Montagpena.ru

Строительство и Монтаж
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пластичные смазки: классификация, назначение, характеристика и применение

Пластичные смазки: классификация, назначение, характеристика и применение

По своей консистенции, смазочные материалы делятся на три категории:

Пластичная смазка на подшипнике

  • жидкие, то есть стекающие со смазываемых узлов при нормальных условиях эксплуатации;
  • твердые (сухие) – консистенция понятна из названия, выпускаются с монолитной либо порошковой форме;
  • пластичные смазки: своеобразный компромисс между жидкой и твердой консистенцией.

Их применяют в узлах, где невозможно обеспечить постоянное обмывание всей поверхности трения, либо на материалах, которые препятствуют нормальной адгезии жидких масел.

К тому же, их удобно наносить на детали (закладывать внутрь) при сборке узлов, для которых не предусмотрена система орошения при работе.

Технология производства и состав

смешивание компонентов

С точки зрения физических свойств, пластичные смазки, это дисперсия твердых загустителей в жидкой основе. Причем загуститель добавляется настолько высокоструктурированный, что достаточно небольшого процента: не более 10%-15%.

Стандартный состав подобных материалов, следующий:

Основа

Жидкая среда, представляет собой обычное нефтяное либо синтетическое масло, которое получают по тем же технологиям, что и обычные материалы.

Для изготовления сложных и дорогих составов исходные основы могут смешиваться, согласно техническому заданию разработчика. Объем базового жидкого масла: 70%-90%.

Нефтяные основы производятся методом гидроочистки, с помощью водорода. Таким образом снижается сернистость и удаляются асфальтовые составляющие.

Последний пункт особенно важен для повышения у готового продукта антиокислительных свойств. Органические пластичные смазки для автомобилей применяются в несильно загруженных узлах, работающих на невысоких скоростях.

Синтетическая основа, как правило, кремнийорганическая. На ее базе создаются масла для работы в нагруженных скоростных подшипниках, а также редукторах, работающих на высоких оборотах.

К этой категории относятся и ШРУСы. Пластичные смазки для подшипников могут быть сменными, или закладываются один раз при производстве.

Загуститель (10%-15%)

Он не просто добавляется в жидкую основу, для получения однородного состава требуется определенная температура в процессе смешивания, и специальные миксеры.

Затем состав охлаждается до температуры окружающей среды, и после этого физико-химические свойства пластичных смазок не меняются. Разумеется, при соблюдении температурного режима эксплуатации.

В качестве загустителя используются высокомолекулярные соли жирных кислот (более привычное определение – мыло). В составах премиум класса применяются твердые углеводороды, а также неорганические соединения (полимеры, карбамиды, и пр.)

Присадки

Как и любой другой продукт, пластичная смазка содержит присадки. Они улучшают свойства, если базовые характеристики не удовлетворяют заказчика.

Набор свойств типичный:

  • противоизносные (противозадирные);
  • защита от коррозии;
  • соединения, препятствующие окислению самого продукта;
  • повышающие адгезию;
  • антифрикционные.

таблица добавляемых присадок

Состав наполнителей (10%-20%): тальк, графит, медный порошок мелкого помола, дисульфид молибдена, слюда, и пр.

Основное свойство пластичных смазок

Поскольку полутвердые масла должны удерживаться на поверхности изделий, важной характеристикой является температура каплепадения. Дело в том, что при вращении узлов трения, температура неотвратимо повышается.

Вместе с ней снижается вязкость пластичного материала. После критического нагрева, смазка переходит в жидкое состояние, и просто стекает с рабочей поверхности.

проверка каплепадения

  • специально подготовленная емкость с гладкой поверхностью и тарированным отверстием снизу (как правило, хромированная латунь) помещают в автоклав с масляной баней;
  • в емкость помещается тестируемая пластичная смазка;
  • происходит нагрев с одновременным снятием температурных показателей с масляной бани и тестируемого материала;
  • фиксируется момент начала каплепадения (стекания смазки);
  • в качестве полученного параметра регистрируется среднее арифметическое двух температур.

Применение и разновидности пластичных смазок

Проведем краткий обзор популярных продуктов. В последнее время производители предлагают новейшую технологию: металлоплакирование.

Этот термин означает, что на рабочей поверхности трения образуется тончайший слой металла, обладающего низким коэффициентом трения.

В качестве примера рассмотрим популярный среди автомобилистов продукт: МС 1000 смазка пластичная металлоплакирующая.

Читайте так же:
Редуктор понижения давления воздуха

пластичная смазкаMC 1000

В составе присутствует цинк, который обеспечивает противоизносные свойства. Благодаря постоянной сменяемости масла в рабочей зоне, этот слой само восстанавливается.

Blue MC 1510 высокотемпературная пластичная смазка – предназначена для высоконагруженных подшипников, работающих при высоких температурах. Этот состав выдерживает перепады от -40°C до +350°C.

пластичная смазка MC blue

Срок службы исчисляется сотнями тысяч километров. Благодаря уникальным свойствам, этот продукт имеет допуски ведущих автозаводов.

Пластичная смазка Molykote Longterm изготавливается с добавлением литиевых присадок. Обладает антифреттинговыми свойствами и усиленной адгезией. Такой состав позволяет использовать смазку на высоконагруженных узлах в течение длительного времени без замены.

Пластичная смазка Molykote

Основное применение – муфты, подшипники, шлицевые соединения на крупных агрегатах и строительной технике. Также популярно нанесение подобных пластичных смазок на резьбовые соединения.

Графитовая смазка пластичная изготавливается методом добавления мелкодисперсного порошка в готовый состав при сохранении вязкости.

Применяемость достаточно широкая: от бытовой техники до автомобилей и промышленных агрегатов.

ластичная смазка на основе графита

Неплохие антифрикционные и температурные показатели, однако графитовая смазка не выдерживает высоких оборотов рабочего узла. Поэтому перед приобретением следует изучить характеристики устройства, которое будет смазываться.

Водостойкая пластичная смазка для лодочных моторов выпускается практически всеми производителями, и обладает следующими свойствами:

  1. Высокая степень защиты от коррозии.
  2. Адгезия и стойкость нанесенного слоя выше среднего.
  3. Практически нулевая гигроскопичность, нерастворимость в воде.
  4. Способность к консервации металлических деталей.
  5. Температурные показатели не относятся к основному требованию допуска.

Виды пластичных смазок для автомобилей — видео

Пластичные смазки представлены большим разнообразием типов, однако ни одна из них не является универсальной. Для каждого агрегата следует подбирать необходимый состав продукта.

Характеристика, классификация, назначение и применение пластичных смазок

Любые современные устройства и механизмы не смогли бы функционировать, если бы трущиеся детали не были бы качественно обработаны смазочными веществами. Различные масла натурального и синтетического происхождения эффективно снижают негативное воздействие трения.

Кроме жидких веществ этого типа применяют пластичные (консистентные) смазки, которые закладываются в агрегаты и механизмы, где по тем или иным причинам использование текучих материалов не представляется возможным.

В этой статье будет подробно рассмотрена классификация и назначение веществ этого типа.

Что представляют собой пластичные смазки?

Это густое мазеподобное вещество, способное легко деформировать под нагрузкой. Благодаря вязкой консистенции такое средство продолжительное время способно находиться в узле или агрегате автомобиля. Надёжно защищая трущиеся детали от повреждения.

подшибник хорошо смазанный

Такие вещества могут содержать большое количество добавок, придающих определённые свойства. Основой пластичной смазки является обычное масло, которое будучи загущено, приобретает определённые свойства. Масляная основа наиболее часто изготавливается из нефти, но может быть получена и синтетическим путём.

Добавки пластичных смазок можно разделить на следующие вещества:

  • наполнители;
  • модификаторы структуры.
  1. Наполнители улучшают антифрикционные качества смазки, а также снижают её текучесть. Наиболее часто применяются с этой целью сульфид молибден, слюда и графит.
  2. Модификаторы делают смазывающее вещество более пластичным.

Посмотрите интересное видео, где показывается производство консистентных смазок:

Где применяются?

Применение пластичных смазок обусловлено необходимостью качественно предохранить трущиеся механизмы в таких местах, где невозможно обеспечить подачу специальной жидкости под давлением. Либо установить картер, в котором вращающиеся детали находились бы в масляной ванне.

Такими деталями являются:

  • подшипники качения;
  • шарниры рулевых тяг;
  • тросы;
  • втулки и пальцы различных механизмов;
  • цепные передачи;
  • ШРУСы.

популярные марки на фото

Пластичные вещества предназначены не только для автомобилей. Могут эффективно использоваться для смазки различных инструментов, а также механизмов, не оснащённых двигателем внутреннего сгорания.

Классификация

Вещества этого типа могут существенно различаться. Классификация по области применения, осуществляется следующим образом:

  1. Антифрикционные. Применяются, в основном, для снижения эффекта трения. Разделяются на средства общего назначения, термостойкие, низкотемпературные и т. д.
  2. Консервационные. Используются для эффективной защиты металлов от коррозии.
  3. Уплотнительные. Применяются с целью предотвращения проникновения жидкости к трущимся частям. Выполняют и смазочную функцию.
  4. Канатные. Наносятся на стальные канаты с целью защиты металла от коррозии.
Читайте так же:
Не открывается дисковод на компьютере windows 7

применение и классификация составов

По типу загустителя пластичные смазки разделяются на:

  1. Мыльные. Загущаются с использованием мыла. Могут быть натриевыми, кальциевыми, литиевыми, алюминиевыми. На долю производства мыльных смазок приходится не менее 80% всех пластичных веществ этого типа.
  2. Углеводородные. В качестве загустителя этого типа веществ используются парафины, церезины и др.
  3. Неорганические. Вещества с добавлением синтетики для загущения масла.
  4. Органические. В качестве загустителя применяются органические соединения.

табличная схема классификации

Кроме добавок, которые используются для того, чтобы загустить жидкие составы, основа таких веществ также может быть различна. Пластичные смазки могут быть изготовлены из следующих масел:

  • нефтяных;
  • синтетических.

В основе пластичной смазки может использоваться смесь из различных масел. Наиболее часто в одном веществе сочетаются нефтяные и синтетические масляные основы.

Посмотрите полезное видео — классификация, назначение и виды пластичных смазок:

Основные свойства

Пластичные смазки обладают свойствами, благодаря которым их можно использовать в качестве предохраняющих от истирания трущиеся детали веществ.

Наиболее важными характеристиками таких материалов являются:

  1. Вязкость. Этот параметр определяет текучесть веществ, а также возможность подачи их к трущимся механизмам.
  2. Водостойкость. Эта характеристика определяет как возможность растворения вещества в воде, так и способность поглощать влагу.
  3. Пенетрация. Определяет проникающие способности.
  4. Механическая стабильность. Этот параметр позволяет получить представление о возможности смазки восстанавливать структуру, после окончания механического воздействия трущихся деталей.
  5. Температура каплепадения. Эта характеристика фактически обозначает возможность консистентной смазки плавиться при определённых температурных показателях.
  6. Термическая стабильность. Назначение этого параметра несложно понять из названия. Зная характеристики термической стабильности можно определить возможность пластичной смазки выдерживать высокие термические нагрузки.
  7. Химическая стабильность. Определяет подверженность смазки той или иной марки окислению.
  8. Испаряемость. Этот параметр определяет возможность вещества испаряться во время эксплуатации при максимальных значениях эксплуатационной температуры.
  9. Коллоидная стабильность. Определяет возможность выхода масла из смазки при длительном хранении.
  10. Предел прочности на сдвиг. Определяет минимальное значение нагрузки, при которой вещества приобретает свойства жидкости.
  11. Коррозионная активность. Характеристика, обозначающая возможность консистентной смазки поддерживать коррозию металлов.

таблица испытаний литола и циатима

Заключение

Приведённые выше параметры позволяют лучше оценить качества пластичной смазки ещё до момента покупки.

Если самостоятельно нет желания разбираться в эксплуатационных особенностях смазочного материала. Тогда рекомендуется отдавать предпочтение продукции известных производителей, которые рекомендует использовать пластичную смазку определённой марки для закладки в конкретные детали и механизмы.

Состав, основные показатели и классификация пластичных смазок 26.07.2016

Состав пластичных смазок:
1. Базовое масло является основой смазки (см . ниже), и на него приходится 70–90% от ее массы. Свойства масла определяют основные свойства смазки.
2. Загуститель создает пространственный каркас смазки. Упрощенно его можно сравнить с поролоном, удерживающим своими ячейками масло. Загуститель составляет 8–20% от массы смазки.
3. Добавки необходимы для улучшения эксплуатационных свойств. К ним относятся:
3.1 Присадки — представляют собой маслорастворимые поверхностно-активные вещества и составляют 0,1–5% от массы смазки;
3.2 Наполнители — улучшают антифрикционные и герметизирующие свойства. Представляют собой твердые вещества, как правило, неорганического происхождения, нерастворимые в масле (дисульфид молибдена, графит, слюда и др.), составляют 1–20% от массы смазки;
3.3 Модификаторы структуры — способствуют формированию более прочной и эластичной структуры смазки. Представляют собой поверхностно-активные вещества (кислоты , спирты и др.), составляют 0,1—1% от массы смазки.

Читайте так же:
Погружной водонагреватель для дачи

Основные показатели качества смазок

Пенетрация – это глубина проникновения конуса в определённое количество смазки вследствие наличия собственного веса в течение 5 секунд, определяемая в 1/10мм.
Под пенетрацией перемешанной смазки понимается значение пенетрации измеренное при температуре +25°C на образце, подвергнутом непосредственно перед измерением перемешиванию в предназначенном для этого смесителе для пластичных смазок в размере 60 двойных циклов в течение 1 минуты.
Под статичной пенетрацией смазки понимается значение пенетрации пробы смазки, полученное при +25°C, которая была помещена в колбу при минимальных механических нагрузках и не была предварительно перемешана.

Данные классов NLGI были упорядочены таким образом, что высокому уровню пенетрации соответствует низкий класс NLGI и наоборот, т.е. чем мягче смазка, тем ниже её класс NLGI; чем твёрже смазка, тем выше её класс NLGI. Каждый класс NLGI охватывает смазки с разницей значений пенетрации в 30 единиц, т.е. в пределах одного класса консистенции могут быть более твёрдые и более мягкие смазки.
Температура каплепадения — температура падения первой капли смазки, нагреваемой в специальном измерительном приборе. Практически характеризует температуру плавления загустителя, разрушения структуры смазки и ее вытекания из смазываемых узлов (определяет верхний температурный предел работоспособности не для всех смазок).
Предел прочности при сдвиге — минимальная нагрузка, при которой происходит необратимое разрушение каркаса смазки и она ведет себя как жидкость.
Водостойкость — применительно к пластичным смазкам обозначает несколько свойств: устойчивость к растворению в воде, способность поглощать влагу, проницаемость смазочного слоя для паров влаги, смываемость водой со смазываемых поверхностей.
Механическая стабильность — характеризует тиксотропные свойства, т.е. способность смазок практически мгновенно восстанавливать свою структуру (каркас ) после выхода из зоны непосредственного контакта трущихся деталей. Благодаря этому уникальному свойству смазка легко удерживается в негерметизированных узлах трения.
Термическая стабильность — способность смазки сохранять свои свойства при воздействии повышенных температур.
Коллоидная стабильность (синерезис ) — характеризует выделение масла из смазки в процессе механического и температурного воздействия при хранении, транспортировке и применении.
Химическая стабильность — характеризует в основном устойчивость смазок к окислению.
Испаряемость — важный для практического применения показатель, особенно для смазок, работающих при повышенных температуре или в вакууме. Он характеризует возможность продолжительной работы узла трения до пересмазывания. Показатель зависит прежде всего от летучести масла, взятого в качестве дисперсионной среды и в небольшой степени – от типа загустителя. Важны и условия работы: из тонкого слоя смазки с большой поверхностью масло испаряется быстрее. В результате испарения масла увеличивается прочность смазки, ухудшаются ее низкотемпературные свойства. Если испарение масла сопровождается деструкцией дисперсионной среды или загустителя, возможно цементирование смазки в узле трения с потерей его подвижности. Испаряемость смазок оценивают как потерю массы образца в процентах при выдерживании его в стандартных условиях: температуре и времени, задаваемых техническими требованиями к смазке. В стандартизации согласно сертификации ISO 9001 обозначается как показатель испаряемости по Noack.
Коррозионная активность — способность компонентов смазки вызывать коррозию металла узлов трения.
Защитные свойства — способность смазок защищать трущиеся поверхности металлов от воздействия коррозионно-активной внешней среды (вода , растворы солей и др.).
Вязкость — определяется величинами потерь на внутреннее трение в смазке. Фактически определяет пусковые характеристики механизмов, легкость подачи и заправки в узлы трения.
Примечание : Несмотря на отсутствие в качестве критериев разбивки на классы других характеристик смазок, эта классификация признана основополагающей во всех странах. Некоторые производители указывают в документации не только класс смазки, но и уровень пенетрации.

Классификация пластичных смазок

Читайте так же:
Самодельный магнитный уголок для сварки

Примечание : Следует отметить, что не все нижеперечисленные классификации являются общепринятыми для отечественных и зарубежных производителей.

Классификация по типу масла (основы ):
1. На нефтяных маслах (полученных переработкой нефти).
2. На синтетических маслах (искусственно синтезированных).
3. На растительных маслах (крайне редко).
4. На смеси вышеперечисленных масел (в основном нефтяных и синтетических).

Классификация по природе загустителя:
1. Мыльные — это смазки, для производства которых в качестве загустителя применяют мыла (соли высших карбоновых кислот). В свою очередь, их подразделяют на натриевые (созданы в 1872 г.), кальциевые и алюминиевые (созданы в 1882 г.), литиевые (созданы в 1942 г.), комплексные (например , комплексные кальциевые, комплексные литиевые) и др. На их долю приходится более 80% всего производства смазок.
2. Углеводородные — смазки, для производства которых в качестве загустителя используются парафины, церезины, петролатумы и другие.
3. Неорганические — смазки, для производства которых в качестве загустителя используются силикагели, бентониты и др.
4. Органические — смазки, для производства которых в качестве загустителя используются сажа, полимочевина, полимеры и др.

Классификация по области применения:
1. Антифрикционные — снижают силу трения и износ различных трущихся поверхностей.
2. Консервационные — предотвращают коррозию металлических поверхностей механизмов при их хранении и эксплуатации.
3. Уплотнительные — герметизируют и предотвращают износ резьбовых соединений и запорной арматуры (вентили , задвижки, краны).
4. Канатные — предотвращают износ и коррозию стальных канатов.

В свою очередь, антифрикционная группа делится на подгруппы: смазки общего назначения, многоцелевые смазки, термостойкие, низкотемпературные, химически стойкие, приборные, автомобильные, авиационные и т.д.

В автомобилях наибольшее распространение получили многоцелевые антифрикционные смазки.

Пластичные смазки: виды, назначение, характеристика и использование

Исходя из консистенции смазок, можно выделить следующие виды:

  • жидкие, которые при обычных условиях использования стекают со смазываемых деталей;
  • твердые (сухие) продаются в твердом виде или в порошке;
  • пластичные представляют собой нечто среднее между первыми и вторыми материалами.

Пластичные смазки: виды, назначение, характеристика и использование

Мы остановимся подробнее на пластичных смазках и рассмотрим их свойства, особенности изготовления и варианты применения.

Пластичные смазки используют в тех деталях, где требуется регулярное обмывание всей плоскости трения, а также на материалах, которые из-за своей структуры не создают требуемой адгезии жидких масел.

Кроме того, они идеально подходят для обработки деталей во время сборки узлов, не предусматривающих использования системы орошения в процессе работы.

Методика приготовления и составляющие

Пластичные материалы представляют собой сочетание твердых загустителей и жидкой основы. Используется исключительно высокоструктурированный загуститель, поэтому в состав включается совсем немного – не больше 15%.

Методика приготовления и составляющие

Обычно в их состав входят основа, загуститель и присадки.

Основа

Представляет собой жидкую субстанцию. Чаще всего в этом качестве используют нефтяное или синтетическое масло, получаемое с использованием тех же методик, что и обыкновенные материалы.

В случаях приготовления особо сложных и дорогостоящих составов основы смешивают с учетом пожеланий разработчика. Процент содержания базового жидкого масла составляет от 70 до 90%. Нефтяную основу получают методом гидроочистки, используя водород. Это позволяет снизить серность и исключить асфальтовые частицы. Второе имеет особое значение для увеличения антиокислительных характеристик материала.

Пластичные смазки органического происхождения используются для машин в мало загруженных узлах, которые работают на пониженных скоростях.

База синтетического происхождения чаще всего является кремнийорганической. С ее использованием производят масла, используемые для нагруженных скоростных деталях в редукторах, которые работают на высоких оборотах. Сюда также входят ШРУСы.

Пластичные смазочные материалы бывают сменными, требующими периодического обновления, или длительного использования – они закладываются только при производстве.

Читайте так же:
Химический состав стали ст3

Загуститель

Используется в объеме от 10 до 15% от общего состава. Чтобы получить однородный состав, его недостаточно просто добавить в жидкую основу. Технология предполагает доведение вещества до определенной температуры в ходе соединения, а также применение специальных миксеров. Потом полученную смесь охлаждают до нормальной температуры, после чего физико-химические свойства пластичных смазок остаются неизменными. Конечно же, при условии соблюдения температуры эксплуатации.

Загустителем выступают высокомолекулярные соли жирных кислот или, проще говоря, мыло. В элитных составах используют твердые углеводороды, а также неорганические соединения.

Присадки

Они входят в состав пластичной смазки. Их добавляют с целью улучшения характеристик продукта, если заказчик не в полной мере удовлетворен базовыми. Их добавление необходимо:

  • для придания износостойкости деталям в процессе работы;
  • предотвращения коррозии;
  • уменьшения вероятности окисления самой смазки;
  • повышения адгезии;
  • снижения силы трения.

В качестве присадок применяют: тальк, порошок из меди, графит, слюду.

Главная характеристика пластичных смазок

Основное свойство продукта – температура каплепадения, так как полутвердые масла должны оставаться на поверхности деталей. При вращении узлов трения температура растет. Одновременно происходит снижение вязкости материала. Как только температура достигает критической точки, смазка становится жидкой и стекает с детали.

В связи с тем, что данные параметры играют важную роль, определение температуры каплепадения является обязательным этапом испытаний смазки.

Проверка производится следующим методом:

  • специальную гладкую емкость с тарированным отверстием внизу кладут в автоклав с масляной баней;
  • в емкости находится продукт, подлежащий проверке;
  • далее масляная баня и вместе с ней проверяемый материал нагревается, показатели температуры фиксируются;
  • отдельно отмечается момент, когда смазка обретает жидкую форму и начинает стекать;
  • итоговой характеристикой будет среднее арифметическое двух температур.

Виды смазок и их применение

Рассмотрим самые популярные продукты:

    Shell Gadus S2 V220 2. Смазка, используемая для узлов скольжения и качения. Производится на основе минерального базового масла, включает гидроксистеарат лития, выступающий в качестве загустителя. Характеризуется отличной водостойкостью и отличными антикоррозионными качествами.

Shell Gadus S2 V220 2

Shell Gadus S3 V220 2

Shell Gadus S4 ОG Multi-Season 0/00

Необходимо учитывать, что при высокой температуре каплепадения детали лучше сохраняются при работе на температурах экстремальных величин. В этом случае масляная пленка сохранится, состав не расслоится.

Срок службы доходит до сотен тысяч километров. Благодаря таким прекрасным характеристикам состав востребован ведущими автомобильными заводами.

Shell Gadus S5 V100 2 – многоцелевая пластичная смазка, созданная на основе синтетического базового масла. Кинематическая вязкость при 100 °С составляет 14. Включает противозадирные и антикоррозионные присадки.

Графитовая смазка – в готовый состав вводится порошок мелкой дисперсии, при этом сохраняется ее вязкость. Сфера применения довольно широка: машины, промышленные агрегаты, бытовая техника.

Продукт отличается хорошими антифрикционными и температурными свойствами. Однако у него есть один недостаток – он не выносит высоких оборотов рабочего узла. В связи с этим при покупке необходимо учитывать особенности устройства, в котором будет использоваться смазка.

Водостойкая смазка для моторов лодок – продукт, выпускаемый почти всеми производителями. Она характеризуется следующими особенностями:

  • прекрасно защищает детали от коррозии;
  • обеспечивает повышенную адгезию, а также целостность нанесенного покрытия;
  • практически не поглощает влагу и не растворяется в воде;
  • имеет способность к консервации деталей из металла;
  • температурные характеристики не являются основополагающим требованием допуска.

На рынке представлены различные варианты пластичных смазок. Их стоимость также различна в зависимости от свойств. Каждая из них обладает своими характеристиками и не является универсальной. Выбор осуществляют в соответствии особенностями агрегата, для которого будет использоваться продукт.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector