Montagpena.ru

Строительство и Монтаж
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подшипники в России

Подшипники в России

Сферические шарнирные подшипники (подшипники скольжения), выпускающиеся в нашей стране, подразделяются на два вида — подшипники для подвижных соединений и подшипники для неподвижных соединений. Термин «для неподвижных соединений» не следует понимать буквально – он обозначает монтажное сочленение деталей, при котором изделия работают при периодических единичных сдвигах одного кольца относительно другого и предназначены, прежде всего, для компенсации несоосности вала и корпуса. Подшипники для таких соединений имеют уменьшенный радиальный зазор. Если вас интересует вопрос покупки подшипников скольжения рекомендуем ознакомиться с этой статьей. Отдельной группой принято выделять современные подшипники скольжения из композитных материалов в виде втулок, шайб, полосок (подробнее здесь).

Виды (типы) подшипников скольжения для подвижных соединений

  • Ш – подшипник без отверстий и канавок для смазки;
  • ШЛ – подшипник без отверстий и канавок для смазки и с разломом
    наружного кольца в продольном направлении;
  • ШЛТ – подшипник без отверстий и канавок для смазки и с разломом
    наружного кольца в продольном направлении, с поверхностью
    скольжения сталь/органоволокнит;
  • ШП – подшипник без отверстий и канавок для смазки и с прорезью на
    наружном кольце;
  • ШН — подшипник неразъемный без отверстий и канавок для смазки, с
    поверхностью скольжения сталь/металлофторопласт;
  • ШС – подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внутрен-
    нем кольце;
  • ШСЛ – подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внут-
    реннем кольце и с разломом наружного кольца в поперечном направ-
    лении; ШСП – подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внут-
    реннем кольце и с прорезью на наружном кольце (см. фото). Этот и предыдущий вид подшипников скольжения — наиболее распространены в настоящее время и именно их Вам предложат купить при совпадении по размерам;
  • ШСР – подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внут-
    реннем кольце и с разъемом наружного кольца в поперечном направ-
    лении;
  • ШСШ – подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внут-
    реннем кольце и с широким внутренним кольцом;
  • ШВХ – подшипник с хвостовиком.
  • Дополнительная буква К справа от номера указывает на то, что отверстия и канавки для смазки имеются на обоих кольцах (например, в номере ШСП25К).

Виды (типы) подшипников скольжения для неподвижных соединений

  • ШМ – подшипник без отверстий и канавок для смазки;
  • ШМП – подшипник без отверстий и канавок для смазки с прорезью
    на наружном кольце;
  • ШМЛ – подшипник без отверстий и канавок для смазки и с разломом
    наружного кольца в продольном направлении.

Шарнирные подшипники скольжения

Слева от основного обозначения проставляется указание размерной серии. В порядке увеличения отношения наружного и внутреннего диаметров: Е, 7, 2, G, C (то есть при одинаковых внутренних диаметрах подшипник, к примеру, GШСЛ70 будет иметь наружный диаметр и ширину больше, чем ШСЛ70). Нормальная серия — 7, в номере не отображается, именно изделия этой серии наиболее распространены.

Читайте так же:
Трехфазный асинхронный двигатель схема

Подшипники скольжения выпускаются по двум классам точности — 1 (повышенная) и 2 (нормальная). Как это часто бывает, нормальная степень точности обычно никак не отражается в номере.

Ранее широко были распространены подшипники с дополнительным индексом НУ слева от номера — это изделия с уменьшенным зазором, выпускались они по ЕТУ и сейчас их можно купить, в основном, только с хранения.

Все указанные виды подшипников скольжения – радиальные. Значительно реже используются радиально-упорные шарнирные подшипники, имеющие дополнительное обозначение «У». Пример: ШУ20. Третья разновидность – упорные шарнирные подшипники (подпятники) – отечественная промышленность не выпускала и не выпускает и если в них возникнет потребность, то приобрести можно только импортные изделия (SKF, FAG и других марок) — для выбора можно скачать каталог подшипников скольжения SKF по ссылке. Также следует иметь в виду, что такие виды как ШСЛ и ШСП — имеют более современнную конструкцию для монтажа и эксплуатации и часто купить можно только их. В большинстве же старых каталогов они не указаны вовсе (зато указаны многие изделия типов Ш, ШС, ШП, большая часть из которых сейчас уже не выпускаются).

Типы подшипников скольжения схематично

Подшипник скольжения сферический

Подшипник скольжения сферический

Подшипник скольжения радиально-упорный

Подшипник скольжения радиально-упорный

Подшипник скольжения упорный

Подшипник скольжения упорный

Помимо указанных видов, подшипники скольжения классифицируют и по другим признакам, однако интереса для потребителя подобные классификации практически не представляют (по количеству масляных клапанов, возможности регулирования, и т.д.).

Подшипники скольжения

Подшипник — это устройство для поддержания вала или вращающейся оси, обеспечивающее свободное вращение и предающее на опорные конструкции усилия, действующие на валы или оси.

Виды подшипников

Подшипники разделяют на две большие группы скольжения и качения, в зависимости от направления воспринимаемой нагрузки различают, радиальные, упорные, радиально-упорные подшипники. Рассмотрим один из вариантов классификации.

  • Подшипники скольжения
    • Радиальные — опоры
    • Упорные — подпятники
    • Радиально-упорные
    • Радиальные
    • Упорные
    • Радиально-упорные

    Устройство подшипников скольжения

    В подшипниках скольжения, поверхность вала и соприкасающаяся с ней поверхность подшипника находятся в условиях относительного скольжения, в результате чего возникают силы трения-скольжения, которые вызывают нагрев и износ цапфы вала, вкладыша подшипника.

    Для снижения влияния сил трения были разработаны особенные типы подшипников скольжения — гидродинамические и гидростатические, у которых в зазоре между валом и подшипником находится гидравлическая жидкость, исключающая трение металлических поверхностей, что значительно снижает механические потери.

    Разъемные и неразъемные подшипники скольжения

    Схема неразъемного подшипника показана на рисунке.

    Неразъемный подшипник скольжения

    Представленный подшипник является отъемным, так как он выполнен отдельно от корпуса. В неотъемной конструкции корпус и подшипник — единое целое. Вал опирается на вкладыш подшипника, который установлен в корпусе.

    Конструкция разъемного подшипника показана на рисунке.

    Разъемный подшипник скольжения

    Вкладыш, состоящий из двух половин, устанавливается в корпусе и закрывается крышкой, конструкция фиксируется болтами.

    Конструкция вкладыша

    Вкладыш является наиболее ответственным элементом конструкции опры скольжения. Конструкция вкладыша зависит от типа подшипника, материалов, способа смазки. На рисунке показана схема разъемного бронзового вкладыша.

    Бронзовые вкладыш подшипника скольжения

    Фиксация вкладыша может обеспечиваться штифтами или выступом, для ограничения перемещения в осевом направлении на вкладыше выполнены буртики. Для подвода смазки предусмотрено отверстие.

    Жидкая смазка подается в подшипник скольжения с помощью масленок, фитилей, разбрызгивателей.

    Материалы, использующиеся в подшипниках скольжения

    В зависимости от условий эксплуатации и нагрузок для изготовления вкладыша подшипника скольжения могут использоваться:

    Виды подшипников. Преимущества и недостатки

    Подшипник (от «под шип») — сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение или линейное перемещение (для линейных подшипников) с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции.

    То есть подшипник — это опора, которая воспринимает нагрузки и допускает относительное перемещение частей механизма в требуемом направлении.

    По виду трения подшипники делятся на подшипники скольжения и подшипники качения.

    Виды подшипников

    В чем разница между подшипниками качения и подшипниками скольжения

    В подшипниках качения главенствующую роль играет трение качения, т.к. трение скольжения между сепаратором и телами качения, как правило, невелико. Поэтому в подшипниках качения, по сравнению с подшипниками скольжения, наблюдаются значительно меньшие потери энергии, а также меньший механический износ.

    Широкое применение подшипников качения обусловлено рядом их преимуществ по сравнению с подшипниками скольжения меньшим моментом сопротивления вращению, особенно в начале движения, а также при малых и средних частотах вращения; большей несущей способностью на единицу ширины подшипника; полной взаимозаменяемостью; простотой эксплуатации; меньшим расходом смазочных материалов и цветных металлов; более низкими требованиями к материалам и термообработке валов.

    Подшипники качения

    Преимущества подшипников качения

    1. сравнительно малая стоимость вследствие массового производства
    2. малые потери на трение и незначительный нагрев при работе
    3. высокая взаимозаменяемость, что облегчает монтаж и ремонт машин при эксплуатации
    4. малый расход цветных металлов при изготовлении и смазочного материала при эксплуатации
    5. малые осевые размеры

    Недостатки подшипников качения

    1. большие радиальные размеры
    2. чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам
    3. большая сопротивляемость вращению, шум и низкая долговечность на высоких скоростях вращения.
    Подшипники качения состоят из:
    • наружного и внутреннего колец с дорожками качения,
    • тел качения (шариков или роликов),
    • сепараторов, разделяющих и направляющих тела качения.

    Устройство подшипника

    Сепаратор отделяет тела качения друг от друга и удерживает их на равном расстоянии. Большое влияние на работоспособность подшипника оказывает качество сепаратора. Сепараторы разделяют и направляют тела качения. В подшипниках без сепаратора тела качения набегают друг на друга. При этом кроме трения качения возникает трение скольжения, увеличиваются потери и износ подшипника. Установка сепаратора значительно уменьшает потери на трение, так как сепаратор является свободно плавающим и вращающимся элементом. Большинство сепараторов выполняют штампованными из стальной ленты.

    По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба – дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.

    В качестве тел качения используют шарики или ролики. Ролики могут быть тонкими и длинными, так называемые игольчатые ролики.

    На что влияет разный тип тел качения?

    Роликовые подшипники благодаря увеличенной контактной поверхности допускают значительно большие радиальные нагрузки, чем шариковые.

    В то же время быстроходность роликовых подшипников ниже, чем шариковых, однако разница незначительная. Подшипники роликового типа обязательно требуют координации осей мест, на которые осуществляется посадка. Когда данный фактор обеспечить невозможно, появляется кромочное давление на дорожки, осуществляющие качение, что оказывает негативное влияние на качество данных подшипников.

    Применение игольчатых подшипников позволяет уменьшить габариты (диаметр) при значительных нагрузках.

    Виды подшипников качения

    По виду тел качения

    • Шариковые
    • Роликовые (игольчатые, если ролики тонкие и длинные)

    По типу воспринимаемой нагрузки

    • Радиальные (нагрузка вдоль оси вала не допускается).
    • Радиально-упорные, упорно-радиальные. Воспринимают нагрузки как вдоль, так и поперек оси вала. Часто нагрузка вдоль оси только одного направления.
    • Упорные (нагрузка поперек оси вала не допускается).
    • Линейные. Обеспечивают подвижность вдоль оси, вращение вокруг оси не нормируется или невозможно. Встречаются рельсовые, телескопические или вальные линейные подшипники.
    • Шариковые винтовые передачи. Обеспечивают сопряжение винт-гайка через тела качения.

    По числу рядов тел качения

    • Однорядные
    • Двухрядные
    • Многорядные

    По чувствительности к перекосам (по способности компенсировать несотносность вала и втулки):

    • несамоустанавливающиеся, допускающие взаимный перекос колец до 8′.
    • самоустанавливающиеся, допускающие взаимный перекос колец до .

    По материалу тел качений:

    • Полностью стальные
    • Гибридные (стальные кольца, тела качения неметаллические. Как правило, керамические)

    При покупке подшипника также следует учитывать нагрузочную способность (или габариты) и точность подшипника.

    Класс точности регламентирует величины предельных отклонений размеров, формы и расположения деталей подшипника. В зависимости от наличия требований к уровню вибраций, величине момента трения и других дополнительных технических требований подшипники разделяют на три категории — А, В и С. Обычно к подшипникам категории С не предъявляется никаких специальных требований. Следует отметить, что с повышением точности подшипника возрастает его стоимость.

    СМАЗЫВАНИЕ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

    Жидкие смазочные материалы (масла)Пластичные смазочные материалы

    способы подведения

    — под действием центробежных сил

    Подшипники скольжения

    Достоинства подшипников скольжения

    1. надежно работают в высокоскоростных приводах
    2. хорошо воспринимают ударные и вибрационные нагрузки (большая площадь поверхности и демпфирование масляного слоя)
    3. имеют небольшие радиальные размеры
    4. допускают установку на шейки коленчатых валов
    5. имеют относительно простую конструкцию

    Недостатки подшипников скольжения

    1. сравнительно большие осевые размеры
    2. требуют постоянного контроля за наличием и качеством смазки
    3. имеют значительные потери на трение в период пуска и при плохой смазке.

    Чаще всего, подшипник скольжения состоит из корпуса с цилиндрическим отверстием, куда вставляется втулка из материала с антифрикционными свойствами. В такой конструкции. обычно, предусмотрена также система смазки, которая обеспечивает поступление смазочного материала в зазор между валом и втулкой подшипника.

    Рабочие зазоры в подшипниках, работающих со смазкой, рассчитываются на основе гидродинамической теории. При этом, находится минимальная толщина слоя смазки в микрометрах, температура и давление в этом слое, а также расход смазочного материала. Подшипники различной конструкции, с различными значениями скорости вращения цапфы и в разных условиях эксплуатации могут характеризоваться различными типами трения, которое может быть сухим, граничным, гидродинамическим или газодинамическим. Следует заметить, что даже подшипники с гидродинамическим трением при пуске механизма некоторое время работают в режиме граничного трения.

    Смазка относится к числу основных факторов, определяющих надежность и срок службы подшипника. Функцией смазки является: обеспечение минимального трения между подвижными частями, отвод избыточного тепла, защита от неблагоприятных внешних факторов. При этом, смазка может быть: жидкой (синтетические и минеральные масла или вода для подшипников из неметаллических материалов); пластичной (смазки с использованием литиевого мыла или сульфоната кальция); твердой (дисульфид молибдена, графит и пр.); газовой (азот или инертные газы). Самыми высокими эксплуатационными параметрами обладают самосмазывающиеся пористые подшипники, которые изготовлены по технологии порошковой металлургии. Такой пористый подшипник, будучи пропитанным маслом, в процессе работы нагревается и смазка выдавливается из пор в рабочий зазор на трущиеся поверхности. В нерабочем состоянии такой подшипник остывает и смазка снова уходит в его поры.

    В зависимости от допустимого направления рабочих нагрузок, подшипники разделяют на осевые (упорные) и радиальные.

    Классификация подшипников скольжения

    Классификация подшипников скольжения

    Подшипник скольжения – это такая опора механизма, в которой трение происходит за счет скольжения сопряженных поверхностей. Конструктивно его можно представить в виде корпуса с втулкой и смазывающим устройством. Между корпусом и втулкой предусмотрен зазор, который содержит смазку или заполняется ею в процессе работы.

    В зависимости от воспринимаемой нагрузки, выделяют такие типы подшипников скольжения:

    • радиальные;
    • упорные (осевые).

    По видам используемой смазки выделяют следующие виды подшипников скольжения:

    • газостатические;
    • гидростатические;
    • гидродинамические;
    • газодинамические;
    • с твердой смазкой.

    Основная классификация подшипников скольжения по конструктивному исполнению:

    • сегментные;
    • самоустанавливающиеся;
    • самосмазывающиеся;
    • разъемные и неразъемные;
    • с регулируемым и нерегулируемым зазором;
    • шарнирные и др.

    Также можно выделить основные типы подшипников скольжения по форме рабочей поверхности:

    • коническая;
    • плоская;
    • сферическая;
    • цилиндрическая.

    Описание основных типов ПС

    Неразъемные нерегулируемые ПС

    Состоят из вкладыша, сделанного из антифрикционного материала, и корпуса, который крепится в определенном месте машины (в самом простом случае корпусом подшипника скольжения является станина/корпус машины/механизма). Материалом вкладыша чаще бывает баббит или бронза. В тихоходных устройствах используют подшипники с чугунной втулкой. В зависимости от условий работы, вкладыш может быть изготовлен и из стали, пластика, металлокерамики и т.д. Если вкладыш конструктивно должен быть габаритным, то он изготавливается биметаллическим: на чугунную или стальную основу наносят нужное покрытие. При постановке подшипника на место его стопорят штифтом. Смазка в места трения подается через отверстия. Распределяется она по рабочей поверхности проходя через смазочные канавки. Масляный карман позволяет проводить постоянную смазку.

    Неразъемные регулируемые ПС

    Имеют возможность регулировки зазора между корпусом и втулкой. Осуществляться регулировка может двумя способами. В первом случае, перемещение втулки вдоль оси осуществляется гайками, которые по наружной резьбе на корпусе подшипника регулируют зазор. Во втором случае осевое перемещение происходит за счет сжатия втулки в прорези. Положение фиксируется специальным болтом.

    Разъемные подшипники скольжения

    Составляются из корпуса и крышки. В каждом указанном элементе подшипника установлены вкладыши. В одном из них есть отверстие и канавка для подачи смазывающей жидкости. Соединяются они между собой болтами (двумя или четырьмя). Комплект прокладок разной толщины позволят регулировать зазор. Ставятся прокладки между корпусом и крышкой.

    Цельные самоустанавливающиеся подшипники скольжения

    Препятствуют перекосам между осями вала и опоры. Это достигается за счет сферического исполнения поверхности втулки и отверстия корпуса подшипника.

    Самоустанавливающиеся подшипники (сегментные)

    Созданы для безвибрационной работы узла. Вкладыш состоит из нескольких сегментов (минимум трех), которые свободно размещаются на шейке вала.

    Цельные многоклиновые подшипники скольжения (регулируемые)

    Обладают лучшим центрированием и возможностью работы без вибраций. Наружная часть вкладыша конусной формы. При вращении гайки, вкладыш сжимается и плотно садится на поверхность вала, образуя несколько зазоров.

    Газостатические подшипники скольжения

    В качестве охлаждения имеют воздух или другие газы. Воздух подается под давлением через места в корпусе, чем обеспечивается и охлаждение, и смазка. Используется только для тех подшипников, которые слабо нагружены и работают на больших скоростях вращения.

    Гидростатические подшипники скольжения

    Используют для установки на валы со значительными нагрузками. Также, одной из причин использования может быть необходимость получения высокой точности вращения. В несущие камеры подшипника (а именно вкладыша) подается масло под давлением. В основном таких камер четыре.

    Гидродинамические и газодинамические подшипники скольжения

    Построены на принципе жидкостного трения. То есть, поверхность вкладыша не соприкасается с поверхностью вала при работе. Используются такие подшипники, например, для опор шпинделей, которые работают на высоких скоростях вращения. Материал вкладыша подбирается в зависимости от необходимых условий работы.

    Подпятник

    Предназначен для передачи осевой нагрузки. Может быть гладким и сегментным. Сегментные подпятники подразделяются на: неподвижные, самоустанавливающиеся, гидростатические, гребенчатые.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector