Montagpena.ru

Строительство и Монтаж
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Зубья колес с большим модул ем обрабатываются строганием по шаблону ( фиг. Резцовая бабка 3 подается на заготовку, поворачиваясь вокруг оси V-V, при этом ролик 5, прижимаемый к шаблону 6, под действием груза 4 заставляет вершину резца описывать траекторию, соответствующую профилю шаблона.  [16]

Зубья колес , в передаче Новикова обязательно делаются винтовыми и профили их очерчиваются дугами окружностей близких по величине радиусов. Поэтому рабочие поверхности зубьев являются круговинтовыми.  [17]

Зубья колес имеют сложную форму — эволь-вентный профиль, позволяющий зубьям при вращении зубчатых колес обкатываться друг по другу, отчего зубчатая передача работает плавно и с меньшими потерями на трение.  [18]

Зуб Колеса в течение одного периода движения баланса сообщает последнему два импульса.  [19]

Зубья колес должны обладать достаточно высокими прочностью, твердостью, способностью сопротивляться истиранию и другими свойствами, обеспечивающими надежную работу зубчатой передачи при наименьших ее габаритных размерах и весе.  [20]

Зубья колес должны обладать достаточно высокими механическими свойствами: прочностью, твердостью, способностью сопротивляться истиранию и другими свойствами, обеспечивающими надежную работу зубчатой передачи при наименьших ее габаритах и весе.  [21]

Зубья колес , изготовляемых из сталей этих марок, подвергаются цементации ( насыщению углеродом) и последующей закалке, после чего они приобретают высокую твердость ( HRC 55 — 65) на поверхности; при этом сердцевина зубьев остается достаточно вязкой. Такое сочетание механических свойств зубьев, достигаемое также и при поверхностной закалке, является благоприятным для работы зубчатой передачи.  [22]

Зубья колес нарезаются на специальных станках режущим инструментом, размеры и форма которого зависят от величины модуля. Чтобы не иметь на машиностроительных заводах, изготовляющих зубчатые колеса, большие комплекты режущих инструментов, общесоюзным стандартом ( ГОСТ 9563 — 61) установлены два ряда модулей, до которых должны округляться модули, получаемые из расчета.  [23]

Зубья колес нарезаются на специальных станках режущим инструментом, размеры и форма которого зависят от величины модуля.  [24]

Зубья колес , образованных одной и той же основной рейкой, имеют одинаковый основной шаг и, следовательно, правильно сцепляются между собой.  [25]

Зубья колеса нарезаются долбяком.  [26]

Зубья колес накатываются в холодном или горячем состоянии заготовки. Выбор способа зависит от модуля, конфигурации зубчатого колеса, требуемой точности зубьев и рода материала.  [27]

Зубья колес нарезаются в два последовательных этапа. Во время первого этапа вращающейся резцовой головке сообщается осевая подача на вращающееся обрабатываемое колесо, и резцовая головка нарезает впадину зубьев методом постепенного врезания без обкаточного движения. На втором этапе после врезания резцовой головки на всю высоту зуба осевая подача выключается и автоматически включается обкаточное движение.  [29]

Зубья колес из полиамидов рассчитываются на изгиб как обычные металлические колеса.  [30]

Модуль зубчатого колеса

МОДУЛЬ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА — геометрический параметр, линейная величина, пропорциональная размерам зубчатого колеса. Различают осевой, окружной и нормальный модуль зубчатого колеса … Большой Энциклопедический словарь

модуль зубчатого колеса — отношение шага зубьев колеса (расстояние между соответствующими точками соседних зубьев, измеренное по дуге окружности) к числу π. Значения модуля зубчатого колеса стандартизованы. Геометрические размеры зубчатых колёс выбираются пропорционально… … Энциклопедический словарь

нормальный модуль зубьев конического зубчатого колеса — (mn) нормальный модуль Линейная величина, в раз меньшая нормального шага зубьев конического зубчатого колеса. Примечания 1. Различают нормальные модули: внешний (mne), средний (mnm), внутренний (mni) и др. (mnx) делительные; внешний (mnwe),… … Справочник технического переводчика

Читайте так же:
Страховочная привязь высота 038

нормальный модуль цилиндрического зубчатого колеса — (mn) модуль Делительный нормальный модуль зубьев цилиндрического зубчатого колеса, принимаемый в качестве расчетного и равный модулю нормального исходного контура. Примечание В случаях, исключающих возможность возникновения недоразумений, индекс… … Справочник технического переводчика

окружной модуль зубьев конического зубчатого колеса — (mt) окружной модуль Линейная величина, в раз меньшая окружного шага зубьев конического зубчатого колеса. Примечание Различают окружные модули: внешний (mte), средний (mtm), внутренний (mti) и др. (mtx) делительные; внешний (mtwe), средний (mtwm) … Справочник технического переводчика

расчетный модуль конического зубчатого колеса — расчетный модуль Окружной или нормальный делительный модуль в расчетном сечении. Примечания 1. Расчетный модуль конического зубчатого колеса из семейства сопряженных конических зубчатых колес, форма и размеры зубьев которых определяются парой… … Справочник технического переводчика

Нормальный модуль цилиндрического зубчатого колеса т n — 2.1.2. Нормальный модуль цилиндрического зубчатого колеса т n Модуль Делительный нормальный модуль зубьев цилиндрического зубчатого колеса, принимаемый в качестве расчетного и равный модулю нормального исходного контура. Примечание. В случаях,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Нормальный модуль зубьев конического зубчатого колеса — 67. Нормальный модуль зубьев конического зубчатого колеса Нормальный модуль mn Источник: ГОСТ 19325 73: Передачи зубчатые конические. Термины, определения и обозначения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Окружной модуль зубьев конического зубчатого колеса — 59. Окружной модуль зубьев конического зубчатого колеса Окружной модуль mt Источник: ГОСТ 19325 73: Передачи зубчатые конические. Термины, определения и обозначения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Расчетный модуль конического зубчатого колеса — 146. Расчетный модуль конического зубчатого колеса Расчетный модуль Источник: ГОСТ 19325 73: Передачи зубчатые конические. Термины, определения и обозначения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Цилиндрические зубчатые колеса

На рис. 9.1,а изображены два цилиндрических катка, катящихся один по другому без проскальзывания. Назовем их начальными цилиндрами (в их проекции — начальными окружностями) и преобразуем катки в зубчатые колеса, прорезав с этой целью на них впадины и нарастив выступы (рис. 9.6), образующие в своей совокупности зубья определенного профиля. Очевидно, необходимое условие возможности работы передачи — равенство окружных шагов, измеренных по дугам начальных окружностей.

Изображение и обозначение передач и их составных частей

Боковые стороны профиля зуба (рабочими являются одна или обе стороны) могут быть очерчены по эвольвенте (что чаще всего применяют, рис. 9.7, а), циклическим кривым, образованным качением окружностей О1 и О2 по начальным окружностям (рис. 9.7,6), по дугам окружностей (в передаче Новикова, рис. 9.7, в).

В процессе зацепления нормаль, проведенная к кривым в точке касания, всегда проходит через полюс зацепления Р.

Геометрическое место точек касания в эвольвентном зацеплении — прямая, составляющая угол 20° с перпендикуляром, восставленным в Р к O1O2 (все нормали совпадают). Отрезок l этой прямой — длина зацепления (рис. 9.8); в циклоидальном зацеплении — кривая АВ, в круговом — одна или две прямые АВ и CD.

В дальнейшем рассматриваются цилиндрические зубчатые колеса с эвольвентным зацеплением.

Пусть z1 и z2 — числа зубьев колес (в частном случае z1=z2). Установим зависимость между окружным шагом (напомним, что у обоих колес они равны (см. рис. 9.6)), числом зубьев и диаметром начальной окружности.

Читайте так же:
Палисадник из профильной трубы фото

Изображение и обозначение передач и их составных частей

Изображение и обозначение передач и их составных частей

Чтобы исключить из формул несоизмеримое число pi, величину pt выбирают так, чтобы она была кратной pi, например 0,5pi; pi; 2pi и т. д. Кратность (в мм) называют окружным модулем зубчатого колеса и обозначают mt. (Согласно ГОСТ 16530—83, модуль — линейная величина, в pi раз меньшая окружного шага; mt=pt/pi ). Теперь приведенные выше формулы можно переписать и так: dw1=mt*z1 и dw2=mt*z2.

Так как у зубчатых колес, находящихся в зацеплении, окружные шаги равны, то, следовательно, у них равны и модули.

Из формулы mt=dw/z следует другое определение модуля — это число миллиметров начального (делительного) диаметра, приходящихся на один зуб.

Модуль является основным расчетным параметром зубчатой передачи. Его значения (0,05. 100 мм) при проектировании выбирают из ГОСТ 9563—60* (СТ СЭВ 310—76). Приведем извлечение из этого стандарта для наиболее часто встречающихся в учебной практике значений модуля: 1-й ряд— 1; 1,25; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20; 2-й ряд — 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7,0; 11; 14; 18. Значения 1-го ряда предпочтительны.

Колеса с модулем, меньшим единицы, называют мелкомодульными.

Начальные цилиндры (теперь уже воображаемые) отделяют в зубьях головки от ножек (рис. 9.9). Опишем через дно впадин и вершины головок концентрические цилиндрические поверхности. Их проекции — окружности выступов (da) и впадин (d1). (Нижние индексы «1» и «2» в дальнейшем будем отмечать только при необходимости.)

Изображение и обозначение передач и их составных частей

Высоту головки обычно принимают равной модулю, а ножки — 1,25 модуля. Следовательно,

Для повышения прочности и уменьшения износа зубья подвергают корригированию: высоту головки меньшего колеса увеличивают за счет ножки, а большего колеса — уменьшают, и начальные окружности уже не будут являться делительными, как на рис. 9.6. У каждого колеса появится своя делительная окружность d, не совпадающая с начальной (рис. 9.10).

Изображение и обозначение передач и их составных частей

Осуществляют корригирование путем сдвига зубонарезающего инструмента — рейки (рис. 9.11), зубья которой имеют так называемый нормальный исходный контур, установленный ГОСТ 13755—81 для эвольвентных цилиндрических передач (рис. 9.12), на величину m*х, где х — коэффициент смещения исходного контура (коэффициент коррекции). Таким образом, делительная окружность — окружность, на которой шаг и угол зацепления равны шагу и углу зацепления основной рейки.

Делительная окружность — основная база для определения элементов зубьев и их размеров.

Модулем m здесь также является отношение окружного шага, измеренного по дуге делительной окружности, к pi. Следовательно, d=mz — основная расчетная формула для цилиндрического зубчатого колеса.

Изображение и обозначение передач и их составных частей

У некорригированных колес делительная окружность совпадает с начальной (x=0), как на рис. 9.6 и 9.9. Колеса, у которых z1=z2, не корригируют.

На рабочем чертеже колеса, согласно ГОСТ 2.403—75* (СТ СЭВ 859—78) в табличке параметров, помещаемой в правом верхнем углу чертежа (рис. 9.13), указывают модуль, число зубьев, номер стандарта на нормальный исходный контур, коэффициент смещения и степень точности по ГОСТ 1643—81, например 7—Н ГОСТ 1643—81, где 7 — седьмая степень точности (всего их 1. 12 в порядке убывания), Н — вид сопряжения (с нулевым боковым зазором).

Во второй и третьей частях таблицы (их отделяют основными

линиями) помещают данные для контроля (см. ГОСТ 2.403—75) и справочные соответственно.

Изображение и обозначение передач и их составных частей

На учебных чертежах обычно помещают данные, отмеченные на рис. 9.13 условно двойной рамкой, принимая колесо некорригированным (x=0), или даже указывают только значения m, z, d.

Читайте так же:
Резак для пвх труб

На фронтальном разрезе указывают только наружный диаметр колеса. Шероховатость боковых поверхностей зубьев наносят на линии делительной поверхности. Зубья в осевых разрезах во всех случаях оставляют незаштрихованными.

На чертеже косозубого колеса после графы «Число зубьев» добавляют две графы для указания угла наклона зубьев и их направление— правое (рис. 9.14) или левое, для шевронных колес добавляют еще графу с надписью «Шевронное».

Изображение и обозначение передач и их составных частей

Как видно из рис. 9.14, у косозубого колеса различают торцовый шаг и нормальный — в плоскости, перпендикулярной направлению зубьев. Соответственно различают торцовый и нормальный модули.

Изображение и обозначение передач и их составных частей

Изображение и обозначение передач и их составных частей

Так как косозубые колеса изготавливают тем же модульным инструментом, что и прямозубые колеса (см. рис. 9.17), то на его рабочем чертеже в таблице параметров указывают модуль m (mn всегда равен m).

На чертеже сектора (рис. 9.15) в графе «Число зубьев» указывают их число на полной окружности (120 в данном примере), а после графы «Делительный диаметр» добавляют графу «Число зубьев сектора» (17 в данном примере).

На сборочных чертежах (рис. 9.16, а—г) на плоскостях, перпендикулярных осям зубчатых передач, окружности выступов показывают основными линиями (без разрывов в зоне зацепления): начальные — тонкими штрихпунктирными (они должны касаться друг друга), впадин — тонкими сплошными (их можно не показывать). Делительные окружности колес не наносят.

На разрезе зуб одного из колес (предпочтительно ведущего) показывают расположенным перед зубом ведомого (см. стрелку на рис. 9.16, а). Если колеса мелкомодульные (или мелкий масштаб), то зазоры не изображают. При необходимости тип зацепления и направление зубьев показывают, как на рис. 9.16,6, в, г.

При снятии эскиза шестерни (допускаемое общее название зубчатых колеc) надо измерить диаметр окружности выступов da, сосчитать число зубьев и из формулы da=m(z+2) определить модуль. При этом возможно, что полученное значение модуля будет отличаться от стандартного (например, при приведенных выше для значений в диапазоне 1. 20 мм). Тогда следует принять ближайшее значение стандартного модуля и уточнить замеренное значение da.

Изготавливают шестерни из чугуна (например, марки СЧ-40), стали (например, марок 45, 12ХНЗА), цветных сплавов и других материалов на зуборезных станках — зубофрезерных, зубодолбежных и других, придающих зубьям необходимую им форму с очень высокой степенью точности.

Изображение и обозначение передач и их составных частей

На рис. 9.17, а, б, в даны примеры способов изготовления:

а — пальцевой фрезой, профиль которой — копия профиля впадины зубьев (метод копирования); б — червячной фрезой; в — долбяком; рейкой (см. рис. 9.11). Последние три относятся к более производительным методам обкатки.

Изготавливают также шестерни горячей прокаткой, не требующей в ряде случаев дальнейшей механической обработки.

Глава 8. зацепления зубчатые

Новый рисунок (114)

Зацепления зубчатые относятся к передачам (подвиж­ным соединениям) и передают движение от двигателя к ис­полнитель­ным механизмам. К составным частям зубчатых передач отно­сятся зубчатые колеса (цилиндрические, кони­ческие), червяки, рейки.

Новый рисунок (116)

Диаметр делительной ок­ружности d является од­ним из основных параметров, по кото­рому произ­водят расчет зубча­того ко­леса:

d = m × z ,

где z – число зубьев;

Модуль зацепления m – это часть диаметра делительной ок­ружности, приходящейся на один зуб:

где t – шаг зацепления.

Высота зуба :

где h a – высота головки зуба, h a = m ; h f – высота ножки зуба, h f = 1,25 m .

Диаметр окружности выступов зубьев :

d a = d + 2 h a = m ( z + 2).

Диаметр окружности впадин :

d f = d – 2 h f = m ( z – 2,5).

Читайте так же:
Шаблон для кирпичной кладки своими руками

Новый рисунок (118)

Служит для передачи вращения при параллельных осях валов.

Новый рисунок (120)

ГОСТ 9563-60 предусматривает два ряда модулей m = 0,05…100 мм.

Ряд 1: … 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16 …

Ряд 2: … 0,55; 0,7; 0,9; 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14 …

Примечание. Ряд 1 следует предпочитать ряду 2 .

Служит для преобразования вращательного движения в возвратно-посту­пательное.

Новый рисунок (122)

ГОСТ 9563-60 предусматривает два ряда модулей m = 0,05…100 мм.

Ряд 1: … 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16 …

Ряд 2: … 0,55; 0,7; 0,9; 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14 …

Примечание. Ряд 1 следует предпочитать ряду 2.

Новый рисунок (123)

Служит для передачи вращательного движения между валами со скрещивающимися осями.

Новый рисунок (125)

ГОСТ 19672-74 устанавливает два ряда значений модулей m (мм).

Ряд 1: … 1; 1,25; 1,6; 2; 2,5; 3,15; 4; 5; 6,3; 8; 10 …

Ряд 2: … 1,5; 3; 3,5; 6; 7 …

Примечание. Ряд 1 следует предпочитать ряду 2.

Новый рисунок (126)

Служит для передачи вращения при пересекающихся осях валов.

Новый рисунок (128)

ГОСТ 9563-60 предусматривает два ряда модулей m = 0,05…100 мм.

Ряд 1: … 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16 …

Ряд 2: … 0,55; 0,7; 0,9; 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14 …

Модуль зубьев зубчатого колеса

Зубчатая передача впервые была освоена человеком в глубокой древности. Имя изобретателя осталось скрыто во тьме веков. Первоначально зубчатые передачи имели по шесть зубьев — отсюда и пошло название «шестерня». За многие тысячелетия технического прогресса передача многократно усовершенствовалась, и сегодня они применяются практически в любом транспортном средстве от велосипеда до космического корабля и подводной лодки. Используются они также в любом станке и механизме, больше всего шестеренок используется в механических часах.

Зубчатое колесо

Что такое модуль зубчатого колеса

Современные шестерни далеко ушли от своих деревянных шестизубых предков, изготавливаемых механиками с помощью воображения и мерной веревочки. Конструкция передач намного усложнилась, тысячекратно возросли скорость вращения и усилия, передаваемые через такие передачи. В связи с этим усложнились и методы их конструирования. Каждую шестеренку характеризует несколько основных параметров

  • диаметр;
  • число зубьев;
  • шаг;
  • высота зубца;
  • и некоторые другие.

Одним из самых универсальных характеристик является модуль зубчатого колеса. Существует для подвида — основной и торцевой.

В большинстве расчетов используется основной. Он рассчитывается применительно к делительной окружности и служит одним из важнейших параметров.

Для расчета этого параметра применяют следующие формулы:

Параметры зубчатых колес

Параметры зубчатых колес

Модуль зубчатого колеса можно рассчитать и следующим образом:

где h — высота зубца.

где De — диаметр окружности выступов,а z — число зубьев.

Что же такое модуль шестерни?

это универсальная характеристика зубчатого колеса, связывающая воедино такие его важнейшие параметры, как шаг, высота зуба, число зубов и диаметр окружности выступов. Эта характеристика участвует во всех расчетах, связанных с конструированием систем передач.

Формула расчета параметров прямозубой передачи

Чтобы определить параметры прямозубой шестеренки, потребуется выполнить некоторые предварительные вычисления. Длина начальной окружности равна π×D, где D — ее диаметр.

Читайте так же:
Сверла фрезерные по дереву

Расчет модуля зубчатого колеса

Расчет модуля зубчатого колеса

Шаг зацепления t – это расстояние между смежными зубами, измеренное по начальной окружности. Если это расстояние умножить на число зубов z, то мы должны получить ее длину:

проведя преобразование, получим:

Если разделить шаг на число пи, мы получим коэффициент, постоянный для данной детали зубчатой передачи. Он и называется модулем зацепления m.

размерность модуля шестерни — миллиметры. Если подставить его в предыдущее выражение, то получится:

выполнив преобразование, находим:

Отсюда вытекает физический смысл модуля зацепления: он представляет собой длину дуги начальной окружности, соответствующей одному зубцу колеса. Диаметр окружности выступов De получается равным

где h’- высота головки.

Высоту головки приравнивают к m:

Проведя математические преобразования с подстановкой, получим:

Диаметр окружности впадин Di соответствует De за вычетом двух высот основания зубца:

где h“- высота ножки зубца.

Для колес цилиндрического типа h“ приравнивают к значению в 1,25m:

Устройство зубчатого колеса

Устройство зубчатого колеса

Выполнив подстановку в правой части равенства, имеем:

что соответствует формуле:

и если выполнить подстановку, то получим:

Иначе говоря, головка и ножка зубца относятся друг к другу по высоте как 1:1,25.

Следующий важный размер, толщину зубца s принимают приблизительно равной:

  • для отлитых зубцов: 1,53m:
  • для выполненных путем фрезерования-1,57m, или 0,5×t

Поскольку шаг t приравнивается к суммарной толщине зубца s и впадины sв, получаем формулы для ширины впадины

  • для отлитых зубцов: sв=πm-1,53m=1,61m:
  • для выполненных путем фрезерования- sв= πm-1,57m = 1,57m

Характеристики конструкции оставшейся части зубчатой детали определяются следующими факторами:

  • усилия, прикладываемые к детали при эксплуатации;
  • конфигурация деталей, взаимодействующих с ней.

Детальные методики исчисления этих параметров приводятся в таких ВУЗовских курсах, как «Детали машин» и других. Модуль шестерни широко используется и в них как один из основных параметров.

Для отображения шестеренок методами инженерной графики используются упрощенные формулы. В инженерных справочниках и государственных стандартов можно найти значения характеристик, рассчитанные для типовых размеров зубчатых колес.

Исходные данные и замеры

На практике перед инженерами часто встает задача определения модуля реально существующей шестерни для ее ремонта или замены. При этом случается и так, что конструкторской документации на эту деталь, как и на весь механизм, в который она входит, обнаружить не удается.

Самый простой метод — метод обкатки. Берут шестерню, для которой характеристики известны. Вставляют ее в зубья тестируемой детали и пробуют обкатать вокруг. Если пара вошла в зацепление — значит их шаг совпадает. Если нет — продолжают подбор. Для косозубой выбирают подходящую по шагу фрезу.

Такой эмпирический метод неплохо срабатывает для зубчатых колес малых размеров.

Для крупных, весящих десятки, а то и сотни килограмм, такой способ физически нереализуем.

Результаты расчетов

Для более крупных потребуются измерения и вычисления.

Как известно, модуль равен диаметру окружности выступов, отнесенному к числу зубов плюс два:

Последовательность действий следующая:

  • измерить диаметр штангенциркулем;
  • сосчитать зубцы;
  • разделить диаметр на z+2;
  • округлить результат до ближайшего целого числа.

Зубец колеса и его параметры

Зубец колеса и его параметры

Данный метод подходит как для прямозубых колес, так и для косозубых.

Расчет параметров колеса и шестерни косозубой передачи

Расчетные формулы для важнейших характеристик шестерни косозубой передачи совпадают с формулами для прямозубой. Существенные различия возникают лишь при прочностных расчетах.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector