Montagpena.ru

Строительство и Монтаж
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Минимальное число зубьев звездочки цепной передачи

Звездочки.

Звездочки — Подшипники в Беларуси — Aprom.by Звёздочка (в механике) — это профилированное колесо с зубьями, которые входят в зацепление с приводной цепью, гусеницей или с другими материалами с выемками или зазубринами. Приводные звездочки отличаются от зубчатых колес тем, что никогда не входят в зацепление друг с другом непосредственно, и отличаются от шкивов тем, что у звездочек есть зубья, в то время как шкивы имеют гладкие ободы. Звездочку довольно часто называют в строгой форме «Звезда» а также — цепное колесо.

ГОСТ 13576-81
Звездочки для приводных зубчатых цепей. Методы расчета и построения профиля зубьев. Предельные отклонения скачать ГОСТ 13576-81
Стандарт распространяется на звездочки для приводных зубчатых цепей по ГОСТ 13552-81. Стандарт устанавливает метод расчета и построения профиля зубьев звездочек для приводных зубчатых цепей с одностронним и двухсторонним зацеплением и предельные отклонения. Методы расчета и построения профиля зубьев. Предельные отклонения/ Численные значения размеров венцов звездочек и зубьев. Допуски для звездочек по системам ЕСДП СЭВ и ОСТ. Chain wheels for driving tooth chains. Method of calculation and constraction of tooth form. Tolerances.

Звездочки представляют собой штампованные или фрезерованные плоские колеса с зубьями. Как правило, в поперечном сечении имеют симметричную форму относительно двух осей, за исключением звездочек специального назначения. Звездочки применяются во многих сферах машиностроения, вооружения, авиации, сельского хозяйства и др. Редкие механические устройства могут обойтись в своей конструкции без пар шестерня-зубчатое колесо.

Звездочки выполняют функцию передачи вращательного движения между двумя валами посредством цепной передачи или функцию сообщения линейного движения звеньям гусениц.

Цепная передача — это передача механической энергии при помощи гибкого элемента — цепи, за счёт сил зацепления. Имеет постоянное передаточное число, которое можно изменять путем изменения диаметра звездочек (а значит, и количества зубьев). Такие многорядные звездочки являются основой велосипедного переключателя скоростей.

Велосипедная звездочка

Цепной привод состоит из ведущей и ведомой звездочки и цепи. Приводная цепь состоит из подвижных звеньев. В замкнутое кольцо для передачи непрерывного вращательного движения концы цепи соединяются с помощью специального разборного звена.

Обычно число зубьев на звёздочках и число звеньев цепи стремятся делать взаимно простыми, что обеспечивает равномерность износа: каждый зуб звёздочки будет поочерёдно работать со всеми звеньями цепи.

Цепная передача состоит из ведущей и ведомой звездочки и цепи

Цепная передача имеет ряд преимуществ по сравнению с ременной при помощью приводных ремней. В первую очередь, подразумевается возможность избежать риска проскальзывания, а во вторую – соблюсти правильность передаточного числа. Важно отметить, что принцип цепной передачи осуществим только в условиях параллельных валов.

Базовой характеристикой цепной передачи считается шаг – расстояние между осями роликов цепи или расстояние между зубцами звездочки.

Звездочки применяются в велосипедах, мотоциклах, автомобилях, гусеничных транспортных средствах, механизмах точной протяжки, механизмах подачи и в других машинах, в которых применение зубчатых передач или ременная передача является неподходящей.

Типы звездочек

Бесступичные и ступичные;
Тапербуш (контрящиеся звездочки);
Однорядные, двухрядные и трехрядные;
Звездочки с подшипником для механизмов натяжения приводной или ведомой цепи.

Звездочки бесступичные – это классический вариант звездочки. Она не имеет боковых усиливающих бобышек, что несколько ограничивает максимально допустимые усилия на валу. Ступичные звездочки имеют бобышку(ступицу), расположенную на центральном отверстии.

Тапербуш является ступичной звездочкой, в центральной бобышке которой выфрезерованы пазы для помещения контровочных шплинтов.

Двух- и однорядные звездочки имеют одно либо два зубчатых колеса соответственно. Расположены они на одной оси вращения.

Звезды с механизмом натяжения имеют эксцентрический механизм, расположенный в центральном отверстии. Он позволяет смещать ось вращения, чем может регулироваться сила натяжения цепи.

Рекомендации по выбору звездочек

Z = 13…15 при n 700 об/мин.

Для приводов, работающих с ударными нагрузками, независимо от частоты вращения число зубьев должно быть не менее Z = 23. Максимальное число зубьев звездочки для приводной цепи Z ограничено: для втулочной цепи Z Zvezdochki | Купить | Продаю | Апром | Подшипники в Беларуси

Расчет цепных передач.

Рассмотрим геометрический расчет цепных передач. Центры шарниров цепи при зацеплении с зубьями звездочки располагаются на делительной окружности звездочки (см. рис. 1, а; 2, а). Делительный диаметр звездочки (см. рис. 2, а)
d=p/<sin (pi/z) data-lazy-src=

Вид цепной передачи

Рис. 1

Для втулочных и роликовых цепей зубья звездочек профилируют в соответствии с ГОСТ 591—69, для зубчатых цепей — в соответствии с ГОСТ 13576—81, по которым и определяют все размеры зубьев, а также диаметры вершин da и впадин df зубьев этих звездочек (см. рис. 2).

Звездочки для зубчатых цепей

Рис. 2

Минимальное межосевое расстояние аmin цепной передачи принимают в зависимости от передаточного числа u передачи и условия, что угол обхвата цепью меньшей звездочки составляет не менее 120°, т. е. при u≤3
a_min=0.5(d_a1 +d_a2)+30. 50 м м
при u>3
a_min=delim <[ data-lazy-src=

Число звеньев z3 цепи вычисляют по предварительно принятому межосевому расстоянию а передачи шагу цепи р и числам зубьев меньшей z1 и большей z2 звездочек:
z_3=(z_2 +z_1)/2+ delim <[ data-lazy-src=

При дальнейшем кинематическом и силовом расчете цепных передач ведущей звездочкой принята меньшая, а ведомой — большая (см. рис. 1, а).

Звенья цепи, находящиеся в зацеплении с зубьями звездочек, располагаются на звездочке в виде сторон многоугольника (рис. 3), поэтому за один оборот звездочки цепь перемещается на значение периметра многоугольника, в котором стороны равны шагу цепи р, а число сторон равно числу зубьев z звездочки. Следовательно, скорость цепи (средняя) при угловой скорости звездочки ω и частоте вращения n
v=<omega zp data-lazy-src=

При ведущей меньшей звездочке значения передаточного отношения и передаточного числа одинаковы. Дня цепных передач рекомендуется принимать u≤8. В тихоходных передачах допускают u≤15.

Расчет цепной передачи

Рис. 3

Скорость цепи постоянно изменяется, что видно из схемы цепной передачи на (рис. 3), где окружная скорость ведущей звездочки v3 разложена на две составляющие: v1 — мгновенную скорость движения цепи в данный момент и v2 — мгновенную скорость подъема ее на звездочке в этот же момент. Из чертежа следует, что
v_1=v_3 cos alpha =omega_1 r_1 cos alpha
где ω1 — постоянная угловая скорость ведущей звездочки;
r1 — радиус ее начальной окружности. Так как угол α изменяется от 0 до π/z1 то скорость цепи изменяется от vmax=v3 до vmaxcos(π/z1)=v3cos(π/z1). Так как угловая скорость ведущей звездочки ω1 постоянна, а скорость цепи переменна, то угловая скорость ведомой звездочки ω2=v2/(r2 cos β) — переменная величина. Отсюда следует, что передаточное отношение цепной передачи i=ω12 не является постоянным. Так как колебания скорости движения цепи и передаточного отношения передачи небольшие, то расчет цепных передач принято производить по средней скорости движения цепи v и среднему значению передаточного отношения передачи i. Неравномерность движения цепи, переменность передаточного отношения передачи и удары звеньев цепи о зубья звездочек при входе в зацепление вызывают в цепных передачах динамические нагрузки, которые тем больше, чем выше скорость движения цепи и чем больше ее шаг. Предельные значения частоты вращения n1, мин -1 , меньшей звездочки при различных р, мм, с учетом допускаемых в цепных передачах динамических нагрузок:

Шаг р, мм9,5212,7015,8819,0525,4031,7538,1044,4550,80
Роликовые ПР, ПРУ при z1≥15250012501000900800630500400300
Зубчатые с шарнирами качения при z1≥1733002650200016501350

Минимальное число зубьев z1 меньшей звездочки в зависимости от передаточного отношения i:

Читайте так же:
Станки для вышивания своими руками схемы

Таблица. Минимальное число зубьев z1

Передаточное отношение i1. 22. 44. 6>6
Роликовая и втулочная32. 2825. 2018. 1614. 12
Зубчатая35. 3230. 2825. 2018. 16

Число зубьев большей звездочки z2 вычисляют по формуле
i=omega_1/omega_2=n_1/n_2=z_2/z_1
Допускаемое максимальное число зубьев большей звездочки для втулочной или роликовой цепи z2≤120, для зубчатой цепи z2≤140. К. п. д. передачи в зависимости от точности изготовления сборки и способа смазки цепи η=0,95. 0,98. Окружную силу Ft цепной передачи вычисляют по формуле

Основной критерий работоспособности приводных цепей — износостойкость их шарниров. Несущая способность цепной передачи определяется значениями допускаемых контактных напряжений в шарнирах цепи. Соответственно расчет цепи заключается в расчете ее шарниров на износостойкость по допускаемому давлению [р] для шарниров.

Допускаемая окружная сила передачи при средних эксплуатационных условиях
delim <[ data-lazy-src=

Приводные роликовые цепи

Рис. 4

Расчет цепи на износостойкость шарниров производят по формуле

где k — коэффициент эксплуатации передачи;
k=k_1 k_2 k_3 k_4 k_5 k_6
где k1 — коэффициент динамичности нагрузки;
k1=1 при спокойной нагрузке,
k1=1,25. 1,5 при толчках;
k2 — коэффициент способа регулировки натяжения цепи:
k2=1 при регулировании передвижными опорами,
k2=1,1 — оттяжными звездочками,
k=1,25 — отжимным роликом;
k3 — коэффициент межосевого расстояния передачи:
k3=1,25 при а<25р,
k3=1 при а=(30. 50)р,
k3=0,8 при а=(60. 80)р;
k4 — коэффициент наклона линии звездочек к горизонту:
k4=1 при ≤60°,
k4=1,5 при >60°;
k5 — коэффициент способа смазки цепи:
k5=0,8 при непрерывной,
k5=1 при капельной, k5=1,5 при периодической смазке;
k6 — коэффициент режима работы:
k6=1 при односменной,
k6=1,25 при двухсменной,
k6=1,5 при трехсменной работе.

При расчете цепи на износостойкость шарниров необходимо предварительно задаться шагом цепи р; для роликовых и зубчатых цепей на выше приведены наибольшие значения допускаемых шагов в зависимости от частоты вращения меньшей звездочки n1. Далее принимают число зубьев меньшей звездочки z1, определяют среднюю скорость цепи v, окружную силу Ft. Затем по формуле

производят расчет цепи. Если при расчете окажется, что шаг p цепи был принят большим, то для уменьшения массы и стоимости цепи ее следует пересчитать, чтобы шаг цепи был минимально допускаемым для данной нагрузки. Если шаг p однорядной втулочной или роликовой цепи получается большим, то вместо однорядной выбирают многорядную цепь. Число рядов цепи
z_p=<kF_t data-lazy-src=

Минимальное число зубьев звездочки цепной передачи

Классификация передач. Приводные роликовые цепи различают (рис. 77): однорядные нормальные (ПР), однорядные длиннозвенные облегченные (ПРД), однорядные усиленные (ПРУ), двух (2ПР)-, трех (ЗПР)-и четырехрядные (4ПР) и с изогнутыми пластинками (ПРИ).

image222 Расчет цепной передачи

image223 Расчет цепной передачи

image225 Расчет цепной передачи

..guzenkrl4-161.bmp

..guzenkrl4-15.bmp

..guzenkrl4-22.bmp

..guzenkrl4-22.bmp

..guzenkrl4-23.bmp

..guzenkrl4-23.bmp

Рис.77. Виды приводных цепей: а – втулочная однорядная, б – роликовая однорядная, в – роликовая двухрядная, г – роликовая с изогнутыми пластинами, д – зубчатая, е – фасонозвенная крючковая, ж – фасонозвенная штыревая.

Назначение. Цепные передачи относится к механическим передачам зацепления с гибкой связью и применяют для передачи вращательного вращения между валами расположенным на значительных расстояниях и при необходимости обеспечить постоянное передаточное отношение. Цепная передача состоит из расположенных соосно на некотором расстоянии друг от друга звездочек, и охватывающей их цепи. Вращение ведущей звездочки преобразуется во вращение ведомой благодаря сцеплению цепи с зубьями звездочек. В связи с вытягиванием цепей по меpe их износа натяжное устройство цепных передач должно регулировать натяжение цепи. Это регулирование, по аналогии с ременными передачами, осуществляют либо перемещением вала одной из звездочек, либо с помощью регулирующих звездочек или роликов.

Читайте так же:
Проверка заземления в частном доме своими руками

Преимущества. Благодаря зацеплению отсутствует скольжение тягового органа. Возможность передачи движения между валами на большие расстояния (до 8М). Меньшие габариты, чем у ременных передач, особенно по ширине. Меньшие нагрузки на опоры валов передачи. Возможность передачи вращения одной цепью нескольким валам. Больший КПД.

Недостатки. Повышенный шум и вибрации вследствие удара звеньев цепи по звездочкам, которые повышаются с увеличением ее скорости. Увеличение шага цепи в процессе эксплуатации в связи с ее износом. Необходимость устройств для натяжения цепей. Отсутствие жидкостного трения в шарнирах увеличивает их износ поэтому необходима смазка периодическая или постоянная. Скорость цепи неравномерна, особенно при малых числах зубьев звездочек, что создает дополнительные динамические нагрузки и колебания передаточного числа.

Сферы применения. Цепные передачи применяют в транспортных, сельскохозяйственных, строительно-дорожных, горных и нефтяных машинах, а также в металлорежущих станках.

По мощности передачи применяются при 100КВт, (в некоторых передачах до 3000КВТ), по окружной скорости — 15М/с, по передаточным числам 7, КПД цепных передач 0,94…0,97.

Геометрический расчет. Центры шарниров цепи при зацеплении с зубьями звездочки располагаются на делительной окружности звездочек, который определяется

Где Р — Шаг цепи; Число зубьев звездочки.

Для приводных цепей зубья звездочек определяют все размеры зубьев, а также диаметр вершин И впадин зубьев этих звездочек (рис. 78).

Минимальное межосевое расстояние Атіп Цепной передачи принимают в зависимости от передаточного числа И Передачи и условия, что угол обхвата цепью меньшей звездочки составляет не менее 120°, т. е. при И< 3:

Где и — диаметр вершин соответственно ведущей и ведомой звездочки, мм.

Геометрия звездочки цепной передачиОптимальное межосевое расстояние цепной передачи

При этом числовой множитель принимают тем больше, чем больше И.

Число звеньев Цепи вычисляют по предварительно принятому межосевому расстоянию а передачи, шагу цепи р и числам зубьев ведущей и ведомой звездочек:

Рис.78. Геометрия звездочки цепной передачи.

Вычисленное число звеньев цепи округляют до ближайшего четного.

Уточняют межосевое расстояние передачи по формуле:

Для обеспечения провисания цепи полученное по формуле (13.6) значение в уменьшают на (0,002. 0,004) А. Длину цепи определяют из равенства:

Схема к кинематическомурасчету цепной передачи.

Кинематический расчет. Звенья цепи, находящиеся в зацеплении с зубьями звездочек, располагаются на звездочке в виде сторон многоугольника (рис.79), поэтому за один оборот ведущей звездочки цепь перемещается на значение периметра многоугольника, в котором стороны равны шагу цепи Р, А число сторон равно числу зубьев звездочки. В следствии того, что звенья цепи располагаются вокруг звездочки По сторонам многоугольника, то скорость цепи переменна.

Колебания передаточного отношения передачи, а значит скорости тем больше чем меньше число зубьев на ведущей звездочке. При выполнении рекомендаций по выбору чисел зубьев звездочек и параметров передачи колебания скорости не превышают 1. 2%, поэтому расчеты выполняют по среднему передаточному отношению и средней скорости цепи. Средняя (за оборот) скорость цепи

Среднее (за оборот) передаточное отношение

Силовой расчет. Окружная сила, которая передается цепью на ведущей звездочке

Где — делительный диаметр ведущей звездочки, с учетом того, что , то окружная сила на ведущей звездочке

Усилие от предварительного натяга цепи от провисания

Где — погонная масса цепи, которая определяется в зависимости от шага цепи (таблица 13.1); — межосевое расстояние в метрах; — коэффициент учитывающий угол наклона оси по центрам звездочек к горизонтальной плоскости

Усилие от центробежных сил на звездочке

Где — средняя скорость цепи в м/с.

Динамическая нагрузка на цепь

Где — коэффициент динамического нагружения, .

В работающей передаче усилие в ведущей ветви:

В ведомой ветви

Цепи приводные роликовые по ГОСТ 13568-75. Размеры в мм.

Характеристики цепных передач

Мощность и КПД. Цепные передачи обеспечивают передачу мощности в широком диапазоне — от долей до 5000 кВт (высокоскоростные передачи с параллельными контурами многорядных цепей). В передачах общего назначения мощность редко достигает 25-50 кВт.
Мощность (кВт) цепной передачи

где F — передаваемая окружная сила, Н; v — скорость цепи; ŋ— КПД передачи.
КПД цепной передачи зависит от силы, передаваемой цепью, и способа смазывания.
Для передач, работающих с номинальной нагрузкой (F > 0,1 QB где QB разрушающая нагрузка цепи), ŋ= 0,95÷0,97 — при постоянном обильном смазывании (масляная ванна, 1 циркуляционное смазывание, масляный туман); ŋ = 0,92÷0,94 — при нерегулярном периодическом смазывании; ŋ = 0,9÷0,92 — при работе без смазки.

Натяжение цепи, динамические нагрузки и давление на опоры. Расчетная сила натяжения (Н) ведущей ветви цепи
Fp=F + F1 + Fдин , (2)

Читайте так же:
Что такое болезни передающиеся половым путем

где F— полезная (окружная) сила, передаваемая цепью, Н; F1 =Fo+Fu сила натяжения ведомой ветви цепи;
Fo— сила натяжения от собственной силы тяжести холостой ветви; Fu сила натяжения от действия центробежных сил; Fдин — динамическая нагрузка.
При известной передаваемой мощности

Натяжение от силы тяжести (Н) при горизонтальном (и близком к нему) положении линии, соединяющей оси звездочек,

где m — масса 1 м цепи, кг; g= 9,81 м/с 2 — ускорение свободного падения; a — межосевое расстояние, м;
f — стрела провисания ветви.
При вертикальном (и близком к нему) положении линии центров звездочек

F = mga . (5)
Натяжение цепи от действия центробежных сил

Fц=mv 2 . (6)
Расчетная динамическая нагрузка, обусловленная неравномерностью движения,

где F дин = λn 2 1J / 90 — динамическая на грузка от неравномерности движения ведомой звездочки и приведенных к ней масс;
F дин = m1n 2 1t / 180 — динамическая на грузка от неравномерности движения цепи;
λ= π / z2 — коэффициент, учитывающий влияние числа зубьев ведомой звездочки;
n1 — частота вращения ведущей звездочки;
J — момент инерции ведомой звездочки и всех сопряженных вращающихся деталей на ее валу;
m1 = am— масса ведущей ветви;
t — шаг цепи;
y — коэффициент, учитывающий влияние упругости и провисания цепи
( ∆y =0,5 при a=30t ; ∆y =0,75 при а=80t).
Центробежная сила на валы и опоры не передается. Нагрузку на них от полезного натяжения и собственной силы тяжести цепи условно принимают равной 1,15 F для горизонтальных передач и 1,05 F — для вертикальных.

Скоростные параметры передачи и выбор шага цепи. Скорость цепи и частоты вращения звездочек ограничиваются износом и прочностью тонкостенных деталей шарниров цепи. С увеличением скорости возрастает суммарный путь трения в единицу времени, а также сила удара шарниров цепи о зубья звездочек, усиливается шум передачи.
Допускаемая скорость цепи зависит от многих факторов, в наибольшей степени от точности цепи, шага ее звеньев, числа зубьев z1 ведущей звездочки, способа смазки.
Скорость цепи обычно принимают не более 15 м/с. При особо благоприятных условиях (высокая точность, малый шаг, большое число зубьев ведущей звездочки, небольшая нагрузка) скорость цепи может достигать 30—35 м/с.
При конструировании передач задают частоту вращения ведущей звездочки, n1 и выбирают число зубьев малой (обычно ведущей) звездочки, после чего, руководствуясь известными зависимостями предельно допустимой частоты вращения от числа зубьев звездочки и шага цепи (рис. 1, табл. 52), выбирают значение последнего. По этим трем параметрам вычисляют скорость цепи (м/с)

где z1 число зубьев малой (ведущей) звездочки; n1 частота ее вращения, мин -1 .
По найденному значению скорости и шагу цепи выбирают способ смазки цепи (табл. 53).

Передаточное отношение и неравномерность вращения ведомой звездочки. При постоянной угловой скорости вращения ведущей звездочки w1 скорость цепи υ, угловая скорость вращения ведомой звездочки w2 и передаточное отношение u = w1/ w2 не остаются постоянными. Это обстоятельство учитывают при расчете передач, к которым предъявляют требования по кинематической точности вращения ведомого вала.

Рис. 1. Зависимости предельно допустимой
частоты вращения звездочки от числа
ее зубьев и шага цепи

При допущении прямолинейности ведущей ветви цепи (рис .2) скорость цепи

u=w1Rcosa,

где а — текущий угол поворота ведущей звездочки относительно перпендикуляра к ведущей ветви.
Так как угол а изменяется в пределах 0 — π /z1, то скорость u при повороте на один угловой шаг колеблется в пределах от umax= w1R1 до umin= w1R1 cos( π /z1).

52. Наибольшие рекомендуемые nр и предельные nпр частоты вращения
малой звездочки передач с роликовыми и втулочными цепями

Примечания:1. При частоте вращения nр число зубьев малой звездочки должно быть
z1 ≥ 15.
2. При частоте nпр число зубьев z1 ≥ 20; необходимы также повышенная
точность изготовления звездочек и монтажа передачи, обильная смазка
и применение цепей повышенной точности и прочности.

Читайте так же:
Что такое стусло фото


53. Способы смазывания цепных передач

Параметры передачиСмазка
Скорость цепи v, м/сШаг цепи t, мм
1,5
1,0
0,5
19,05
25,4-38,1
44,45-50,8
Ручная
через 8-10ч
138,1-50,8Внутришарнирная
4
3
1,6
15,875
19,05-31,75
38,1-50,8
Капельная
8
6
4
15,875
19,05-31,75
38,1-50,8
Масляная ванна
12
10
7
15,875
19,05-31,75
38,1-50,8
Струйная
15
12
8
15,875
19,05-31,75
38,1-50,8
Разбрызгиванием
12
8
31,75
38,1-50,8
Распылением
(масляный туман)

Мгновенная угловая скорость ведомой звездочки

где угол ß меняется в пределах от 0 до π /z2

Коэффициент неравномерности вращения ведомой звездочки при равномерном вращении ведущей звездочки

Среднее передаточное число из условия равенства средней скорости цепи на звездочках z1n1t= z2 n2 t

Максимальное значение передаточного числа ограничивается дугой обхвата цепью малой (ведущей) звездочки и числом шарниров, находящихся на этой дуге. Рекомендуется угол обхвата принимать не менее 120°, а число шарниров на дуге обхвата — не менее пяти-шести. Это условие выполняется при любых межосевых расстояниях а, если u < 3,5, а при u > 7 величина авыходит за пределы оптимальных. Поэтому обычно принимают u ≤ 6 и лишь в исключительных случаях u = 7 . 10.

Рис. 2. Кинематическая схема цепной передачи (a) и график скорости цепи (б)

Параметры исходного цепного контура. Предпочтительны двухзвездные передачи с горизонтальным или близким к нему расположением линии, соединяющей оси звездочек. Рекомендуется избегать вертикального расположения ведомой ветви, так как при этом уменьшается ее натяжение от силы тяжести [см. (4) и (5)] и ухудшается зацепление.
Ведущей может быть как верхняя, так и нижняя ветвь. Однако в передачах с малым расстоянием между осями звездочек (а < 30t при u > 2, во избежание захлестывания ведомой ветви, а также в горизонтальных передачах с а > 60t и малым числом зубьев звездочек, во избежание соприкосновения ветвей, ведущей должна быть верхняя ветвь. При малых расстояниях между цепью и стенками картера, наоборот, ведущей целесообразно делать нижнюю ветвь.
Число зубьев звездочек. С уменьшением числа зубьев возрастают нагрузки в шарнирах и путь трения при их повороте, увеличивается неравномерность движения и скорость удара шарниров о зубья звездочек, снижается долговечность передачи, усиливается шум. Поэтому предельно допустимые минимальные значения чисел зубьев zmin=7 нежелательны даже для тихоходных и малонагруженных передач.
Для силовых передач общего назначения минимальное число зубьев

Для обеспечения равномерного износа зубьев звездочки и самой цепи при обычно принимаемом четном числе звеньев в контуре значение z1, вычисляемое по этой зависимости, округляют до ближайшего большего из ряда: 13, 15, 17, 21, 23, 25; при этом предпочтение отдают простым числам (13, 17, 23 и т.д.).
Для высокоскоростных передач с v > 20 м/с принимают zmin ≥ 35. Максимальное число зубьев большой (обычно ведомой) звездочки может достигать z2 = 120 и более. Максимальное число зубьев звездочки лимитирует предельно допустимое увеличение шага цепи по зацеплению ∆y %. При заданном значении ∆y % наибольшее число зубьев большой (обычно ведомой) звездочки

где D — диаметр ролика цепи (для втулочных цепей — диаметр втулки).
Расстояние между осями (центрами) звездочек. Минимальное расстояние между осями звездочек, мм: при u 3

при u > 3 (из условия обеспечения угла обхвата цепью малой звездочки ≥ 120°)

Оптимальное межосевое расстояние

а = (30 . 50) t. (18)

Значение а рекомендуется принимать в пределах

amin а < 80t (19)

Число звеньев в контуре двухзвездной передачи

где a — предварительно выбранное расстояние между осями звездочек.
Значение, вычисленное по (20), округляют до ближайшего большего четного числа W, имеющего с числами зубьев звездочек z1 и z2 меньшие общие делители (например, 2). Четное число звеньев в контуре позволяет избежать применения переходных звеньев. После уточнения числа звеньев в контуре уточняют требуемое расстояние между центрами звездочек:

и определяют длину контура W t.

Дополнительные источники

1. Готовцев А.А., Котенок И.П. Проектирование цепных передач. Справочник. М.: Машиностроение, 1982.
2. Справочник по расчету и конструированию втулочных и втулочно-роликовых цепных передач / Г.А. Романовский, М.В. Окунев, М. Б. Блонский и др. М.: Машиностроение, 1966.
3. Машиностроение. Энциклопедия в 40 томах. Т. IV-1. Детали машин. Конструкционная прочность. Трение, износ, смазка. Под ред. Решетова Д.Н. М.: Машиностроение, 1

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector