Montagpena.ru

Строительство и Монтаж
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое экзерсис в хореографии

Экзерсис

Экзерси́с (фр.  exercice  — «упражнение», от лат.  exercitium ) (также, в проф. жаргоне хореографов «станок», «классика») — комплекс тренировочных упражнений в классическом танце (балете), способствующий развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. [1] Упражнения выполняются у т. н. «станка» или на середине репетиционного класса. Основной и часто используемый комплекс упражнений состоит из приседаний (плие), батманов и «рондов» (фр.  rond de jamb — «круг ногой» ). Выполнение упражнений осуществляется с музыкальным сопровождением или «под счёт». Сначала выполняются приседания, затем комбинируются батманы и ронды — чаще всего преподаватели используют схему «медленно — быстро», комбинируя медленные упражнения (выполняемые обычно под музыкальное сопровождение размера 4/4) с быстрыми (музыкальный размер 2/4).

Плие, батманы и ронды преподаватели могут изменять и комбинировать, как в плане «схемы» (количество движений, направление и т. д.), так и изменяя сам элемент, усложняя исполнение, например, подъёмом на «полупальцы», добавлением плие, добавлением дополнительных движений для руки (рук). Упражнения экзерсиса — база для всей хореографии. Они развивают «профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники: выворотность и силу мышц ног, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений». [2] Без занятий классическим танцем можно обойтись, но они будут хорошим подспорьем для совершенствования техники танца: элементы экзерсиса встречаются в любом виде танца. Причём, профессионально заниматься балетом не обязательно — многие преподаватели народных, к примеру, танцев уделяют «станку» хотя бы полчаса—час в неделю.

Содержание

Классификация

Основные элементы экзерсиса

ПлиеБатман
Гранд плиеДеми плиеТандюФондюЖэтеФраппеГранд батман жэтеДевелопе
Батман тандю деми плиеДубль батман фондюПуантеПиккеБалансуаДубль батман фраппеПтиБотюБалансуаБалансуаПуантеПиккеС отведением на 1/4, 1/2 круга деми рондПассэС отведением на 1/4, 1/2 круга деми ронд
Ронд де жамб
Пар террАн лэрГранд ронд де жамб жэте

Примечания

  1. БСЭ. Архивировано из первоисточника 3 сентября 2012.Проверено 25 ноября 2011.
  2. Основы классической хореографии. (недоступная ссылка — история) Проверено 25 ноября 2011.
  3. Шипилина И. А. Хореография в спорте: учебник для студентов. — М.: Феникс, 2004. — Перечень элементов экзерсиса

Литература

1. Шипилина И. А. Хореография в спорте: учебник для студентов. — Феникс, 2004. — 215 с. — (Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте). — ISBN 978-5-222-05295-2

  • Экзерсис

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Экзерсис» в других словарях:

Экзерсис № 5 — Экзерсис №5 Экзерсис №5 Жанр Драма / Арт хаус Режиссёр Дмитрий Месхиев Продюсер Василий Карловский … Википедия

ЭКЗЕРСИС — [фр. exercice] система упражнений в музыке или танце. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. экзерсис (фр. exercice) система упражнении в музыке или танце. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

экзерсис — а, м. exercice m. устар. Грамматические упражнения. Лучинский 1879. Грамматика Ломонда была у меня, и экзерсисы мною без учителя все были пройдены. Гиляров Платонов Из пережитого 2 75. Все бедная я <должна> была делать: диктовать русские… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

экзерсис — экзерсис. Произносится [экзэрсис] и [экзерсис] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

экзерсис — сущ., кол во синонимов: 1 • упражнение (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Читайте так же:
Станки для распиловки круглого леса

Экзерсис — экзерсиз (франц. exercice, от exercer упражнять, развивать путём упражнений), комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Э. выполняются у «станка»… … Большая советская энциклопедия

Экзерсис — (франц. exercice, от лат. exercitium упражнение) муз. упражнение для развития техники игры на к. л. инструменте или пения (а также для разыгрывания или распевки). В основу Э. кладётся определ. конструктивное задание, направленное на… … Музыкальная энциклопедия

Экзерсис — м. Система упражнений для совершенствования техники исполнения чего либо (танца, музыки). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

экзерсис — экзерсис, экзерсисы, экзерсиса, экзерсисов, экзерсису, экзерсисам, экзерсис, экзерсисы, экзерсисом, экзерсисами, экзерсисе, экзерсисах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

экзерсис — экзерс ис, а … Русский орфографический словарь

Оскерко Т.В. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРЕОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ БАЛЬНОГО ТАНЦА

В статье анализируется проблемная ситуация, сложившаяся в хореографической подготовке спортсменов бального танца. Рассматриваются вопросы, связанные с использованием средств классического танца с учетом особенностей бального танца. Содержание хореографической подготовки представлено как система упражнений различной координационной сложности и методов воздействия, направленных на воспитание творчества, двигательной культуры спортсменов, на расширение арсенала выразительных средств танцора.

Одним из видов подготовки спортсменов в танцевальном спорте является хореография (хореографическая подготовка). Ее содержание – система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры спортсменов, а также расширение арсенала их выразительных средств.

Хореография – одно из важнейших средств эстетического воспитания. Занимаясь классической хореографией, спортсмены соприкасаются с различными видами искусства. Например, музыка на уроках хореографии знакомит их с основами музыкальной грамоты. Спортсмены должны выполнять движения в соответствии с ритмом, темпом и характером музыкального сопровождения. Занятия хореографией также развивают творческие способности спортсменов. Воспитывается ощущение красоты движений, их гармонии с музыкой, формируется способность передавать в движениях определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Все это позволяет создавать художественный образ при выполнении соревновательных упражнений.

Занятия классической хореографией способствуют решению образовательных задач, расширяя объем двигательных умений и навыков.

Кроме того, в сложно координационных видах спорта (именно таковыми и являются бально-спортивные танцы) хореографическую подготовку относят к разделу специальной физической подготовки: на занятиях хореографией развиваются такие физические качества, как гибкость, координация движений, выносливость, улучшаются показатели скоростных качеств, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Формируется гармония различных танцевальных вариаций, высокое качество и эстетика исполнения соревновательных программ. Но все это возможно только при наличии методики, учитывающей логически обоснованную последовательность обучения.

Анализ научно-методической литературы показал, что спортивные танцы как вид спорта нуждаются в разработке научно-методических положений организации тренировочного процесса, в критическом переосмыслении имеющихся средств, форм и методов обучения. Многие специалисты считают, что все это возможно, если хореографическая подготовка станет одним из ведущих компонентов учебно-тренировочного процесса. Многие поддерживают данную точку зрения, считая необходимым применение средств классической хореографии в качестве неотъемлемой части подготовки спортсменов в сложно координационных видах спорта.

Специалисты утверждают, что хореография – важное средство эстетического воспитания. Занимаясь классической хореографией, по мнению Способина И.В. [1], спортсмены соприкасаются с различными видами искусства. Например, использование музыки на уроках хореографии знакомит с основами музыкальной грамоты. Спортсмены должны выполнять движения в соответствии с ритмом, темпом и характером музыкального сопровождения.

Читайте так же:
Ударная отвертка как пользоваться видео

Занятия хореографией развивают также творческие способности спортсменов. Шароватова В.А. [2] считает, что у занимающихся воспитывается ощущение красоты движений, их гармонии с музыкой, формируется способность передавать в движении определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Все это при выполнении соревновательных упражнений позволяет создать художественный образ.

Занятия хореографией способствуют решению и образовательных задач. Так, за счет движений классического танца расширяется объем двигательных умений и навыков.

Кроме того, по мнению Шипилиной И.А. [3], в сложно координационных видах спорта хореографическая подготовка относится к разделу специальной физической подготовки, т.е. в процессе занятий хореографией развиваются такие физические качества, как гибкость, координация движений, выносливость, улучшаются показатели скоростно-силовых качеств, укрепляется опорно-двигательный аппарат.

Значение хореографической подготовки танцоров возрастает с каждым годом, тем более что динамика исполнения соревновательных программ постоянно увеличивается, а это диктует необходимость как совершенствования технического мастерства спортсменов-танцоров, так и повышения уровня развития их физических качеств, в том числе специальной выносливости.

Основой хореографической подготовки танцоров является хореография в самом объемном своем понимании с использованием разнообразных средств танцевального искусства. Так, Семенова И.Е. [4] считает целесообразными следующие хореографические дисциплины: классический танец, историко-бытовой танец, современные направления хореографии (джаз, модерн, степ), народно-сценический танец. Но возникает вопрос: упражнения какого танца должны превалировать на уроках хореографии, и в каком соотношении давать их с учетом специфики двигательной деятельности в танцевальном спорте?

Хореографическая подготовка в спортивных танцах базируется, главным образом, на основе классического танца. При занятиях классической хореографией с танцорами следует учитывать следующее: во время занятий классическим экзерсисом вырабатывается правильная постановка корпуса, обеспечивающая надежную опору и артистическую окраску pas. Именно такая постановка корпуса необходима, прежде всего, в танцах стандартной программы, следовательно, движения классической хореографией должны быть неотъемлемой частью средств хореографической подготовки танцоров.

Нет необходимости выполнять движения классического танца по выворотным позициям. Специфика выполнения данных движений диктуется особенностями техники танцоров. Проведенный Смелковской Е.В. [5] анализ положения опорной ноги при выполнении движений у спортсменов-танцоров и артистов балета свидетельствует о том, что в силу специфики исполнения европейской программы опорная и свободная ноги не могут быть развернуты, т.к. требуют параллельной постановки ноги. Но, с другой стороны, в спортивных танцах есть латиноамериканская программа, которая требует частичной выворотности (первая свободная позиция), и существуют еще правило: носок свободной ноги танцора должен быть вытянут.

Таким образом, в силу специфики движений в танцевальном спорте нет необходимости требовать от спортсменов выворотного положения опорной ноги при выполнении основных движений классического экзерсиса (как в балете), но следует обращать серьезное внимание на положение свободной ноги.

Также необходимо включать в занятия движения классического танца с поднимаем на полупальцы (releve). При занятиях хореографией, по мнению Рубштей Н.А. [6], важно включать в них упражнения, способствующие укреплению мышц ног, отвечающих за работу стопы.

Для решения данной задачи движения классического экзерсиса, такие, как дэми и гранд плие, батман тандю, батман жэтэ, батман фондю следует сочетать с релеве, т.е. с поднимаем на полупальцы.

Необходимо использовать формы пор дэ бра (всего их шесть). В уроке классического танца спортсменов-танцоров важным представляется организация (формирование) красивых линий и выразительной пластики верхней части тела, и прежде всего рук. Для решения данной двигательной задачи применяются формы пор дэ бра.

Читайте так же:
Токарные изделия из дерева на чпу

Должное внимание следует уделять изучению и совершенствованию приемов выполнения различных вращений, и прежде всего вращениям типа «шене», что необходимо при исполнении данной группы движений в бальных танцах.

Необходимо использовать в занятиях прыжки (движения группы аллегро). Упражнения этой группы, где уступающий режим работы мышц сочетается с преодолевающим, способствуют воспитанию силы мышц, отвечающих за работу голеностопного сустава. Кроме того, выполнение упражнений данной группы повторным методом с ординарными или жесткими интервалами отдыха будет способствовать воспитанию специальной выносливости.

Необходимо включать в занятия движения «партерной хореографии». Введение партерного экзерсиса рекомендуют самые различные авторы. Хавилер Д.С. [7] считает, что особенно это важно на этапе начальной подготовки. Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшей затратой энергии решить сразу три задачи: повысить подвижность суставов, улучшить эластичность мышц и связок, увеличить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног и эластичность стоп. Кроме того, при использовании упражнений данной группы активно развивается гибкость.

При выполнении классического экзерсиса развивается равновесие. Также занятия классической хореографией позволяют активно воспитывать такое многоструктурное физическое качество, как координационные способности.

Проводя занятия со старшими спортсменами, необходимо требовать от них точную манеру исполнения танца.

Анализ содержания и особенностей хореографической подготовки в танцевальном спорте позволяет сделать следующее заключение: хореографическая подготовка должна быть неотъемлемой частью тренировочного процесса спортсменов; хореография полифункциональна, ее воздействие многогранно, оно выражается в специально-технической, специально-физической, эстетической направленности.

С помощью хореографии решается целый комплекс задач, связанных с подготовкой спортсменов:

— всестороннее и гармоничное развитие спортсмена;

— совершенствование его технической подготовленности;

— повышение уровня физических качеств: координационных способностей, гибкости, быстроты, силы, выносливости;

— воспитание эстетических и творческих способностей, развитие индивидуальности, танцевальности, пластичности, выразительности и культуры движений, артистичности исполнения спортивных программ.

При проведении занятий по хореографической подготовке в спортивных танцах необходимо учитывать специфические особенности избранного вида спорта.

Конкретное использование средств классической хореографии и их соотношение в тренировочном процессе будут зависеть от различных факторов:

задач тренировочного занятия;

уровня их подготовленности;

вида программы, в которой выступают танцоры;

индивидуальных особенностей танцоров;

задач, стоящих перед данным уроком.

Список литературы:

1. Способин И.В. Элементарная теория музыки. — Москва, «КИФАРА». — С.12-15

2. Шароватова В.А. Методические аспекты уроков классической хореографии для исполнителей спортивных танцев // Спортивные танцы: бюллетень. — 1999. — № 5. — С. 9-25.

3. Шипилина И.А. Хореография в спорте: Учебник. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 224 с.

4. Семенова И.Е. Преподавание хореографических дисциплин для тренеров и исполнителей спортивных танцев. — М.: РГАФК, 1999. — 44 с.

5. Смелковская Е.В. Классический танец на отделениях «бального танца» в вузах культуры и искусств //Сборник тезисов научно-практической конференции; отв. ред. В.Н. Нилов. — М.: МГУКИ, 2001. — 28 с.

6. Рубштей Н.А. Что нужно знать, чтобы стать первым.- М.: Изд.дом «Один из лучших», 2002. — С. 25-31

Читайте так же:
Приведите примеры природных и синтетических полимеров

7. Хавилер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. — М.: Новое слово, 2007. — С. 95-96

Экзерсис

Экзерси́с (фр.  exercice  — «упражнение», от лат.  exercitium ) — комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации движений у учащихся либо артистов балета.

Каждый урок начинается с разогрева и медленной проработки различных групп мышц. Сначала все упражнения выполняются у палки, затем — на середине балетного зала. Ученики младших классов большую часть урока проводят у палки, в то время как в уроке артистов экзерсис у палки сокращается до 20-25 минут и большая часть урока отдаётся середине и затем прыжкам. Выработанный веками урок классического танца практически неизменен по своей структуре: ученики и взрослые артисты выполняют практически одинаковые базовые элементы в схожей последовательности: с повышением уровня мастерства от года к году меняется лишь темп (скорость исполнения движений), координация (сочетание движения ног с движениями рук, корпуса и головы) и насыщенность комбинации, строящейся вокруг базового элемента.

Любое движение, входящее в экзерсис, можно изменять и комбинировать, как в плане «схемы» (количество движений, их направление и т. д.), так и видоизменяя сам элемент, усложняя его исполнение подъёмом на полупальцы и опусканием в плие, вращением и поворотами, добавлением координации с движениями рук, корпуса и головы.

Упражнения экзерсиса — основа любой хореографической подготовки. Они развивают физические качества, необходимые для профессионального выполнения движений практически любой танцевальной техники: выворотность, эластичность и силу мышц ног и спины, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений.

Свои виды экзерсиса разработаны и в других видах танца. Упражнения у палки являются обязательной составной частью уроков академического характерного и народно-сценического танцев. Уроки джаз-танца и танца модерн преимущественно строятся на упражнениях на середине зала, однако в профессиональных школах отдельные педагоги также практикуют и упражнения у палки.

Содержание

Построение урока [ править | править код ]

Чаще всего все упражнения выполняются дважды: сначала с правой ноги, затем — с левой (по желанию педагога возможен и обратный порядок). Первое упражнение у палки (plié) делается на двух ногах, поэтому может выполняться и один раз, без повтора комбинации.

В русской школе классического танца урок обычно начинается с плавных приседаний (pliés) по 4-м позициям [1] :22 , исключение составляет III позиция.

Урок строится таким образом, что насыщенность упражнений идёт по нарастающей, с постепенным увеличением амплитуды и сложности выполняемых движений. В то же время, «не ломая построения урока и отдельных учебных заданий, надо по возможности чередовать сильное напряжение мышц с более лёгким, внося тем самым в их работу соответствующее разнообразие и отдых» [2] . Упражнения в спокойном темпе чередуются с быстрыми, отрабатывающими мелкую технику.

Музыкальное сопровождение [ править | править код ]

Выполнение упражнений осуществляется с музыкальным сопровождением или «под счёт».

Замечательный русский педагог-хореограф Н. Г. Легат, импровизируя, сам играл на рояле, когда вёл уроки классического танца. Задавая нам упражнение, он одновременно слегка напевал музыкальную тему и затем её же воспроизводил в соответствующей гармонизации на рояле.

Партерный экзерсис [ править | править код ]

Экзерсис на полу [fr] * (exercice par terre / barre au sol) впервые был применён педагогом Борисом Князевым. Он активно применяется для развития профессиональных физических данных и при реабилитации после травм как в балете, так и в спорте; является вспомогательной учебной дисциплиной в балетных школах и училищах, .

Читайте так же:
Узоры из прутка своими руками

Для чего нужны элементы экзерсиса классического танца

kt

Обучение хореографов требует регулярного выполнения упражнений для тренировки тела. Весь экзерсис классического танца необходим для правильной постановки корпуса, координации, устойчивости (aplomb), развития мышц и двигательной памяти, укрепления суставно-мышечного аппарата. Так же, упражнения классического танца позволяют устранить физические недостатки: сутулость, косолапость, некоторые виды сколиоза, кифоза и лордоза, плоскостопие, опущение шейного позвонка и мн. др.

Педагог должен объяснять для чего делается каждое упражнение и, конечно, указывать ошибки. Это нужно, не только для красоты исполнения движений, но и для правильной работы мышц и суставов. Следовательно, главная задача классического экзерсиса у станка заключается в том, что грамотно подобранные, регулярно повторяемые тренировочные упражнения развивают тело исполнителей и помогают изучать более сложные движения.

Plie и releve по всем позициям ног — первые упражнения экзерсиса у станка. Основная задача plie и releve — развитие подвижности тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. Они развивают силу ног, выворотность, эластичность. Plie и releve — это основа всех движений, в том числе прыжков.

Battements tendus — первое упражнение, при котором движение в тазобедренном суставе осуществляется отдельно от опорной ноги. Исполнение этого упражнения вырабатывает натянутость всей ноги (в колене, подъеме, пальцах ног) и силу ног. Battements tendus лежит в основе многих движений в хореографии.

Battements tendus jetes — служит закреплением и усложнением battements tendus. Вырабатывает силу, натянутость ног, также добавляет легкость. Развивает подвижность тазобедренного сустава и воспитывает стопы для исполнения прыжков.

Rond de jambe par terre — первое упражнение, при котором тазобедренный сустав осуществляет круговые движения. Оно развивает подвижность тазобедренного сустава и его выворотность.

Battements fondus — развивает силу ног и позволяет добиться мягкости, эластичности, подвижности в коленном и голеностопном суставах в приседаниях. Все это необходимо при исполнении прыжковых элементов.

Battements frappe — часто комбинируется с battements fondus. Упражнение развивает подвижность и увеличивает ловкость коленного сустава.

Rond de jambe en l’air — исполняется только нижней частью ноги (от колена), что вырабатывает силу бедра. Развивает силу ног, натянутость и подвижность в коленном суставе. Сложность заключается в том, что в обычных движениях человека редко встречается поворот в коленном суставе.

Petits battements — способствует развитию ловкости и подвижности ноги от колена.

Battements releve lent и battements developpe — помогает удерживать ногу на предельной высоте. Упражнения развивают шаг, силу ног (бедра). Естественная амплитуда движения ноги вперед 120°, в сторону — 60°, назад — 15°. Для увеличения амплитуды делается поворот, сгибание и приведение таза в тазобедренном суставе опорной ноги.

Grand battement jete — заключительное упражнение у станка. Развивает шаг и подвижность тазобедренного сустава.

Даже при исполнении тренировочных упражнений, следует добиваться выразительности, эмоциональности, гармоничности в соответствии с музыкой.

Для более полного понимания исполнения упражнений, представленных в статье, Вы, можете посмотреть Движения классического танца.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector