Montagpena.ru

Строительство и Монтаж
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подшипники качения

Подшипники качения

Подшипник, согласно ГОСТ 24955-81 — опора, определяющая положение движущихся частей механизма относительно других частей.

В зависимости от характера взаимодействия подвижных и неподвижных элементов подшипника различают подшипники скольжения и качения.

Рассмотрим подробнее устройство, разновидности, особенности подшипников качения.

Шариковый подшипник

Классификация подшипников качения

В зависимости от формы тел качения различают подшипники:

  • Шариковые
  • Роликовые
    • с цилиндрическими роликами
    • с коническими роликами
    • с бочкообразными роликами
    • с витыми роликами
    • с игольчатыми роликами

    По числу рядов различают подшипники:

    • однорядные
    • двурядные
    • четырехрядные

    По возможности самоустановки:

    • несамоустанавливающиеся
    • сферические самоустанавливающиеся

    По направлению воспринимаемой нагрузки:

    • радиальные
    • упорные
    • радиально-упорные

    Устройство подшипников качения

    Устройство подшипника качения

    В общем случае подшипник качения состоит из наружного 1 и внутреннего 1 кольца, на которых могут быть выполнены беговые дорожки (канавки). Между кольцами расположены тела качения 3 (шарики, ролики). Для базирования тел качения внутри подшипника используется сепаратор. Внутренне кольцо устанавливается на валу, наружное — в корпусе (опоре).

    Передача усилий от вала на опоры осуществляется через тела качения.

    Осевые и радиальные нагрузки

    В зависимости от типа, подшипники способны воспринимать радиальные и осевые нагрузки.

    Радиальной называют нагрузку, направленную в радиальном направлении, то есть от центра к наружному диаметру.

    Осевой называют нагрузку, действующую в направлении оси вала.

    Осевая и радиальная нагрузки

    Основные типы подшипников

    Типы и конструктивные исполнения подшипников стандартизованы в ГОСТ 3395-89.

    Шарикоподшипники

    Телом качения в подшипниках данного типа являются шарики, их контакт в идеальном случае — точечный. Шариковые подшипники более быстроходны, чем роликовые.

    Однорядные радиальные шариковые подшипники

    Схема шарикового радиального подшипника

    Подшипники этого типа предназначены для восприятия нагрузки в радиальном направлении.

    За счет размещения шариков в желобе шариковые подшипники способны воспринимать кратковременную осевую нагрузку.

    Благодаря точечному контакту между обоймой е телами качения подшипник обладает наименьшим трением и подходит для высоких частот вращения.

    Двухрядные радиальные шариковые подшипники

    Двурядный шарикоподшипник

    Обладают повышенной грузоподъемностью по сравнению с однорядными подшипниками, но требуют более точной установки.

    Двухрядные шариковые сферические подшипники

    Шариковый двурядный сферический подшипник

    Самоустанавливающиеся подшипники, применяют в конструкциях где возможны смещения осей подшипников друг относительно друга или в случае отсутсвия возможности обеспечения соосности подшипников.

    Обладают меньшей грузоподъемностью по сравнению с несамоустанавливающимися шариковыми подшипниками.

    Шариковые радиально-упорные подшипники

    Шариковый-радиально упорный

    Радиально-упорные подшипники предназначены для восприятия как осевых, так и радиальных усилий.

    Одиночную установку шарикового радиально-упорного подшипника применяют редко, только в том случае если осевая нагрузка всегда действует только в одном направлении. Обычно шариковые радиально-упорные подшипники устанавливают парно, с затяжкой внутренних или внешних обойм.

    Однорядные шариковые упорные подшипники

    Схема подшипника шарикового упорного

    Предназначены для восприятия осевой нагрузки, действующей в одном направлении. Радиальную нагрузку воспринимать не могут.

    Двухрядные шариковые упорные подшипники

    Способны воспринимать осевую нагрузку, действующую в обоих направлениях. Частота вращения ограничена величиной центробежных сил, под действием которых шарики могут смещаться за пределы беговых канавок.

    Упорно-радиальные шариковые подшипники

    Упорно-радиальный подшипник

    Способны воспринимать, как осевые, так и радиальные нагрузки.

    Роликоподшипники

    Телом качения в подшипниках этого типа являются ролики, поверхности ролика и обоймы контактируют по линии (если считать их абсолютно твердыми). Роликовые подшипники обладают большей грузоподъемностью, чем шариковые.

    Радиальные роликовые подшипники

    Радиальный роликоподшипник

    Роликовые подшипники данного типа способны воспринимать высокую нагрузку в радиальном направлении. Их несущая способность в 1,5 — 2 раза выше, чем у шариковых подшипников тех же размеров.

    Подшипники с длинными роликами отличаются меньшими габаритами в радиальном направлении и большей несущей способностью.

    Подшипники с витыми роликами обладают меньшей несущей способностью, но повышенной упругостью.

    Игольчатые подшипники

    Схема игольчатого подшипника

    Особый вид роликовых подшипников с длинными роликами малого диаметра. Игольчатые подшипники предназначения для восприятия очень высоких радиальных нагрузок при небольших частотах вращения.

    Двурядные подшипники с бочкообразными роликами

    Подшипник роликовый сферический

    Самоустанавливающиеся роликовые подшипники. Отличаются от шариковых сферических повышенной грузоподъемностью как в радиальном так и в осевом направлении.

    Конические радиально упорные подшипники

    Конический радиально-упорный подшипник

    Конические подшипники используют при высоких радиальных и осевых нагрузках. Угол конуса наружной беговой дорожки составляет 20-30 градусов. Осевое усилие вызывает высокие нагрузки на ролики.

    Частота вращения конических подшипников ограничена, они требуют точно установки, для чего могут использоваться регулировочные шайбы, прокладки.

    Увеличение угла конуса наружной беговой дорожки позволяет увеличить допускаемую осевую нагрузку.

    Упорные подшипники с цилиндрическими роликами

    Упорный роликоподшипник

    Состоят из колец, роликов и центрирующего сепаратора. Упорные цилиндрические подшипники применяют при низких частотах вращения и высоких нагрузках.

    Упорные с коническими роликами

    Схема упорного подшипника с коническими роликами

    Телом качения являются ролики, вершины которых сходятся на оси подшипника.

    Сфероконические упорные

    Схема сфероконического подшипника качения

    Самоустанавливающиеся подшипники, предназначенные для работы с большими радиальными и осевыми нагрузками. Профили тел качения — бочкообразные.

    Обозначение подшипников качения

    Рассмотрим обозначения стандартизированных подшипников.

    Обозначение подшипников по ГОСТ

    Обозначение состоит из набора цифр, каждая из которых указывает на ту или иную техническую характеристику.

    Для обозначений подшипников с внутренним диаметром до 10 мм используется следующая схема:

    Обозначение подшипников с внутренним диаметро до 10 мм

    Подшипники с внутренним диаметром более 10 мм обозначают следующим образом:

    Схема обозначения подшипников с внутренним диаметром более 10 мм

    Расшифровку обозначения удобно проводить справа налево.

    Первые две цифры справа обозначают внутренний диаметр подшипник. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм указывается цифра диаметра, разделенная на 5. Для подшипников с диаметром меньше 10 указывается одна цифра, соответствующая внутреннему диаметру.

    Для подшипников с внутренним диаметром от 10 до 20 указываются следующие цифры.

    Диаметр отверстия подшипника, ммОбозначение
    1000
    1201
    1502
    1703

    Третья цифра для подшипников с диаметром больше 10 указывает на серию диаметров. При внутреннем диаметре меньше 10 третей цифрой указывается 0.

    Четвертая цифра обозначает тип подшипника.

    • 0 радиальный шариковый однорядный
    • 1 радиальный шариковый двурядный сферический
    • 2 радиальный с короткими цилиндрическими роликами
    • 3 радиальный роликовый двурядный сферический
    • 4 роликовый с длинными или игольчатыми роликами
    • 5 роликовый свитыми роликами
    • 6 радиально-упорный шариковый
    • 7 роликовый конический
    • 8 упорный шариковый
    • 9 упорный роликовый

    Пятая и шестая цифра указывает на конструктивные особенности подшипника.

    Конструктивные исполнения подшипников указаны в ГОСТ 3395 Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения Седьмая цифра справа обозначают серию по ширине:

    • узкие
    • нормальные
    • широкие
    • особо широкие

    Нули в левой части обозначения могут опускаться (не указываться).

    Примеры обозначения подшипников по ГОСТ

    Рассмотрим пример обозначения радиального шарикоподшипника с внутренним диаметром 30 мм, сверхлегкой серии диаметров 9, нормальной серии ширин 1.

    • Первые две цифры справа 30/5=06
    • Третья цифра — серия диаметров — 9
    • Четвертая цифра справа для шарикового радиального однорядного подшипника — 0
    • Пятая и шестаяя цифра 00 — без конструктивных особенностей
    • Седьмая цифра справа — серия ширин — 1

    Получается, что обозначение данного подшипника — 1000906.

    Расшифруем обозначение подшипника 2007108, расшифровку будем проводить справа налево.

    • 08 — цифра указывает на внутренний диаметр подшипника, поделенный на 5, значит диаметр кольца подшипника — 08*5=40мм
    • 1 — серия диаметров 1
    • 7 — роликовый конический
    • 00 — без конструктивных особенностей
    • 2 — серия ширин 2

    Получается, что обозначение 2007108 имеет роликовый конический подшипник серии диаметров 1, серии ширин 2.

    Рассмотрим обозначение подшипника с диаметром меньше 10 — 1000088.

    • 8 — диаметр подшипника меньше 10 мм, цифра обозначает внутренний диаметр подшипника 8 мм.
    • 8 — серия диаметров 8
    • 0 — третья цифра 0, при обозначении подшипников с внутренним диаметром меньше 10
    • 0 — шариковый радиальный однорядный
    • 00 — без конструктивных особенностей
    • 1 — серия ширин 1

    Подшипник 107, для расшифровки удобнее записать 0 00 0 107.

    • 07 — внутренний диаметр 35
    • 1 — серия диаметров 1
    • 0 — шариковый радиальный однорядный
    • 00 — без конструктивных особенностей
    • 0 — серия ширин 0

    Обозначение подшипников по ISO/DIN

    Обозначение импортных подшипников основано на тех же принципах, что и обознчаение по ГОСТ.

    Обозначение подшипников качения по ISO DIN

    Если расшифровывать обозначение справа налево, первая цифра (или первые две цифры) указывает на внутренний диаметр. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм указывается цифра диаметра, разделенная на 5.

    Для подшипников с диаметром меньше 10 указывается одна цифра, соответствующая внутреннему диаметру. Соответствие цифр диаметрам подшипников от 10 до 20 указано в таблице.

    Вторая справа цифра указывает на серию ширин, третья — серия диаметров, четвертая — тип подшипника:

    • 0 — шариковые радиально-упорные
    • 1 — шариковые сферические
    • 2 — роликовые сферические
    • 3 — роликовые конические
    • 4 — шариковые радиальные двурядные
    • 5 — шариковые упорные
    • 6 — шариковые радиальные однорядные
    • 7 — шариковые радиально-упорные
    • 8 — роликовые цилиндрические упорные
    • C — роликовые тороидальные
    • N — роликовые цилиндрические
    • QJ — шариковые с четырехточечным контактом
    • T — роликовые конические по ISO 35

    После обозначения может указываться суффикс, свидетельствующий о наличии конструктивных особенностей, например:

    • Z — наличие защитного кольца с одной стороны
    • ZZ — Наличие защитного кольца с двух сторон

    Перед базовым обозначением может находится префикс, указывающий на тип и профиль подшипника, например:

    Применение подшипников качения

    Принцип вращения и перемещения по типу качения использовался людьми во все времена, поскольку это менее энергозатратно и не так изнашивает контактные поверхности, как трение скольжения. Во всех устройствах, связанных с электричеством, транспортных средствах, в промышленном оборудовании ― присутствуют именно подшипники качения, особенности которых определяют работу узлов вращения.

    В данном материале рассмотрим где применяются подшипники качения разных видов.

    Где применяются подшипники качения? ― Везде!

    Назначение подшипников качения определяет устройство их деталей и исполнение. Размерная серия и габариты соответствуют конкретным нагрузкам узла вращения.

    Подшипники качения, применение согласно конструкциям и исполнениям:

    A — шариковый радиальный со штампованным стальным сепаратором: применяются в узлах со средней статической (кг/кв.см) и средней динамической (об/мин) нагрузкой без осевого воздействия, без вибрации; не рассчитаны на нарушение соосности и биение, поэтому устанавливаются с жесткой фиксацией в корпусе или в комплексе с другими подшипниками; используются в электродвигателях, генераторах, вентиляторах, станках.

    B — шариковый радиально-упорный с полиамидным сепаратором: контактные поверхности колец расположены под углом друг относительно друга, что позволяет подшипнику воспринимать умеренные радиально-осевые нагрузки; используется в энергетике, на транспортных средствах, в промышленном оборудовании.

    C — шариковый сферический: рассчитан на скоростное вращение в условиях подвижности (гибкости) вала и нарушении соосности; имеет радиальное “призвание”, но выдерживает минимальное осевое воздействие; используется на транспорте, добывающем и промышленном оборудовании.

    D — двухрядный шарикоподшипник: предназначен для нагруженных узлов радиального высокоскоростного вращения; требует жесткости фиксации и соосности; устанавливается в компактных узлах, где нет места для размещения двух однорядных подшипников.

    E — закрепляемый шарикоподшипник с торцевыми уплотнениями: за счет увеличенного внутреннего кольца прочно фиксируется на валу стопорными винтами/шпильками; рассчитан на умеренные радиальные нагрузки; уплотнения типа 2RS позволяют устанавливать такие модели в узлах, подверженных запылению, влажности ― на сельхозтехнике.

    F (тип NU), G (тип NJ), H (тип NUP), I (тип N) — разъемные роликовые однорядные радиальные цилиндрические подшипники с разными исполнениями направляющих бортов на наружном и внутреннем кольцах: выдерживают высокие статические и динамические радиальные нагрузки; разъемная конструкция допускает последовательный монтаж и взаимозамену колец; компенсируют небольшие осевые смещения вала/корпуса в одну/обе стороны; устанавливаются на тяжелых электродвигателях, производственных машинах.

    J — двухрядный роликовый, без направляющих бортов на наружном кольце: рассчитан на особо тяжелые статические и средние динамические нагрузки в компактных узлах, где нет места для установки двух однорядных; допускает двусторонние смещения корпуса и последовательный монтаж.

    K — однорядный роликовый конический: воспринимает комбинированную радиально-осевую нагрузку; рассчитан на высокую статическую и среднюю динамическую нагрузку, разъемный, часто применяется на различных транспортных средствах.

    L — игольчатый подшипник: воспринимает исключительно радиальную нагрузку при высокоскоростном вращении легких компактных узлов; малая высота поперечного сечения при жесткой конструкции; есть как разъемные, так и неразъемные модели; есть варианты игольчатых подшипников без внутреннего кольца, или вообще без колец.

    M — тороидальный роликоподшипник: сочетает компактность корпуса с высокой грузоподъемностью и возможностью самоустанавливаться, компенсируя смещения (биения) вала; обладает износоустойчивостью при высоких нагрузках; устанавливается в машинах с вибрацией.

    N — сферический роликовый подшипник: обладает возможностью компенсировать отклонения вала на 1-2 градуса при высокой статической нагрузке и быстром вращении.

    O — двухрядный конический радиально-упорный: воспринимает среднюю радиальную и двустороннюю осевую нагрузки при большом отягощении компактного узла; устанавливается в буксах ж/д транспорта.

    P — упорный шариковый: устанавливается для восприятия осевой нагрузки при поворотах в одном направлении; разъемная конструкция для последовательного монтажа; применяется на транспорте, в поворотных устройствах, домкратах.

    Q — упорный конический подшипник с латунным сепаратором: предназначен для восприятия тяжелых осевых нагрузок в компактных подъемно-поворотных устройствах, в роботостроении; имеют жесткий ход и высокую износоустойчивость, выдерживает вибрацию, удары.

    R — сфероконический упорно-радиальный: воспринимает комбинированные нагрузки с большим отягощением как в осевом, так и радиальном направлениях; сочетает разъемную конструкцию с возможностью компенсировать нарушения соосности в самых тяжелых условиях.

    S — упорный цилиндрический роликоподшипник: воспринимает тяжелую осевую и ударную нагрузки в поворотных устройствах; жесткая компактная разъемная конструкция.

    T — упорный цилиндрический подшипник без колец: сверхкомпактная конструкция; устанавливается в поворотные опоры, контактные поверхности которых могут выполнять функции колец.

    U — комбинированный подшипник: применяется в компактных узлах, заменяет сочетание отдельных однорядных.

    Сдвоенные упорные подшипники рассчитаны на осевую нагрузку при поворотах в обоих направлениях.

    Корпусные подшипники качения комплектуются корпусами различных типов и применяются в технике легкой промышленности, сельского хозяйства.

    Зачем нужны подшипники?

    Вспомните: волочить какой-либо тяжелый предмет по скользкой, мокрой глине значительно легче, чем по сухому, шероховатому асфальту. А если приходится волочить по асфальту, то лучше подкладывать под предмет какие-нибудь катки. На языке техники это значит, что уменьшить трение можно, заменив сухое трение жидкостным трением скольжения или трением качения.
    Опорные участки вала – их называют шипами или шейками – протачивают, шлифуют и помещают в специальные опоры – подшипники, которые разделяются на 2 основные группы: подшипники качения и подшипники скольжения.

    подшипники скольжения состоят из корпуса с отверстием и запрессованной в него втулки, а чаще – из разъемного корпуса и вкладышей. При сборке вал кладется отшлифованными шейками на нижние половинки вкладышей и накрывается верхними половинками.

    Благодаря тому, что трущиеся детали делают всегда из разных материалов ( валы – из черных металлов, вкладыши — из бронзы или другого сплава), трение значительно снижается. Но этого мало. На внутренней поверхности вкладышей имеются бороздки, по которым растекается смазка. Как только вал начинает вращаться, он затягивает под шейки частицы масла. Постепенно между валом и вкладышами образуется масляная пленка, она приподнимает вал, и он вращается, уже не касаясь поверхности вкладышей. Так сухое трение заменяется жидкостным.

    При больших частотах вращения даже трение жидкостного скольжения вызывает сильный нагрев подшипника. Его надо охлаждать, и это обязанность также поручается маслу. В одних подшипниках устраивают масляную ванну, а на вал надевают кольца, которые, вращаясь, подают свежее масло из ванны на шейку вала. В другие подшипники непрерывно подают масло при помощи специальных насосов. Масло одновременно и смазывает трущиеся поверхности, и охлаждает их. Обеспечить надежную работу подшипников скольжения не просто: они требуют повседневного ухода.

    Значительно надежнее и удобнее в эксплуатации подшипники качения. В таких подшипниках стальные шарики ( шариковые подшипники) или ролики ( роликовые подшипники) катятся по канавкам колец, поставленных между вращающимися валом и неподвижной опорой. На преодоление трения в шариковых подшипниках тратится всего несколько тысячных долей общей нагрузки на вал. Смазывать их надо густым маслом только при очередных ремонтах машин.

    Решая вопрос о том, какому виду подшипников отдать предпочтение, надо учитывать, что подшипники скольжения плохо работают при трогании с места, пока не образовалась масляная пленка (к тому же при резких толчках на валу эта пленка легко нарушается). Подшипники качения, наоборот, хорошо работаю при трогании с места. Но и у них есть недостаток: они плохо переносят очень большие нагрузки, когда давление на шарики или ролики оказывается чрезмерно большим. Поэтому для каждого узла машины подбирается соответствующий тип подшипника. И это необходимо учитывать, когда строишь различные модели.

    В обычных электродвигателях, как правило, устанавливают шариковые подшипники; в редукторах подъемных кранов, в колесных парах железнодорожных вагонов – роликовые. А в любом автомобиле много различных видов подшипников: коленчатый вал опирается на подшипники скольжения, полуоси передних колес – на шариковые, вал ведущей шестерни главной передачи – на конические роликовые и т.д.

    Для мощных авиационных двигателей, гигантских прокатных станов и других машин, валы которых испытывают очень большие и часто изменяющиеся нагрузки, применяют игольчатые подшипники. У них между кольцами находятся обильно смазанные тонкие стальные иглы. Сначала такой подшипник работает как роликовый – иглы катятся по поверхности колец. При увеличении скорости вала иглы перестают катиться и вместе с маслом образуют внутренне кольцо, которое скользит между стальными кольцами подшипника. Игольчатый подшипник сочетает достоинства подшипников скольжения и подшипников качения.

    Уменьшить трение можно и другими способами. Вы, вероятно, слышали о судах на воздушной подушке. Нагнетаемый сильным вентилятором поток воздуха поступает под днище судна и создает там давление, приподнимающее судно над водой. Увлекаемое воздушным винтом, такое судно легко скользит по поверхности воды как бы на воздушной подушке.

    На опытах по электричеству в школе вам, наверное, приходилось видеть, как под действием магнитного поля металлическое кольцо приподнимается над сердечником сильного электромагнита. Оно как бы лежит на невидимой магнитной подушке.

    Значит, воздушная и магнитная подушки могут уменьшать трение в различных механизмах. Подшипники с воздушным трением находят применение в небольших воздушных (или газовых) турбинах, приводимых в движение сжатым воздухом. Эти турбины имеют очень большие частоты вращения, необходимые для создания прочной воздушной подушки между вращающимися частями и опорой. Здесь воздух одновременно приводит в движение турбину, «смазывает» её и охлаждает.

    Подшипники качения

    Существуют много типов подшипников качения (рис. 9.36, а—з) : по направлению воспринимаемой нагрузки — радиальные (а, б, г, е), упорные (ж, з) и радиально-упорные (в, д); по форме тела качения — шариковые (а, ж, з), роликовые с цилиндрическими (б), коническими (в), бочкообразными (г, д) и игольчатыми (е) роликами; по числу рядов тел качения — однорядные (а, б, в, г), двухрядные (д) и многорядные, одинарные (з) и двойные (ж). Кроме того, их выпускают сверхлегкой, особо легкой, легкой, средней и тяжелой серий по диаметру, обозначаемых одной из цифр: 7, 8, 9, 1, 7, 2, 3, 4 и 5 в порядке увеличения размера наружного диаметра подшипника при одинаковом внутреннем диаметре, и узкой, нормальной, широкой или особо широкой серий по ширине (высоте), обозначаемых одной из цифр: 7, 8, 9, 0, 1, 2, 3, 4, 5 и 6 в порядке увеличения размера ширины или высоты ГОСТ 3478—79* (СТ СЭВ 402—84).

    На рис. 9.37 показаны однорядные радиальные шариковые подшипники для вала d=45 мм различных серий по наружному диаметру (слева направо) — особо легкой серии, легкой, средней и тяжелой, и узких по ширине, выпускаемых по ГОСТ 8338—75* (СТ СЭВ 3795—82).

    Различны марки материалов, из которых их изготовляют (например, из сталей марок ШХ15, ШХ15СГ и др.), различны степени точности, покрытия, термообработка и некоторые другие параметры. Все эти особенности могут быть отражены в условном обозначении подшипника качения. Основное условное обозначение состоит из семи цифр, отсчитываемых справа налево.

    Первые две цифры определяют внутренний диаметр подшипника, как частное от деления на 5. Так, например, для d=400 мм в условное обозначение войдет число 80; для подшипника, показанного на рис. 9.38, войдет число 08. Третья цифра характеризует серию по D.

    Изображение и обозначение передач и их составных частей

    Пусть в данном примере легкая серия диаметров 2. Вносим ее в условное обозначение: 208. Эта серия совместно с серией ширин определяет основные размеры подшипника — D и В. Четвертая цифра характеризует тип подшипника по направлению воспринимаемой нагрузки и формы тела качения, обозначаемый, согласно табл. 3 ГОСТ 3189—89, цифрой от 0 до 9. Так, например, шариковый радиальный обозначают цифрой 0, роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами — 2, роликовый игольчатый — 4, шариковый упорный — 8, роликовый конический — 7 и т. д. Дополняем обозначение четвертой цифрой: 0208.

    Изображение и обозначение передач и их составных частей

    Пятая и шестая цифры определяют конструктивную разновидность подшипника, обозначаемую по ГОСТ 3395—89 от 00 до 99. В данном примере радиальный шариковый подшипник имеет одностороннее уплотнение. Его обозначение — 16, выпускают по ГОСТ 8882—75* (СТ СЭВ 3793—82). Дополняем обозначение: 160208 ГОСТ 8882—75*.

    Изображение и обозначение передач и их составных частей

    Седьмая цифра определяет серию ширин, в данном примере— 3 (широкая). Вносим ее в обозначение: 3160208 ГОСТ 8882—75, которое наносят на торцовой (нерабочей) поверхности

    Изображение и обозначение передач и их составных частей

    подшипника. Нулевые обозначения, расположенные левее последней значащей цифры, не указывают. Пусть 0 — обозначение типа подшипника, 00 — конструктивной разновидности, 0 — серии ширин. Тогда условное обозначение будет состоять из трех цифр, например 204 ГОСТ 8338—75 (см. рис. 9.37).

    Класс точности (0 — нормальная, 6, 5, 4, 2 — повышенные, в порядке возрастания) указывают через тире перед обозначением, например: 2—3160208 ГОСТ 8882—75; 6—204 ГОСТ 8338—75.

    Шарики и ролики (чаще игольчатые) применяют и в качестве отдельных деталей. Примеры обозначений:

    Шарик 5,8—10 ГОСТ 3722—81, где 5,8 — номинальный диаметр в мм, 10 — степень точности.

    Ролик 2X15, 8АЗ ГОСТ 6870—81, где 2 — диаметр, 15,8 — длина в мм ролика игольчатого, 3 — степень точности, исполнение А.

    Изображение и обозначение передач и их составных частей

    Подшипники качения на сборочных чертежах, согласно ГОСТ 2.420—69*, как правило, в осевых размерах и сечениях изображают упрощенно, без указания типа и конструктивных особенностей, основными линиями обводят только его контур с проведением тонких диагоналей (рис. 9.39, а). При необходимости в контур подшипника вписывают условное графическое обозначение по ГОСТ 2.770—68* (СТ СЭВ 2519—80), как показано на рис. 9.40, в последовательности, как на рис. 9.36.

    На учебных чертежах целесообразно применять «смешанные» изображения (рис. 9.39, б) с допустимыми ГОСТ 2.109—73* упрощениями, т. е. без фасок, галтелей, сепаратора и т. п.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читайте так же:
    Мурманское морское пароходство
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector