Montagpena.ru

Строительство и Монтаж
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прессовая посадка обозначение на чертеже

Черчение

Home Машиностроение Основы взаимозаменяемости Определение и обозначение посадок

Определение и обозначение посадок

Любая операция сборки деталей заключается в необходимости соеди­нить или, как говорят, «посадить» одну деталь на другую — отсюда и ус­ловно принятое в технике выражение «посадка» для обозначения ха­рактера соединения деталей. Одни соединения допускают определенную свободу движения деталей относительно друг друга. Другие, наоборот, обеспечивают неподвижность соединенных деталей. Так, например, ра­бочий шкив ременной передачи должен быть плотно (неподвижно) наса­жен на вал, а холостой шкив может свободно вращаться на неподвижной оси.

Применение тех или иных посадок соответствует замыслу конструктора при проектировании машины. Таким образом, под словом «посадка» пони­мается не конструкция самого соединения, а степень подвижности собран­ных деталей относительно друг друга. Сборку двух деталей можно осущест­вить с зазором (одна деталь свободно входит в другую) или с натягом (для соединения таких деталей необходимо применить усилие).

Зазором (рис. 119,I) называется разность размеров отверстия D и ва­ла d, если размер отверстия больше размера вала. Зазор обеспечивает свобо­ду относительного перемещения деталей. Чем больше зазор, тем больше свобода движений в соединении.

Натягом (рис. 119, II) называется разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия.

Посадки разделяют на три группы: посадки с зазором (подвижные посадки). Для этих посадок диа­метр отверстия больше диаметра вала, благодаря этому детали в собранном состоянии обладают свободой взаимного перемещения.

При конструировании машин подвижные посадки выбирают по услови­ям, в которых будет работать проектируемое соединение. При этом определяется такой зазор при котором коэффициент трения минимален. По­движные посадки разделяются между собой установленной величиной за­зора. Каждая следующая посадка в приведенной в табл. 10 последователь­ности характеризуется относительно меньшим зазором по сравнению с предыдущей;

Посадки с натягом (неподвижные посадки). Для этих посадок диаметр отверстия меньше диаметра вала, что обеспечивает соединение с натягом. Посадки этой группы характеризуются неразъемностью соеди­нений. Такие соединения осуществляется под прессом, при нагреве охва­тывающей детали (отверстия) или охлаждения охватываемой (вала).

Неподвижные посадки применяют в том случае, когда возникает необхо­димость исключить возможность относительного перемещения соединен­ных деталей или передавать крутящий момент без дополнительных средств крепления (шпонки, винты установочные, штифты и т. п.);

Переходные посадки. Переходными эти посадки названы по­тому, что до сборки вала и отверстия нельзя сказать, что будет в соедине­нии — зазор или натяг. Это означает, что в переходных посадках диаметр отверстия может быть меньше, больше или равен диаметру вала (рис. 119, III).

Группа переходных посадок предназначается для соединений, которые подвергаются разборке и сборке под легкими ударами деревянного или свинцового молотка.

Система ИСО содержит 27 обозначений полей допусков для отверстия, столько же — для валов. Путем сочетания разноименных полей допусков можно получить свыше 700 различных посадок, в которых отверстие и вал будут обозначаться не только одинаковыми, но и разными буквами. Однако одновременное применение всех возможных полей допусков неэкономич­но, так как это затруднило бы унификацию изделий, размерных инстру­ментов и калибров. Для практического применения рекомендуется ограни­ченное число предпочтительных посадок (27 посадок в интервалах разме­ров от 1 до 500 мм).

Ниже в табл. 10 приводится обозначение полей допусков по группам. Со­поставляя каждую пару одинаковых по значению букв и читая эти ряды слева направо, можно получить 11 посадок с последовательно уменьшаю­щимися зазорами до нулевого, далее 4 переходные посадки и 12 посадок с увеличивающимся натягом. Указанные поля допусков определенным обра­зом сгруппированы по квалитетам.

Поле допуска в ЕСДП образуется сочетанием основного отклонения (ха­рактеристика расположения) и квалитета (характеристика допуска). Соот­ветственно условное обозначение поля допуска состоит из буквы основного отклонения и числа — номера квалитета, например: поля допусков валов h6; d10; s7; поля допусков отверстий Н6,D10, S7.

Посадка образуется сочетанием полей допусков отверстия и вала. Услов­ное обозначение посадки выполняется в виде дроби или в одну строку, при­чем в числителе или на первом месте указывается обозначение поля допус­ка отверстия, а в знаменателе или на втором месте — вала, например: H8/f7; H8—f7.

Добавление допусков и посадок к размерам (AutoCAD Mechanical Toolset)

Автор:

Контекстная вкладка "Суперразмеры" на ленте содержит панель "Посадка/Допуск", которая позволяет добавлять значение посадки или допуска в размер.

Вначале следует выбрать, будет ли данный размер содержать посадку или допуск. Для этого следует воспользоваться соответствующей кнопкой на панели "Посадка/Допуск". Затем указывается способ представления посадки или допуска, в зависимости от выбранного варианта.

Кроме того, можно изменить принятые по умолчанию представления посадки и допуска, заменив их наиболее часто используемыми. Тем самым снимается необходимость изменять представление при каждом нанесении размера.

К размеру можно добавить посадки и допуски и выбрать представление в списке. Кроме того, управлять точностью посадок и допусков можно независимо от точности, указанной для размерного числа. В стандарте оформления предусмотрено автоматическое управление размерами текста отклонения, что устраняет необходимость в дополнительных размерных стилях.

Посадки

Раскрывающийся список "Представление" содержит список миниатюр представлений посадок. После того как требуемое представление посадки выбрано, в диалоговом окне "Посадка" требуется задать буквенно-цифровое обозначение посадки. Это диалоговое окно дает возможность сравнить посадки в системе вала и отверстия и выбрать соответствующее обозначение. Возможны следующие варианты:

  • Прессовая и горячая посадки (FN).
  • Посадка с зазором и переходная посадка (LC).
  • Посадки с натягом (LN).
  • Переходные посадки (LT).
  • Подвижная и скользящая посадки (RC).

После выбора посадки AutoCAD Mechanical toolset рассчитывает отклонения на основе Блокнота инженера. AutoCAD Mechanical toolset выводит на экран расчетные значения в составе размерного текста в зависимости от выбранного представления посадки.

Читайте так же:
Станки заточные строгальных станков

Команда AMFITSLIST формирует перечень посадок на основе размеров, размещенных в области рисования. Если в пространстве модели разместить перечень посадок в пределах рамки чертежа (созданного с помощью команды AMTITLE), отображаются только посадки, расположенные в пределах рамки чертежа. При размещении перечня посадок за пределами рамки чертежа отображаться будут все посадки, имеющиеся в чертеже. При добавлении, удалении или изменении посадок AutoCAD Mechanical toolset пытается обновить имеющиеся перечни посадок. В случае необходимости можно отказаться от обновления и использовать параметр "Обновить" команды AMFITSLIST позднее.

Допуски

Раскрывающийся список "Допуск" содержит миниатюры, изображающие различные способы допусков. Выбрав требуемый способ допуска, задайте отклонения.

Если в списке представлений посадок и допусков отсутствует требуемый формат, можно создать собственный формат и добавить его в список.

Прессовая посадка обозначение на чертеже

Limits and fits. Basic definitions

Дата введения 1963-01-01

1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР 26.03.62

3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложения

1, 18, приложение 1

1, приложение 1, 2

1, приложение 1, 2

1, приложение 1, 2

4. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 16.07.80 N 3626

5. ИЗДАНИЕ с Изменениями N 2, 3, утвержденными в мае 1970 г., июле 1980 г., (ИУС 5-70, 9-80)

1. Настоящий стандарт распространяется на гладкие цилиндрические соединения и плоские соединения с параллельными плоскостями* и устанавливает основные определения для системы допусков и посадок ОСТ, определяемой следующими стандартами: ГОСТ 11472, ГОСТ 8809, ГОСТ 3047, ОСТ НКМ 1011, ОСТ НКМ 1041, ОСТ 1012, ОСТ 1042, ОСТ 1043, ОСТ 1044, ОСТ НКМ 1016, ОСТ 1013, ОСТ 1069, ОСТ НКМ 1017, ОСТ 1014, ОСТ 1015, ОСТ НКМ 1021, ОСТ 1022, ОСТ 1142, ОСТ 1143, ОСТ НКМ 1026, ОСТ 1023, ОСТ НКМ 1027, ОСТ 1024, ОСТ 1025, ОСТ 1010, ГОСТ 2689, ГОСТ 11710.

* Применение стандарта для вновь разрабатываемых изделий не допускается.

1. Предельные отклонения и допуски, устанавливаемые стандартами на допуски и посадки, относятся к деталям, размеры которых определены при нормальной температуре 20 °С по ГОСТ 9249.

2. Обозначение допусков и посадок на чертежах — по ГОСТ 2.307.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2. В соединении двух деталей, входящих одна в другую, различают охватывающую и охватываемую поверхности соединения. Если охватывающая и охватываемая поверхности являются круглыми цилиндрическими поверхностями, то соединение называется гладким цилиндрическим. Если охватывающая и охватываемая поверхности образованы двумя параллельными плоскостями каждая, то соединение называется плоским с параллельными плоскостями. У цилиндрических соединений охватывающая поверхность носит общее название отверстие, а охватываемая — вал.

Примечание. Названия "отверстие" и "вал" условно применимы также и к другим охватывающим и охватываемым поверхностям.

3. Номинальным размером называется основной размер, определенный исходя из функционального назначения детали и служащий началом отсчета отклонений. Общий для отверстия и вала, составляющих соединение, номинальный размер называется номинальным размером соединения.

1. Под размером в системе допусков и посадок понимается в цилиндрических соединениях диаметр, в плоских — расстояние между параллельными плоскостями.

2. Номинальные размеры должны выбираться по ГОСТ 6636.

4. Действительным размером называется размер, полученный в результате измерения с допустимой погрешностью.

5. Предельными размерами называются два предельных значения размера, между которыми должен находиться действительный размер. Большее из них называется наибольшим предельным размером, меньшее — наименьшим предельным размером (черт.1).

Примечание. Предельными размерами ограничиваются действительные размеры годных деталей, полученные измерением с допустимой погрешностью. Случаи, когда предельными размерами должны ограничиваться действительные размеры с учетом погрешностей измерения, следует оговаривать особо.

6. Отклонением размера называется алгебраическая разность между размером и его номинальным значением. Отклонение является положительным, если размер больше номинального, и отрицательным, если размер меньше номинального.

Действительным отклонением называется алгебраическая разность между действительным и номинальным размерами.

Верхним предельным отклонением называется алгебраическая разность между наибольшим предельным размером и номинальным, а нижним предельным отклонением — алгебраическая разность между наименьшим предельным размером и номинальным.

7. Допуском размера называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами.

8. Нулевой линией называется линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении допусков и посадок (черт.1б). Положительные отклонения откладываются вверх от нулевой линии, отрицательные — вниз.

9. Полем допуска называется интервал значений размеров, ограниченный предельными размерами; оно определяется величиной допуска и его расположением относительно номинального размера. На схеме поле допуска изображается зоной между линиями, соответствующими верхнему и нижнему предельным отклонениям.

Верхняя граница поля допуска соответствует наибольшему предельному размеру, нижняя граница — наименьшему предельному размеру.

10. Размеры поверхности считаются находящимися в поле допуска, если в поле допуска находятся как измеренные двухточечным методом размеры проверяемой детали в любом месте поверхности, так и размеры геометрически правильного прототипа сопрягаемой детали, плотно (без зазора и натяга) сопрягающегося с проверяемой деталью.

Случаи, когда допускаются отступления от этого правила, должны быть оговорены особо.

Примечание. Приведенное в п.10 правило не предопределяет методику контроля.

11. Посадкой называется характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов. Посадка характеризует большую или меньшую свободу относительного перемещения соединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению.

Читайте так же:
Прибор для точки ножей

12. Зазором называется положительная разность между размерами отверстия и вала (размер отверстия больше размера вала).

Натягом называется положительная разность между размерами вала и отверстия до сборки деталей (размер вала больше размера отверстия).

Примечание. В необходимых случаях зазор может быть выражен как отрицательный натяг, а натяг — как отрицательный зазор.

13. Посадки подразделяются на три группы:

а) посадки с зазором, при которых обеспечивается зазор в соединении;

б) посадки с натягом, при которых обеспечивается натяг в соединении;

в) переходные посадки, при которых возможно получение как натягов, так и зазоров.

Деление посадок по группам в стандартах на допуски и посадки производится в зависимости от взаимного расположения полей допусков отверстия и вала. К посадкам с зазором относятся посадки, в которых поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала, в том числе и "скользящие" посадки, в которых нижняя граница поля допуска отверстия совпадает с верхней границей поля допуска вала.

К посадкам с натягом относятся посадки, в которых поле допуска вала расположено над полем допуска отверстия. К переходным посадкам относятся посадки, в которых поля допусков отверстия и вала перекрываются (черт.2).

14. Наибольшим и наименьшим зазором (или натягом) называются два предельных значения, между которыми должен находиться зазор (или натяг).

15. Допуском посадки называется разность между наибольшим и наименьшим зазорами (в посадках с зазором) или наибольшим и наименьшим натягом (в посадках с натягом).

В переходных посадках допуск посадки равен алгебраической разности между наибольшим и наименьшим натягами или сумме наибольшего натяга и наибольшего зазора.

16. Системой отверстия называется совокупность посадок, в которых предельные отклонения отверстий одинаковы (при одном и том же классе точности и одном и том же номинальном размере), а различные посадки достигаются путем изменения предельных отклонений валов (черт.3). Во всех стандартных посадках системы отверстия нижнее отклонение отверстий равно нулю. Такое отверстие называется основным отверстием.

Предельные отклонения размеров.

В современном машиностроении детали машин изготовляют взаимозаменяемыми. Это значит, что при сборке любая деталь из всей массы одинаковых деталей может быть соединена с сопрягаемыми с ней деталями без дополнительной обработки (подгонки), при этом получается требуемый вид соединения (посадка). Только при этом условии представляется возможным производить сборку машин поточным методом. Идеально точно обработать детали невозможно, всегда будут небольшие отклонения от требуемых размеров из-за неточности станков, на которых обрабатывались детали, неточности измерительных инструментов, которыми производится обмер, и др. Следовательно, для того чтобы детали удовлетворяли требованиям взаимозаменяемости, необходимо на чертежах указывать допустимые отклонения от номинальных размеров при данном виде соединения деталей.

Охватываемые поверхности

Основные понятия. При сборке двух деталей, входящих одна в другую (фиг. 625), различают охватывающую поверхность и охватываемую. У круглых тел охватывающая поверхность называется отверстием, а охватываемая — валом. В дальнейшем все понятия и определения, устанавливаемые для круглых тел, соответственно распространяются и на некруглые тела. Основной расчетный размер (фиг. 626), т. е. размер, поставленный на чертеже для данной части детали, называется номинальным размером.

Нижние и верхнее предельные отклонения

При установлении номинальных размеров для валов и отверстий необходимо расчетные размеры округлять, подбирая ближайшие большие размеры из ряда нормальных линейных размеров по ГОСТ 6636-60. Наибольший допустимый размер для осуществления требуемого соединения (посадки) деталей называется наибольшим предельным размером; наименьший допустимый размер для осуществления требуемого соединения (посадки) называется наименьшим предельным размером (фиг. 626). Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами называется допуском. Разность между наибольшим предельным размером и номинальным размером называется верхним предельным отклонением. Разность между наименьшим предельным размером и номинальным размером называется нижним предельным отклонением. На фиг. 626 показано верхнее положительное отклонение (со знаком + ) и отрицательное нижнее (со знаком — ). Однако не всегда наибольший предельный размер больше, а наименьший предельный размер меньше номинального размера. Обычно в случае неподвижной посадки наибольший и наименьший предельные размеры вала должны быть больше номинального размера (фиг. 627). При этом между соединениями деталей образуется натяг, величина которого определяется отрицательной разностью между диаметром отверстия и диаметром вала.

Случай неподвижной посадки

При подвижной посадке наибольший и наименьший предельные размеры вала должны быть меньше номинального размера (фиг. 627). При этом между соединяемыми деталями образуется зазор, величина которого определяется положительной разностью между диаметром отверстия и диаметром вала.При этом между соединяемыми деталями образуется зазор, величина которого определяется положительной разностью между диаметром отверстия и диаметром вала.

Виды посадок. Посадка определяет характер соединения двух сопрягаемых деталей и обеспечивает в той или иной степени за счет разности фактических размеров свободу их относительного перемещения или прочность неподвижного соединения. Посадки разделяются на три основные группы:
1) Посадки с натягом (неподвижные), при которых не должно происходить относительного перемещения соединенных деталей.
2) Посадки переходные.
3) Посадки с зазором (подвижные), при которых обеспечивается возможность относительного перемещения соединенных деталей.
Посадки с натягом (неподвижные) подразделяются на три вида: горячая (Гр) , прессовая (Пр) и легко прессовая (Пл) .
Посадки переходные разделяются на четыре вида: глухая (Г) , тугая (Т) , напряженная (Н) и плотная (П) .
Посадки с зазором (подвижные) разделяются на пять видов: скользящая (С) , движения (Д) , ходовая (X) , легкоходовая (Л) и широкоходовая (Ш) .При повышенном тепловом режиме применяется еще тепловая ходовая посадка (ТХ) .

Системы допусков. Для осуществления каждой из указанных посадок можно применить две системы допусков: систему отверстия или систему вала. Система отверстия (условно обозначается буквой А ). При этой системе основной является деталь с отверстием, т. е. для каждого номинального размера различные посадки достигаются изменением диаметров валов при постоянных размерах отверстия (фиг. 628, а).

Читайте так же:
Насадки для полировальной машины

Системы допусков

В системе отверстия наименьшим предельным размером отверстия является номинальный размер, а наибольший предельный размер зависит от размера отверстия и класса точности. Система вала (условно обозначается буквой В). При этой системе основной деталью является вал, т. е. для каждого данного номинального размера различные посадки достигаются изменением размеров отверстий при постоянных диаметрах вала (фиг. 628, б). В системе вала наибольшим предельным размером вала является номинальный размер, а наименьший предельный размер зависит от размера (диаметра) вала и класса точности.

Из этих двух систем допусков наиболее часто применяется система отверстия, так как в этом случае требуемая посадка осуществляется за счет точной обработки вала с указанными для данной посадки предельными размерами. Точную обработку и измерение вала выполнять значительно легче, чем отверстия, так как вал обрабатывают снаружи. Систему вала применяют в том случае, когда по каким-либо причинам (например, если на валу большой длины установлено несколько деталей с различной посадкой) точно обрабатывать вал в разных местах с различными допусками гораздо труднее, чем обрабатывать отверстия различных деталей.

Классы точности. Для осуществления посадки одного и того же вида требуется различная точность обработки в зависимости от назначения и величины изготовляемой машины и ее частей. Вполне понятно, что для осуществления одной и той же посадки вала в подшипниках точного металлообрабатывающего станка и вала в подшипниках бетономешалки необходима различная точность обработки. В первом случае требуется очень точная обработка, чтобы не было ни малейшего перекоса вала во время работы станка, тогда как во втором случае можно допустить несравненно более грубую (а следовательно, и более дешевую) обработку.

Исходя из этих соображений, в зависимости от величины допусков, а следовательно, от величины зазора или натяга при одинаковых посадках и одних и тех же номинальных диаметрах различают посадки разной степени точности, группируемые по отдельным классам точности. По 1-му классу точности обрабатывают детали точного приборостроения: физические, астрономические и другие подобные им приборы, измерительные инструменты и т.п. По 2-му классу точности обрабатывают детали металлообрабатывающих станков, некоторые детали двигателей внутреннего сгорания, текстильных машин и тепловозов, требующие большой точности соединения, и т.п. По 3-му классу точности обрабатывают детали текстильных машин, детали тепловозов, тракторов и т.п. По 4-му классу точности обрабатывают детали сельскохозяйственных машин, строительных машин и др. По 5-му классу точности обрабатывают детали лебедок, тележек для перевозки и т. п. При размерах меньше 1 мм применяют 6-й класс точности. По остальным классам точности детали обрабатывают более грубо, например 7 , 8 и 9-й классы точности применяют при штамповке и при обработке поверхностей, у которых на чертежах показаны свободные размеры, т. е. без добавления величин отклонений. Классы точности 10 и 11-й применяют при грубой обработке деталей диаметром от 500 до 10 000 мм.
Кроме перечисленных классов точности, применяют добавочные к 2 и 3-му классам точности, которые обозначают 2а и За .
На чертежах порядковые номера классов точности обозначают цифрами (индексами), поставленными после условного обозначения посадки. Цифры имеют меньший размер по сравнению с буквами, обозначающими посадку или систему допусков; их помещают немного ниже буквы. При обозначении 2-го класса точности, наиболее распространенного, индекс 2 не пишут, а подразумевают. Примеры обозначения классов точности (фиг. 629):

Примеры обозначения классов точности

а — Номинальный размер диаметра 100 , отверстие детали должно быть обработано по 3-му классу точности без учета посадки (т. е. по системе отверстия);
б — Номинальный размер диаметра 100 , данный элемент детали должен быть обработан по 2-му классу точности (индекс 2 не пишут), посадка скользящая;
в — Номинальный размер диаметра 100 , данный элемент детали должен быть обработан по 4-му классу точности, посадка ходовая.

Указание посадок на чертежах. На чертежах деталей серийного производства часто не указывают числовых величин допускаемых отклонений, ограничиваясь тем, что около номинального размера ставят с правой стороны буквенное обозначение посадки или системы допусков с индексом, соответствующим выбранному классу точности. Размер шрифта буквенных обозначений такой же, как и для размерных чисел, индексы наносят более мелким шрифтом. На фиг. 630 показано нанесение размеров с обозначением посадок для двух сопрягаемых поверхностей (отверстия и вала) ∅ 25 : а — при обработке по системе отверстия; б — при обработке по системе вала.

Указание на чертежах числовых величин отклонений. На чертежах индивидуального и мелкосерийного производства деталей обычно указывают не обозначения посадок или системы допусков, а соответствующие им числовые величины предельных отклонений, которые наносят на чертежах непосредственно после номинального размера более мелким шрифтом (верхнее выше, а нижнее ниже размерного числа). При нанесении размера над размерной линией числовые величины отклонений проставляют также над размерной линией (фиг. 631, а).

Указание на чертежах числовых величин отклонений

При нанесении размера в разрыве размерной линии числовые величины отклонений проставляют также в разрыве размерной линии (фиг. 631, б). При симметричном расположении поля допуска величина отклонения проставляется со знаком ± рядом с цифрой размера и одинаковым с ней шрифтом (фиг. 631, в). Отклонение, равное нулю, на чертежах не указывается (фиг. 631, г). Нанесение отклонений размеров углов показано на фиг. 631, д (градусы и минуты должны быть выражены целыми числами). При указании на чертеже условных обозначений посадок и вместе с тем числовых величин отклонений их проставляют, как показано на фиг. 631, е. В этом случае числовые величины отклонений рекомендуется заключать в скобки.

Читайте так же:
Принцип работы генератора переменного тока кратко

Указания посадок и допусков на сборочных чертежах. На чертежах деталей, изображенных в собранном виде, предельные отклонения размеров можно показывать по одному из трех вариантов:
а) В виде дроби; в числителе проставляют обозначения посадки или числовые величины отклонений для отверстия, а в знаменателе — для вала (фиг. 632, а).

Допуски о посадки на сборочных чертежах

б) То же, в виде дроби, но в числителе и знаменателе даются сокращенные надписи, поясняющие, к какой детали относятся данные числовые величины отклонения, а детали помечают порядковыми цифрами (фиг. 632, б);
в) Размер каждой детали с указанием отклонений и поясняющими надписями проставляют отдельно над своей размерной линией (фиг. 632, в).
В таблицах №44 >>> №45 >>> №46 приведены данные по допускам для различных посадок 2-го класса точности по системе отверстия. Дальше смотри: Предельные отклонения расположения поверхностей и форм.

Обозначение допусков и посадок на чертежах

Сборка любого агрегата, состоящего из отдельных заранее изготовленных деталей невозможна без заранее предусмотренной системы допусков и посадок. Это обосновано реальными возможностями обрабатывающих станков. С одной стороны, невозможно добиться идеальной точности обработки, с другой стороны, не предусмотрев зазоры необходимой величины, невозможно будет собрать готовое изделие. В каждом конкретном случае величина таких зазоров определяется спецификой работы изделия и допустимой точностью обработки.

Обозначение допусков на чертежах

Обязательным правилом оформления конструкторской документации является не только правильное обозначение контуров и деталей конструкции, изображение проекций, указание размеров, но и обозначение на чертежах допусков. Существующая система обозначений предназначена для приведения обозначений к стандартизации и пониманию, нанесённых графических изображений и надписей. Составление подробной карты процесса производства требует утверждённых правил обозначения допусков формы и расположения поверхностей. Благодаря этому выбирают параметры обработки для получения требуемого класса точности. Система обозначений отклонения формы и расположения поверхностей позволяет подробно обозначить все необходимые данные. Она способствует получению высокоточных деталей, правильности сборки, проведению быстрого и качественного ремонта.

Общие положения

В крупносерийном производстве каждая деталь изготовлена с заранее заданной степенью точности. Изготовить их с полностью одинаковыми характеристиками практически невозможно. Поэтому предусмотрена стройная система разрешённых изменений в реальных классах точности.

В технологии по металлообработке допуском называют установленную стандартом величину, на которую разрешено изменять точность обработки.

Каждый параметр обозначается на чертеже. Указанный размер допуска отражает численную характеристику разрешённого зазора, место размещения на изделии. По правилам размещение области, к которой относится допуск, ориентируется относительно так называемой нулевой линии. По этому показателю допуски бывают:

  • симметричными и ассиметричными (разрешённое отклонение допускается с одной или обеих сторон относительно выбранной нулевой линии);
  • выше или ниже заданной нормали;
  • с заданной величиной смещения в требуемом направлении.

Посадкой называют параметр, который указывает допустимую точность при соединении отдельных деталей в цельный агрегат. Он задаётся установленными зазорами или натягами.

Виды допусков

Их делят на три утверждённых типа:

  • заранее предусмотренным зазором;
  • допустимым натягом;
  • переходного типа.

Во всех случаях допуском посадки считается величина, которая рассчитывается как разность между большим и наименьшим значением допустимого зазора. Вся существующая система классифицируется по следующим признакам:

  • основания системы – это допуски отверстий и валов;
  • классам точности (их подразделяют на 19 квалитетов);
  • величине предусмотренных натягов.

Под допусками для отверстий понимают совокупность разрешённых значений с одинаковыми квалитетами. Для них устанавливаются предельно допустимые размеры отверстий. Вариация величины посадок достигается благодаря изменению предельных размеров вала. В системе вала перечисленные параметры изменяются в обратном порядке. Предельный размер вала сохраняет постоянство для различных посадок, а происходит изменение предельных размеров отверстия.

В системе допусков и посадок номера квалитетов являются показателями точности обработки. С возрастанием порядкового номера допуск размера увеличивается. Все размеры разделены на определённое количество интервалов. Величина каждого интервала равна трём миллиметрам. Линейка этих интервалов начинается с размера от 1 до 3 мм, затем от 3 до 6 мм и так далее. Для каждого интервала уже установлен свой усреднённый геометрический размер и обозначение. Он определяется по границам интервала. Для них определены квалитеты от пятого до семнадцатого. Чем меньше номер квалитета, тем обработка считается более точной.

Все рассчитанные параметры сведены в таблицы. Основными документами, которые систематизируют эти показатели, и правила их обозначения являются:

  • ЕСДП расшифровывается как единая система допусков и посадок — установлена ГОСТ 25347-82;
  • ОНВ закреплены в стандарте 25346-89 (основные нормы взаимозаменяемости устанавливают возможности по замене одних изделий аналогичными);
  • ЕСКД единая система конструкторской документации объединяет все требования к оформлению и документов и нанесению обозначений — подробно изложена в стандарте 2.001-2013;
  • Стандарты различного уровня и назначения: государственные ведомственные, отраслевые;
  • Технические условия (применяются как нормы изготовления узкоспециальных деталей).

ЕСДП применяется для регламентирования всех параметров. ОНВ позволяет точно определить зазоры в деталях сложной конфигурации. Например, шпоночных или шлицевых соединениях, резьбы, зубчатых передач и так далее.

Примеры обозначения допусков на чертежах Обозначение допусков формы и расположения по ГОСТ

Каждый размер должен указываться в каждой из документаций:

  • на всех видах чертежей;
  • эскизах конструкций;
  • технологических картах;
  • дополнительных графических изображениях (пояснительных записках, набросках).

Правильно выбранные параметры отклонений составляют основу технологических процессов. Неотступное следование утверждённым стандартам позволяет разработать и изготовить надёжный и долговечный агрегат.

Допуски формы

Этот вид разрешённых отклонений вызван неточностями обработки, которые происходят из-за реальных возможностей обрабатывающего оборудования.

К ним относятся:

  • прямолинейности;
  • плоскости;
  • не совпадения формы окружности (к ним относятся: круглости; допуск овальности);
  • изменение формы цилиндра — допуск цилиндричности.
Читайте так же:
Передающие антенны цифрового эфирного телевидения

Допуски формы и их параметры

К первой категории относятся следующие отклонения:

  • формы обработанной поверхности (нарушается плоскостная картина, изменяется величина радиуса выточенного вала, нарушается геометрия фигур имеющих плоские грани);
  • нарушается параллельность и перпендикулярное расположение поверхностей между собой или соседними деталями;
  • проявляется разная шероховатость по длине, поперечному сечению, окружности.

Оценка величины параметров производится сравнением номинальной поверхности (обозначенной на чертеже) и реальной (полученной на станках заданного класса точности). Полученные отклонения и позволяют рассчитать величину требуемого допуска.

Изменение величины радиуса готового изделия по отношению к заданному на чертеже, называется нарушение круглости. Для предотвращения возможных негативных последствий при эксплуатации вводят допуск круглости. При рассмотрении детали в одной из плоскостей определяют необходимый допуск профиля продольного сечения.

Характер взаимного искривления расположения плоскостей подразделяется на следующие виды:

  • общей параллельности (сравнивается с линией направленной вдоль поверхности);
  • перпендикулярности и пересечения осей (проверяется сохранение прямого угла на всём протяжении поверхностей);
  • наклона;
  • симметрии (по отношению к выбранной оси).

Допуск плоскостности определяет величину разрешённого отклонения от обозначенного уровня. Основной характеристикой служит так называемое поле допуска. Его обозначают в выбранной области, которая расположена между плоскостями, для которых необходимо соблюдать строгие параметры параллельности. Расстояние до поверхности определяется существующими стандартами. Контроль отклонения этих параметров от заданных на чертеже обозначается на профилограмме.

Допуски расположения

Эта категория характеристик объединяет разрешённые интервалы изменения следующих геометрических параметров:

  • перпендикулярности (должны строго соблюдаться угловые характеристики между плоскостями);
  • параллельности (расстояние между отдельными элементами сохраняется в пределах разрешённых изменений на протяжении всей поверхности);
  • соосности;
  • наклона;
  • симметричности;
  • пересечения осей.

Кроме перечисленных параметров к этой категории относится так называемый позиционный допуск. Он устанавливается для деталей, имеющих несколько отверстий, из которых в дальнейшем будет собран агрегат. Размеры позиционного допуска отражаются между центрирующими отверстиями. Его обозначают при помощи специального знака в виде окружности, которая пересекается небольшим отрезком. Он может располагаться горизонтально или вертикально.

Допуски расположения и их параметры

В современных деталях существует большое количество вариантов отклонения от параллельности. Это могут быть отклонения параллельности между плоскостями, отдельными поверхностями или целой группой, меду отверстиями. Оценка допуска параллельности производится с использованием специальной базы. Знаками допусков расположения элементов, для которых необходимо проверять параллельность служит набор специальных графических изображений. Проверка параллельности позволяет определить величину угла отклонения одной плоскости от другой.

Суммарные допуски формы и расположения

Каждый из этих параметров объединяет в себе оба допустимых отклонения. Они возникают в результате одновременного проявления изменения геометрической формы и появления неровности (шероховатости) обработанной поверхности. Поэтому используя математическую терминологию, говорят, что предел, к которому должна стремиться разница между эталоном и реальным изделием считается суммарным допуском формы и расположения. Характер изменений определяется методом сравнения с выбранными базовыми объектами. В качестве таких объектов выбирают проверенные конструкции или поверхностями, которые могут считаться эталонами, например, различные калибры.

Такие допуски делятся на следующие категории:

  • Биений. К ним относятся: радиальное, торцевое, в заранее заданном направлении;
  • Всей формы поверхности.

Допуски формы и допуски расположения поверхностей

Каждый из этих категорий имеет свое обозначение. Допуск полного биения обозначается двумя наклонными стрелками в форме объединённых снизу векторов, направленных от левого нижнего угла в правый верхний. Сравнение форм производиться в результате совмещения обеих поверхностей.

Полем этого параметра называется ограниченная область пространства, на которой должны находиться все точки принадлежащие поверхности.

Это поле имеет заданные геометрические размеры. Оно ориентировано относительно выбранной базы так, чтобы можно было проверить параллельность расположения. Примеры суммарного допуска обозначают, на сколько возможно изменение параметров, не приводящих к быстрому выходу из строя агрегата. Особенно это актуально для подвижных соединений

Нанесение обозначений допусков

Все обозначения допусков и посадок стандартизированы и приведены в государственных стандартах. Графические обозначения подчиняются общим правилам и располагаются на отдельных элементах чертежей. К таким элементам относятся четыре вида линий:

  • выносные;
  • их полки;
  • размерные (этот способ используется в случае нехватки свободного пространства).

Условные обозначения допусков формы и расположения приведены в ГОСТ 2.308-2011. Стандарт систематизирует перечень обозначений применяемых для задания отклонений формы и расположения. В нём приведены разрешённые обозначения, разработанные для изделий самой сложной формы. Этими символами обозначают характер отклонений.

Обозначение размера производиться размещением соответствующего текста в отведённых местах. Вместе с текстом (обычно это заглавные буквы, аббревиатура с добавлением цифр) используют специальные знаки. Текстовое описание используют, когда необходимо более подробное пояснение требований, предъявляемых к качеству обработки данной поверхности. В это обозначение входит наименование, характеризующее предусмотренное отклонение. Значение параметров приводится в миллиметрах. Для оценки параллельности смежных поверхностей указывают так называемые базы. В качестве баз выбирают:

  • общие оси (их располагают в горизонтальном или вертикальном направлении);
  • оси симметрии всей конструкции;
  • различные элементы, способствующие определить условия параллельности.

Все элементы имеют свои обозначения. Для выделения параметров их размещают в рамках. Каждая из них делиться на несколько прямоугольников. В первом располагают символ, обозначающий вид параметра. Во втором, числом обозначают его величину, в третьем тип базовой поверхности.

Допуск и отклонение от плоскостности Позиционный допуск Допуск соосности

В отдельных случаях, когда стандартом не предусмотрен необходимый символ разрешается применять текстовое пояснение. Обозначенная информация должна полностью описывать характер и величину отклонения. В случае повторения одинаковых параметров стандарт допускает в обозначении указывать символ один раз в соответствующей рамке. От неё проводится соответствующая соединительная линия к каждому элементу детали, где необходимо применить этот допуск.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector