальных изделий. Это связано с эксплуатационными характеристиками изделия, особенностями применяемого материала при его изготовлении. Эскиз также изготавливается в соответствии со стандартами, в таблице указывается тип применяемого материала при изготовлении.

Зубья зубчатого колеса Геометрические параметры конической зубчатой передачи

Довольно много внимания уделяется именно нанесению основных размеров. Часто встречается ситуация, когда из-за небольших размеров изделия или сложности отображаемого механизма нет достаточного количества свободного пространства. Инженер, которые занимается создание чертежа, должен предусмотреть правильное расположение всех размерных линий. Стоит учитывать, что определение размеров путем измерения линий на производстве не проводится, то есть все требуемые показатели для изготовления детали проставляются. В некоторых случаях проводится указание базовых размеров, от которых проводится вычисление других.

Довольно распространенным способом решения проблемы с большим количеством размерных линий можно назвать создание различных выносок.

Они существенно упрощают чтение информации.

Читайте так же:
Мощные шуруповерты аккумуляторные 18в для ледобура

При применении специальной программы для создания проектной документации следует учитывать, что в настройках указывается тип стрелок и многие другие моменты. В этом случае программ сама считает основные показатели между двумя указанными точками, за счет чего существенно упрощается поставленная задача.

В последнее время для создания чертежей зубчатых колес часто применяется программа автокад. Она встречается не только в бюро разработок, но и сборочном конвейере, так как позволяет открывать ранее созданные чертежи и проводить внесение различных изменений. Среди особенностей применения отметим следующие моменты:

  1. Чертеж создается в электронном виде, после чего отправляется на печать. Готовый вариант исполнения практически ничем не будет отличаться от электронного, главное правильно выбрать подходящее оборудование.
  2. Не стоит предполагать, что применение рассматриваемого программного обеспечения позволит автоматизировать процесс. При применении Автокада также приходится выбирать подходящие способы простановки основных параметров, строить линии и выполнять другую работу.
  3. Сложность в применении подобной программы заключается в том, что она имеет просто огромное количество различных инструментов, которые можно использовать для существенного ускорения работы. Правильно использовать подобные инструменты достаточно сложно, для этого нужно иметь определенные навыки.

На сегодняшний день в большинстве случаев применяются именно электронные чертежи. Это можно связать с простотой их использования, а также снижением вероятности допущения ошибок. Вся проектная документация должна создаваться исключительно с учетом масштаба. При применении рассматриваемой программы можно существенно повысить точность размеров.

Моделирование зубчатого колеса при помощи программного обеспечения

В заключение отметим, что при работе в программе не стоит забывать о важности применения линий различной толщины и типа. Кроме этого, для их корректного отображения требуется более подходящее печатное оборудование, которое способно отображать линии различной толщины. В противном случае некоторые конструктивные элементы будет практически невозможно отобразить соответствующим образом.

ГОСТ 2.403-75 ЕСКД. Правила выполнения чертежей цилиндрических зубчатых колес

* Переиздание (май 1998 г.) с Изменением № 1, утвержденным в январе 1981 г. (ИУС 3-81) .

1. Настоящий стандарт устанавливает правила выполнения чертежей эвольвентных цилиндрических зубчатых колес в части указания параметров зубчатого венца.

Стандарт полностью соответствует CT СЭВ 859-78.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2. Чертежи цилиндрических зубчатых колес должны быть выполнены в соответствии с требованиями стандартов Единой системы конструкторской документации и настоящего стандарта.

3. На изображении зубчатого колеса должны быть указаны:

а) диаметр вершин зубьев;

в) угол сектора по окружности вершин зубьев — для зубчатого сектора;

г) размеры фасок или радиусы кривизны линий притупления на кромках зубьев. Допускается указывать размеры фасок или радиусы кривизны линий притупления в технических требованиях чертежа;

д) шероховатость боковых поверхностей зубьев;

е) глубина модификации — для зубчатых колес с продольной модификацией зуба (черт. 1).

4. На чертеже зубчатого колеса должна быть помещена таблица параметров зубчатого венца (черт. 2).

5. Таблица параметров должна состоять из трех частей, которые должны быть отделены друг от друга сплошными основными линиями:

первая часть — основные данные;

вторая часть — данные для контроля;

третья часть — справочные данные.

6. В первой части таблицы параметров должны быть приведены:

а) модуль т;

б) число зубьев z, для зубчатого сектора — число зубьев секторного зубчатого колеса;

в) угол наклона линии зуба b косозубых и шевронных зубчатых колес;

г) направление линии косого зуба — надписью «Правое» или «Левое», для шевронных зубчатых колес — надписью «Шевронное»;

д) нормальный исходный контур:

стандартный — ссылкой на соответствующий стандарт;

нестандартный — следующими параметрами (черт. 4):

коэффициент высоты головки h * а;

коэффициент граничной высоты hl,

коэффициент радиуса кривизны переходной кривой r * f;

коэффициент радиального зазора с * ;

коэффициент толщины зуба по делительной прямой s * — для исходного контура, у которого толщина зуба по делительной прямой не равна ширине впадины.

Читайте так же:
Почему не отображается дисковод в моем компьютере

Для нестандартного исходного контура с модификацией должны быть также приведены: коэффициент высоты модификации головки h * g и коэффициент глубины модификации головки D * a и (или) коэффициент высоты модификации ножки h * q и коэффициент глубины модификации ножки D * f.

Если исходный контур не может быть определен перечисленными параметрами, то на чертеже должно быть приведено его изображение с необходимыми размерами;

е) коэффициент смещения x с соответствующим знаком. При отсутствии смещения следует проставлять 0;

ж) степень точности и вид сопряжения по нормам бокового зазора по соответствующему стандарту и обозначение этого стандарта.

7. Во второй части таблицы параметров венца должны быть приведены данные для контроля взаимного положения разноименных профилей зубьев по одному из следующих вариантов:

постоянная хорда зуба и высота до постоянной хорды ;

длина общей нормали W;

толщина по хорде зуба и высота до хорды ;

торцовый размер по роликам (шарикам) М и диаметр ролика (шарика) D.

Во второй части таблицы параметров венца на чертеже зубчатого колеса с нестандартным исходным контуром должны быть приведены данные для контроля по нормам:

контакта зубьев в передаче;

В качестве данных для контроля по нормам точности на чертеже зубчатого колеса с нестандартным исходным контуром следует указывать установленные конструктором значения параметров одного из контрольных комплексов, предусмотренных стандартом на допуски.

8. В третьей части таблицы параметров венца должны быть приведены:

а) делительный диаметр d;

б) число зубьев сектора (черт. 5);

в) при необходимости — прочие справочные данные, например:

— размеры для контроля торцового профиля зуба:

радиус кривизны активного профиля зуба в нижней точке ρ p или угол развернутости vp;

радиус кривизны профиля зуба в начальной точке модификации головки ρ g или угол развернутости vg;

нормальная глубина модификации D αt;

— размер для контроля контактной линии поверхности зуба косозубого зубчатого колеса — основной угол наклона bв;

— размеры для контроля взаимного положения одноименных профилей зубьев:

ход зуба р z;

обозначение чертежа сопряженного зубчатого колеса.

9. Если зубчатое колесо имеет два и более венца (черт. 7) одного вида, то значение параметров следует указывать в таблице параметров в отдельных графах (колонках) для каждого венца. Венец и соответствующая колонка таблицы должны быть обозначены одной прописной буквой русского алфавита.

Если зубчатое колесо имеет два и более венца разного вида (например, цилиндрический и конический), то для каждого венца должна быть приведена на чертеже отдельная таблица. Таблицы следует располагать рядом или одну под другой. Каждый венец и соответствующая таблица должны быть обозначены одной прописной буквой русского алфавита.

10. Неиспользуемые строки таблицы параметров следует исключать или прочеркивать.

11. Примеры указания параметров зубчатого венца на чертежах цилиндрических зубчатых колес приведены на черт. 2 — 7.

Пример указания параметров зубчатого венца на чертеже прямозубого
цилиндрического зубчатого колеса со стандартным исходным контуром

Пример указания параметров зубчатого венца на чертеже косозубого
цилиндрического зубчатого колеса со стандартным исходным контуром

Пример указания параметров зубчатого венца на чертеже прямозубого цилиндрического зубчатого колеса с нестандартным исходным контуром, у которого толщина зуба по делительной прямой не равна ширине впадины

Пример указания параметров зубчатого венца на чертеже прямозубого зубчатого сектора со стандартным исходным контуром

Пример указания параметров зубчатого венца на чертеже прямозубого цилиндрического зубчатого колеса со стандартным исходным контуром с модификацией

Пример указания параметров зубчатого венца на чертеже цилиндрического зубчатого колеса со стандартным исходным контуром, имеющего два венца

Прямозубое цилиндрическое зубчатое колесо

ПЕРЕДАЧИ ЗУБЧАТЫЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ

Термины, определения и обозначения

Cylindrical gears. Terms, definitions and symbols

Дата введения 1984-01-01

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31 января 1983 г. N 558 дата введения установлена с 01.01.84

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2004 г.

Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины, определения и обозначения понятий, относящихся к геометрии и кинематике цилиндрических зубчатых передач с постоянным передаточным отношением.

Используемые в области цилиндрических зубчатых передач термины, определения и обозначения понятий, общих для всех зубчатых передач, установлены в ГОСТ 16530-83.

Термины и обозначения, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3294-81.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.

Читайте так же:
Подключение пускового конденсатора к электродвигателю через реле

Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования. Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.

В случаях, когда необходимые и достаточные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено.

В стандарте даны правила построения терминов и определений видовых понятий цилиндрических зубчатых передач.

В стандарте приведены алфавитный указатель содержащихся в нем терминов и алфавитные указатели обозначений на основе латинского и греческого алфавитов.

В стандарте имеется приложение, содержащее простые индексы и правила построения сложных индексов обозначений параметров и элементов зубчатых передач.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма — светлым.

ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ

1. Виды цилиндрических зубчатых колес и передач

1.1. Виды цилиндрических зубчатых колес

1.1.1. Зубчатая рейка

Сектор цилиндрического зубчатого колеса, диаметры делительной и однотипных соосных поверхностей которого бесконечно велики, вследствие чего эти поверхности являются параллельными плоскостями, а концентрические окружности — параллельными прямыми (черт.1).

Примечание. Различают делительную, начальную и другие параллельные плоскости зубчатой рейки, соответствующие делительной, начальной и другим однотипным соосным поверхностям зубчатого колеса.

1.1.2. Прямозубое цилиндрическое зубчатое колесо

Прямозубое зубчатое колесо (черт.2).

1.1.3. Косозубое цилиндрическое зубчатое колесо

Косозубое зубчатое колесо

Цилиндрическое зубчатое колесо с винтовыми зубьями, теоретические линии которых эквидистантны и на развертке соосной цилиндрической поверхности являются параллельными прямыми (черт.3).

1.1.4. Шевронное цилиндрическое зубчатое колесо

Шевронное зубчатое колесо

Цилиндрическое зубчатое колесо, венец которого по ширине состоит из участков с правыми и левыми зубьями (черт.4).

1. Различают шевронное и многошевронное цилиндрическое зубчатое колесо, состоящее соответственно из двух и более полушевронов.

2. Различают шевронное цилиндрическое зубчатое колесо со сплошным венцом и разделенными полушевронами.

1.1.5. Полушеврон

Часть венца шевронного цилиндрического зубчатого колеса, в пределах которого линии зубьев имеют одно направление.

Примечание. Различают правый и левый полушевроны соответственно правому и левому направлениям зуба.

1.1.6. Цилиндрическое зубчатое колесо с криволинейными зубьями

Цилиндрическое зубчатое колесо, теоретические линии зубьев которого на развертке делительной поверхности отличны от прямых (черт.5).

1.1.7. Цилиндрическое зубчатое колесо с круговыми зубьями

Цилиндрическое зубчатое колесо с криволинейными зубьями, теоретическими линиями которых на развертке делительной поверхности являются дуги окружностей.

1.1.8. Зубчатое колесо со смещением (без смещения)

Зубчатое колесо, зубья которого образованы при номинальном положении исходной производящей рейки, характеризуемом отсутствием касания (касанием) делительных поверхностей исходной производящей рейки и обрабатываемого зубчатого колеса (черт.6).

1.1.9. Зубчатое колесо с положительным (отрицательным) смещением

Колесо с положительным (отрицательным) смещением

Зубчатое колесо со смещением, при котором делительная плоскость исходной производящей рейки не пересекает (пересекает) делительный цилиндр обрабатываемого зубчатого колеса (черт.19).

1.1.10. Эвольвентное цилиндрическое зубчатое колесо

Эвольвентное зубчатое колесо

Цилиндрическое зубчатое колесо, теоретические торцовые профили зубьев которого являются эвольвентными, образуемыми как траектории точек прямой, перекатываемой без скольжения по окружности.

1.1.11. Циклоидальное цилиндрическое зубчатое колесо

Циклоидальное зубчатое колесо

Цилиндрическое зубчатое колесо, теоретические торцовые профили зубьев которого являются циклическими кривыми, образуемыми как траектории точек, связанных с окружностью, перекатываемой без скольжения по другой окружности.

1.1.12. Цевочное цилиндрическое зубчатое колесо

Циклоидальное цилиндрическое зубчатое колесо, зубья которого выполнены в виде цилиндрических штифтов с осями, параллельными оси зубчатого колеса.

1.2. Виды цилиндрических зубчатых передач

1.2.1. Реечная цилиндрическая зубчатая передача

Цилиндрическая зубчатая передача, одним из звеньев которой является зубчатая рейка (черт.7).

1.2.2. Прямозубая цилиндрическая передача

Цилиндрическая зубчатая передача, зубчатые колеса которой прямозубые.

1.2.3. Косозубая цилиндрическая передача

Цилиндрическая зубчатая передача, зубчатые колеса которой косозубые.

1.2.4. Шевронная цилиндрическая передача

Цилиндрическая зубчатая передача, зубчатые колеса которой шевронные.

Примечание. Различают шевронную и многошевронную цилиндрическую передачу, зубчатые колеса которых состоят соответственно из двух или более полушевронов.

1.2.5. Зубчатая передача без смещения

Передача без смещения

Зубчатая передача, у которой оба зубчатых колеса без смещения.

1.2.6. Зубчатая передача со смещением

Передача со смещением

Зубчатая передача, у которой, по крайней мере, одно зубчатое колесо со смещением.

1.2.7. Равносмещенная зубчатая передача

Зубчатая передача со смещением, сумма (для внешнего зацепления) или разность (для внутреннего зацепления) смещений которой равны нулю.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector