Montagpena.ru

Строительство и Монтаж
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Микрофонный предусилитель с фантомным питанием

Преамп «2 in 1»

Для записи в домашних условиях как бывает обычно мне потребовался микрофонный предусилитель, притом желательно с балансным входом и фантомным питанием для уже приобретенного мной конденсаторного микрофона. Опять же я рассмотел множество вариантов: возможно купить отдельно преамп стоимостью примерно 3500 рублей (даже ламповый); возможно и как вариант взять недорогой микшерный пульт с небольшим количеством каналов (для записи в домашних условиях достаточно); собрать самому по проверенной схеме в инете. Я конечно же остановился на последнем варианте. 1-ый не устраивал — как неприемлемый по соот. цена качество; 2-ой — как ненужная функциональность с дополнительными входами (учитывая что приходится всегда писать отдельно по трекам используя максимум один микрофон).

Выбор схемы

Рассмотрев разные варианты микрофонного преампа схем я в итоге остановился на этой — «Low Noise Balanced Microphone Preamp By Phil Allison» (обратите внимание на номер проекта!! ). Схема сама повторяет почти все схемы микрофонного преампа в фирменных микшерных пультах, т.е. она собрана на 4-х транзисторах и 1-м ОУ. Есть и другие варианты типичных схем; их можно посмотреть здесь . Вот еще варианты на схем на 3-х ОУ и на базе одной микросхемы здесь .
Так как я собирался делать микрофонный предусилитель с фантомным питанием, то на входа преампа по схеме «Low Noise Balanced Microphone Preamp By Phil Allison» дополнительно добавляются конденсаторы и диоды для защиты от перегрузки. Например как здесь . Я эту схему по входам немного изменил (приведу позже).

Процесс сборки преампа «2 in 1»

Вначале статьи я не объяснил почему преамп, кот. я планировал собирать является как бы 2 в 1-м (2 in 1). Так вот, дело в том что я планировал сборку 2-х преампов для записи — микрофонного и басового, притом разместить их в одном корпусе. Сборку соот. делал поэтапно:
1 этап — сборка общего блока питания для 2-х преампов, БП фантомного питания (для конденсаторного микрофона);
2 этап — басовый преамп;
3 этап — микрофонный преамп и общее оформление преампов в одну коробку.

1 этап. Первое чем я занялся — это сделал БП для схемы преампа на 9-24 В, также изготовил фантомное питание на 47 В. Схемы этих БП думаю приводить нет особого смысла. Схема БП на 9-24 В типичная, единственное мое добавление — это возможность регулировки его вых. напряжения в пределах 9-24 вольт за счет стабилизатора на LM317. Подобные схемы я уже выкладывал в статье здесь .
БП для фантомного питания тоже изготовил стандартный из транса, диодного выпрямительного моста и электролитического конденсатора. Единственной небольшой проблемой был поиск понижающего трансформатора на 220/47 В, здесь даже подойдет транс небольшой мощности на 15-20 Вт. Фото БП приведены позже.

2 этап. Далее как я и планировал ранее, сделал басовый переамп. Он тоже был необходим для записи и я решил микрофонный и басовый преамп засунуть в одну коробочку для экономии места и для удобства использования. Схему для преампа взял уже проверенную и опробованную мной ранее. По этой схеме я уже как то доработал свой бас – это схема онборд преампа для баса . В этой статье ее подробное описание. Данную схему онборд преампа я немного упростил — убрал один полевой транзистор и переключатель для выреза средних частот. Этого было достаточно, учитывая что писать планировалось через этот преамп бас-гитары разного качества и исполнения (для различных групп и не для своего баса).

Читайте так же:
При помощи ленточного транспортера

3 этап. Далее — сборка микрофонного преампа. Как писалось ранее за основу преампа я взял схему «Low Noise Balanced Microphone Preamp By Phil Allison», немного ее изменив (заменил несколько конденсаторов по питанию). Схема приведена ниже.

Схема для обеспечения фантомного питания для данного микрофонного преампа (свой доработанный вариант).

Готовую печатку для данной схемы преампа я к сожалению не нашел в инете, поэтому пришлось делать печатную плату самому с нуля. Если кого заинтересовала данная схема свой вариант печатки выкладываю здесь . Единственное что может не устроить — я делал печатку уже под соот. размеры подобранных мной радиодеталей. Далее думаю нет смысла описывать сам процесс сборки. Все станет ясно из приведенного ниже фотоотчета.

В конце статьи я решил написать кое-какие выводы после испытания и использования данного, сделанного мной, девайса. В целом микрофонным преампом я остался доволен. Уровень шумов достаточно низок (при записи через микрофонный вход звуковой карточки шумов и наводок в разы больше); появилась наконец возможность писаться используя конденсаторный микрофон, что повысило качество особенно при записи акустических инструментов и вокала. Запись с динамического микрофона тоже заметно улучшилось. Видимо из-за уже правильного согласования входов и выходов преампа и звуковой карточки исчез сильный провал высоких и средних частот в АЧХ. Помимо этого стало удобнее писаться самому и писать других; стало проще с коммутацией эффектов и инструментов. В общем пока особых нареканий в процессе использования не было — все работает стабильно и надежно. Даже не жалею что не потратил деньги на фирменный микрофонный преамп или микшерный пульт. Возможностей собранного преампа мне при домашней записи вполне хватает для реализации различных творческих идей.

Дополнение к статье

Решил дополнить свою статью в связи с последующей доработкой данного преампа. Думаю эта дополнительная информация вам пригодится. После использования и эксплуатирования данного преампа выявились кое-какие недостатки, и я решил доработать микрофонный преамп немного изменив его эл. схему.

Основные недостатки существующей (до доработки) эл. схемы:
Ручка «Gain» слишком чувствительна к регулировке и начинает хоть как то менять чувствительность ближе к концу диапазона регулятора (решаемо заменой переменника VR1 и резистора R14)
Выходной сигнал с микрофонного преампа слишком маловат по уровню (решаемо путем заменой резисторов R10; R11; R12; R13 на выводах ОУ TL072)

Помимо замены эл. элементов в схеме, приведенных выше, я сделал еще кое-какие доработки. Во-первых заменил электролитический конденсатор С1 на 10 МкФ на пленочный советский серии К73. Это должно как то улучшить качество сигнала (многие спецы советуют менять по возможности все электролит. конденсаторы на пути сигнала на другие конденсаторы с более лучшими характеристиками). Так же поменял конденсаторы по питанию C4;C5 с более большей емкостью (думаю это никак не может повредить). Помимо этого на балансном входе преампа установил переключатель меняющий фазировку для сигнала с микрофона (скорее для удобства использования). Доработанную схему привожу ниже.

Читайте так же:
Сферотокарный станок с чпу

КАК ВЫБРАТЬ МИКРОФОННЫЙ ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ?

Это компонент, который принимает входящий аудиосигнал и усиливает его до необходимого уровня. Это необходимо, поскольку микрофоны в массе своей формируют чрезвычайно слабый сигнал, который просто «не дотягивает» до рабочего уровня конечного устройства. Предусилитель и готовит микрофонный сигнал к обработке или воспроизведению, усиливая его до уровня линейного.

Как и когда используется данный прибор?

Основной составляющей звукозаписи является достижение оптимального уровня сигнала. Под сказанным принято понимать уровень наибольшего показателя сигнала при условии отсутствия искажающих перегрузок. Как раз при оптимальном уровне сигнала мы получаем возможность добиться лучшего соотношения мощности полезного сигнала к мощности побочных шумов. Но у многих пользователей может возникнуть резонный вопрос: сейчас на многих микшерах и аудиоинтерфейсах имеются специально встроенные предусилители – зачем же в таком случае нужен еще один отдельный предусилитель для микрофона?

Хороший вопрос! А ответ на него достаточно прост. Микрофонные предусилители гарантируют более высокое качество звука, нежели встроенные в устройства. Профессиональный предусилитель всегда имеет свое уникальное звучание, легко подбираемое под имеющийся микрофон. Модели топового уровня наглядно покажут степень такого преимущества.

Виды микрофонных предусилителей

  • Ламповый и транзисторный

Предусилители можно встретить лампового и транзисторного типа. Применение ламп обусловлено возможностью придать звучанию эффекта «бархатности». Распространено негласное мнение, что лампы живее и теплее своих транзисторных аналогов, однако эта «теплота» звучания влияет и на итоговую стоимость устройства. Цена транзисторного предусилителя, как правило, дешевле. Впрочем, дорогое и качественно исполненное транзисторное устройство все равно лучше, чем ламповый предусилитель «среднего» уровня.

  • Моделирующий

В предусилителях моделирующего типа сохранена «теплота», «бархатность» и другие особенности лампового усилителя. Плюс к этому звук моделируется при помощи «цифры». Данные устройства также делятся на «прозрачные» и «окрашивающие». Такое деление обусловлено влиянием на звуковой сигнал.

  • «Окрашивающий» преамп

Данный тип оборудования предпочитают применять звукорежиссеры, разыскивающие неподражаемое звучание микса. «Окрашивающий» предусилитель как раз может предоставить такой шанс, придав звуку необычное звучание.

  • «Прозрачный» преамп

У звукорежиссеров, о которых мы сказали выше, есть и принципиальные оппоненты – многие звукоинженеры ставят во главу угла свою заинтересованность получить первозданное звучание без побочных примесей. Оптимальное решение при таком подходе – прямой провод с усилением. То есть требуется предусилитель с наиболее коротким путем от входа до звукозаписывающего оборудования. Чаще всего это транзисторные бестрансформаторные устройства.

  • Трансформаторный и безтрансформаторный

Выражаясь предельно понятно, тот преамп можно считать трансформаторным, в установке которого имеется трансформатор. Если он отсутствует, значит, мы имеем дело с безтрансформаторным преампом. Для трансформаторных устройств характерно более «жирное» звучание, в связи с этим любителям «прозрачности» такие устройства вряд ли подойдут.

Выбираем микрофонный предусилитель

Итак, на что следует обратить первоочередное внимание при подборе под свою задачу микрофонного предусилителя? Главный критерий, от которого необходимо отталкиваться – это, безусловно, звук. Однако существуют и другие факторы, которые могут иметь веское значение.

  • Число входов
Читайте так же:
Расчет скорости по передаточным числам кпп

Все просто: большее количество каналов – большее число микрофонов можно записать одновременно.

  • Низкочастотный фильтр

Есть возможность воспользоваться микрофонными предусилителями, оснащенными спецфильтрами, обрезающими частоты ниже уровня 20-200 Hz? Помехи низкочастотного характера в этом случае будут устранены.

  • Предусилитель с фантомным питанием

Фантомным питанием привычно обладает большинство устройств рассматриваемого вида, но не станет лишним убедиться в этом по факту. Данный вид питания является самым оптимальным для функционирования конденсаторных микрофонов.

  • Интегрированный лимитер

Возможен ряд случаев, когда микрофонный предусилитель с встроенным лимитером будет продуктивен. Например, если сигнал с предусилителя посылается на вход аудиокарты. Это избавит от нежелательных перегрузок. Но следует Вас предупредить, что в большинстве подобных ситуаций Вы без явной необходимости переплачиваете за интеграцию данных устройств.

  • Индикатор уровня

Несмотря на то, что это необязательная составляющая предусилителя, рекомендуется опробовать его практически, и Вы непременно убедитесь в полезности данного устройства.

  • Переключатель фазы

Если существует потребность делать запись с многих микрофонов, то переключатель фазы будет однозначно полезен.

  • Микрофонный предусилитель с эквалайзером

Эквалайзер все чаще встречается на современных моделях. Опцию нельзя причислить к разряду первой необходимости. Опробуйте – и примите решение, насколько необходима данная функция именно Вам.

Микрофонный предусилитель ROLLS MP13

Этот маленький предусилитель я много лет использую в своей студии как дополнительный микрофонный преамп. Много раз он меня здорово выручал, когда не хватало дополнительного микрофонного входа или на выездной записи. В последнее время я на постоянной основе использую эту коробочку на своем втором рабочем месте, где я создаю видео для своих YouTube каналов. Через ROLLS подключен к звуковой карте мой микрофон AKG C-535

У меня «фирменный» американский преамп, точно такой, как на этой фотографии. Оказалось, что принципиальная схема устройства очень проста для повторения и не содержит малораспространенных компонентов. Поэтому я советую этот мини-преамп для повторения радиолюбителями, которые ищут схему простого но качественного микрофонного предусилителя профессионального качества.

Итак, Rolls MP13 — это малогабаритный микрофонный предусилитель, выполненный в виде отдельного устройства с питанием от сетевого адаптера. В устройстве используется профессиональная балансная схема подключения микрофона (как в микшерных пультах), основанная на схеме прецизионного измерительного усилителя студийного класса. Прекрасное прозрачное звучание звучание ставит этот преамп рядом с дорогими суперпрофессиональными устройствами.

Одно из достоинств этого преампа — наличие разнообразных гнезд для подключения внешних устройств (микрофонов, микшерных пультов, усилителей, компрессоров и т.д.)

Конечно же, имеется стандартный сбалансированный XLR-F разъем для подключения микрофона и стандартный XLR-M разъем на выходе преампа. Кроме того есть обычный мультимедийный разъем 3.5 мм который можно использовать для подключения «компьютерных» электретных микрофонов. В случае с компьютерными микрофонами я бы сделал небольшую доработку узла 3.5 мм джека, чтобы уменьшить чувствительность и снизить питающее напряжение, подаваемое на такой микрофон. Как это сделать я расскажу позже.

Кроме XLR разъема, на выходе преампа имеется еще и стандартное гнездо под четвертьдюймовый джек.

Читайте так же:
Самодельная пиноль для сверлильного станка

Фантомное питание микрофонов, которое обеспечивает схема этого предусилителя меньше стандартного +48 вольт. Оно составляет +24 вольта. Но все микрофоны прекрасно работают с таким уровнем напряжения фантомного питания.

Принципиальная схема преампа Rolls MP13. Кликните на схеме чтобы её увеличить (откроется в новом окне браузера)

Схема преампа сравнительно проста и содержит всего две микросхемы — два сдвоенных операционных усилителя 4580. ОУ 4580 можно с успехом заменить малошумящими и широко распространенными NE5532. На двух ОУ первой микросхемы собран собственно симметричный микрофонный усилитель, усиливающий сигнал микрофона, подключенного к разъему XLR J2 или 3.5 mm гнездо J1. Фантомное питание подается на микрофон, как и положено по стандарту, через два резистора R1 и R2 сопротивлением 6.8 к. напряжение фантомного питания +24в создается в специальном преобразователе напряжения, о нам чуть позже. Регулятор чувствительности Gain — потенциометр P1 сопротивлением 10 к и обратной логарифмической зависимостью (группы C).

На втором сдвоенном ОУ собраны инвертор выходного сигнала и преобразователь напряжения +24в для фантомного питания. Инвертор необходим для получения противофазного напряжения для создания симметричного (сбалансированного) выходного сигнала. Это — обыкновенный инвертирующий усилитель на ОУ с коэффициентом усиления, равным единице

На ножку 2 выходного XLR разъема сигнал подается непосредственно с выхода микрофонного усилителя (на первой микросхеме), а на ножку 3 разъема — через это самый инвертирующий повторитель. Таким образом на выходе мы имеем стандартный сбалансированный (симметричный) сигнал. Кроме того, симметричный выходной сигнал дополнительно подается и на гнездо четверть дюймового джека J3.

На другой половинке второй микросхемы собран преобразователь напряжения 24в для фантомного питания. Это обычный генератор на ОУ, на выходе которого включен выпрямитель с удвоением напряжения на диодах D4 и D5. На конденсаторе C12 получается удвоенное напряжение питания. Включать и отключать фантом можно выключателем SW1.

Это — узел индикации перегрузки Clip. Он собран на транзисторе Q1. При превышении некоего порога напряжения на входе транзистор открывается и включает светодиод D3. Порог можно подобрать резистором R20.

Это — узел питания устройства. В качестве стабилизатора использован распространенный регулятор напряжения типа 7812 на напряжение 12 вольт, на вход узла питания можно подавать постоянное напряжение от 14 до 24 вольт от сетевого адаптера. На выходе микросхемы 7812 включен делитель напряжения R22, R23, C14, который создает «искусственную среднюю точку», необходимую для правильной работы операционных усилителей. Светодиод D7 индицирует наличие напряжения питания.

И в заключении о подключении компьютерного (предназначенного для входов звуковых карт) электретного микрофона к этому преампу. В принципе, я подключал такой микрофон напрямую в разъем 3.4 мм, и микрофон работает, однако напряжение питания слишком велико для такого микрофона, который рассчитан на работу от питания 3 — 3 вольта, которое присутствует на микрофонных входах звуковых карт компьютеров. Кроме того в таком прямом включении с электретного микрофона сигнал был слишком велик, даже в минимальном положении регулятора чувствительности присутствовали искажения на громких звуках. Для того, чтобы заставит микрофон работать в нормальном режиме подключать его нужно через простой делитель напряжения, собранный по этой схеме:

Читайте так же:
Отвал на мотоблок своими руками чертежи фото

Я сделал такой делитель в виде внешнего переходника. мне понадобилось гнездо, штекер на 3.5 мм и пара резисторов. С таким переходником электретный компьютерный микрофон работает превосходно. Если собирать преамп самостоятельно, имеет смысл добавить эти резисторы в схему самого преампа и избавиться от лишних проводов и переходников, так как профессиональных микрофонов, рассчитанных на подключение через 3.5 мм джек и требующих высокого напряжения питания, вы вряд ли сейчас найдете, за исключением некоторых измерительных микрофонов. Как вариант можно посоветовать в самодельной конструкции установку двух 3.5 мм гнезд одно из которых подключено к схеме через такой делитель напряжения.

dbx 286S микрофонный предусилитель/процессор. Фантомное питание 48В

dbx 286A — одноканальный микрофонный предусилитель с пятью динамическими процессорами, в число которых входят компрессор, де-эссер с регулируемой частотой, энхансер низких и высоких частот, а также экспандер/гейт. Имеется сбалансированный микрофонный вход на разъеме XLR и линейный (phono jack) входы, обрезной фильтр ВЧ на входе (частота среза 80 Гц), фантомное питание 48 В, разрыв для подключения внешней обработки, светодиодные индикаторы входного уровня, глубины компрессии (gain reduction) и перегрузки. Симметричные входы и выходы, встроенный блок питания, дискретные регуляторы.

Пять систем обработки сигнала и микрофонный предусилитель могут функционировать независимо или в любых комбинациях, в соответствии с Вашими потребностями. Прецизионный микрофонный предусилитель имеет широкодиапазонную регулировку входного уровня. Компрессор, работающий в режиме OverEasy, незаметно сглаживает все неровности в вокальном исполнении и незаменим при записи «близкого» рок-вокала. Шипящие звуки в вокале и высокочастотные искажения в звуке тарелок прекрасно удаляются де-эссером с перестраиваемой частотной характеристикой. Блок Enhancer имеет точные регулировки в диапазонах высоких и низких частот. Раздельные регуляторы порога и уровня редакции секции Expander / Gate позволяют полностью отстраиваться от любых внешних помех. Набор измерительных и статусных индикаторов позволяет визуально отслеживать всю работу прибора. На дополнительный 1/4″ TRS джек возможна подача симметричных и несимметричных линейных сигналов для обработки электронных инструментов или аудиоматериала, записанного на ленту. Разрыв (Insert) между микрофонным предусилителем и секциями обработки может использоваться для подключения внешних устройств обработки (например, эквалайзер, задержка и т.д.) или служить отводом сигнала для других целей.

dbx 286 — это мощное дружественное в работе устройство, позволяющее быстро и интуитивно управлять процессом обработки микрофонного сигнала при записи вокала, акустических инструментов, сэмплирования акустических звуков. 286A также позволяет производить эффективную обработку сигнала с электронных инструментов, отдельных дорожек микшера или другого моноисточника.

Технические характеристики dbx 286S микрофонный предусилитель/процессор. Фантомное питание 48В

Специализация: Устройства для обработки звукового сигнала и распределения аудио компрессор dbx, кроссовер dbx
Краткая история: Вряд ли найдется специалист в области профессиональной звукотехники, который бы не слышал о знаменитой американской компании dbx. Её имя уже свыше 30 лет ассоциируется с самым высококачественным оборудованием для обработки звуковых сигналов в профессиональной студийной записи dbx, вещательной индустрии, для озвучивания сценических представлений и концертов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector